Ложная память Парфёнова
На модерации
Отложенный
Вышел-таки на кассетах исторический (трижды уже показанный НТВ) телесериал Парфенова "Намедни 1961-91" . Цель проекта - лишний раз прополаскать мозг электората, "напомнив", что, оказывается, главным в нашей истории этих лет были Сахаров, диссиденты, "Голос Америки", магазины "Березка", анекдоты про Брежнева и путевки в Болгарию. Главная уловка комментируемой хроники в спекуляции на приятных эмоциях, механически возникающих у зрителя, "возвращающегося" в советское прошлое, вспоминающего характерную лексику, саундтрек и материальную культуру "застоя". Отныне каждый может купить себе несколько кассет с теми датами, которые его особенно волнуют. Тем же, у кого строго "советских" воспоминаний не так много, и того проще учить историю не по школьным учебникам, но по коротким парфеновским сериям, в которых победившая современность собственной персоной представлена не голосом учителя, но рекламными блоками, жаль что их нет в кассетной версии, контраст теряется. Расслабившись в бассейне позитивных эмоций, временно забыв об окружающем постсоветском кошмаре, получив инъекцию "утраченного" комфорта, человек, по замыслу Парфенова, теряет всякую бдительность и воспринимает более чем сомнительный комментарий как собственные мысли, эмоции, знания, пережитые им когда-то. Голос с экрана воспринимается как внутренний, как озвученный итог всей жизни нескольких поколений. Визуально воплощать представление о внутреннем голосе призван сам Леонид Парфенов, прохаживающийся на фоне видов.
Сначала вам показывают, как тогда закручивали варенье, какие фильмы смотрели и в какие театры занимали очередь, теперь, когда вы достаточно инфантилизированы и с улыбкой киваете, ведущий переходит к более серьезному, экономическому или геополитическому комментарию, естественно, доказывающему, что все благосостояние СССР являлось иллюзией, а все международные союзники оказались либо предателями, либо параноиками. Если вам кажется, что все в точности так и обстояло (а как же еще? ведь и варенье, и фильмы, и театры приводятся подлинные, значит ...), то вы именно тот, на кого НТВ рассчитывает, и вам не за чем дальше читать эту статью.
Психоаналитически, задача Парфенова элементарна - воспитать в зрителях эффект ложной памяти, смешав их собственный опыт с навязываемым извне посланием. К ложной памяти склонно в той или иной степени большинство, не справляющихся с поступающей к ним информацией, людей. Свой опыт и чужой комментарий не различаются. Этим эффектом выгодно пользуются всевозможные "предсказательницы, гадалки и вселенские медиумы", рекламирующие себя в желтой прессе.
Особое послание в многочисленных заставках, пристегивающих образ Парфенова к принципиальным для советской истории архивным кадрам. "Мы всегда были там, хотя нас до поры и не было заметно, мы подавали зажигалку Фиделю Кастро и рушник Хрущеву, заглядывали через плечо Рейгана в карман Горбачева и даже летали в космос, чтобы следить за здоровьем дрозофиллы, только теперь мы можем безопасно показаться и вы имеете шанс оценить нашу важность в вашей истории" - примерно так можно расшифровать компьютерные "шутки" Парфенова с монтажем. О ком идет речь? Правильно, о пятой колонне, агентах влияния капитализма, о "врагах народа", выражаясь более ранним, сталинским языком. Сталинизм, кстати, не захватывается сериалом еще и потому, что Парфенову, соблюдая идеологический стиль, пришлось бы размещать себя на скамье подсудимых какого-нибудь показательного процесса в 37-ом или по ту сторону проволоки соловецкого лагеря, что нежелательно, ибо тогда зрителю, наконец, стало бы ясно, с кем он имеет дело.
Но вернемся от заставок к комментариям. Резонный вопрос: от чьего лица ведется повествование? Т.е.
какой субъект идеологизирует предлагаемый вниманию ряд событий? Судьбоносная интерпретация становится возможной значительно позже, а не в момент события (см об этом Славой Жижек "Возвышенный объект идеологии", раздел о ретроактивном характере значений). Но кто интерпретатор? Рефлексию какой группы, класса, меньшинства воплощает собой Парфенов? Судя по пластике, прическе, слэнгу, интонациям, подборке цитат и специфическому юмору, он не хотел бы походить на перевоспитавшегося комсомольского работника, но и с его противоположностью, фанатичным борцом-антисоветчиком, ассоциироваться резона нет. Не популярно.
Боязнь любой глобальности и элементарного обобщения (не говоря уже об ужасе перед исторической диалектикой) выдают в его образе черты столичного фарцовщика, проучившегося пару курсов в престижном вузе, вылетевшего за леность и потому обидевшегося на советскую власть. Наверное, биография Парфенова была другой, но мы говорим об образе, а не об актере. Он узнаваем без труда: так говорили, шутили, запоминали себя недоросли из обеспеченных, городских, но не самых благонадежных семей, точно описанные Довлатовым в его повестях американского периода.
Это они до утра слушали западные "голоса", пока миллионы их сограждан высыпались перед очередной заводской сменой, они коллекционировали политические анекдоты, о которых большинство граждан просто не догадывались, они гонялись за подлинными джинсами и проверяли их спичкой "пилятся ли?", в то время как тысячам их соседей было не так уж важно, во что именно одеваться, они скупали у "березок" чеки и давились в очередях за икрой и хрусталем, поражаясь, как это кому-то хватает заурядного гастронома, они панически боялись статьи о тунеядстве и "всевидящего КГБ", которое, кстати, такой мелочью тогда не занималось. Они, слушая плохие копии американских пластинок, не понимая советского шарма отечественной эстрады, презирали все "официальное". Им было действительно наплевать и на Вьетнам с Кубой и, надо заметить, на Сахарова с Буковским.
Социально слепая, трусливая, равнодушная к труду и подвигу, брезгливо улыбающаяся и сторонящаяся любой, требующей жертв, идеи, только зарождавшаяся в крупных мегаполисах новая буржуазия с неизлечимым комплексом неполноценности перед Западом. Вот чья это интонация, комментарий, взгляд. Вот чье это, воплощенное в парфеновщине, желание, чтобы все было именно так, чтобы ничего большего в прошлом и не существовало и тогда, значит, паразитическая и ироничная жизнь оказывается единственно верной и совпадающей с генеральной линией НТВ. В чем же опасность? В том, что они хотят стать нами, приватизировав вместе с эфирным временем наше прошлое. Они хотят сказать, будто это мы, мы все, так помним себя. Они намекают, что все "совки" втайне мечтали быть фарцовщиками, вот только смекалки не хватало. Те, на кого сделал ставку наш противник в холодной войне, близкие Западу по стилю, не составляющие и одного процента нашего общества, выдают сегодня свои впечатления за самосозание нации. Из Барта нам известно, единственный способ для буржуазии держать в подчинении всех остальных - навязать массам свое, пусть и совершенно не естественное для них, самоощущение. Только там, где большинство видит себя буржуазными глазами, возможен капитализм, во всех остальных случаях никакого силового аппарата подавления не хватает, чтобы заставить народ повиноваться.
По мне, так интереснее читать партийные передовицы "Правды" тех лет или правозащитный самиздат, по крайней мере, не устаешь поражаться, как обе, бодающиеся, стороны не желали замечать происходящего вокруг них опошления, завершившегося катастрофой, приходом олигархов и возникновением олигархических же телевизионных каналов
Комментарии
Противно.
всё это жалкое подобие шавок и мосек , не стоящих даже выброшенной туалетной бумаги.
Но послушать их следует ,- врага нужно знать...
Познеры могут обмануть , они ведь очень далеко не дураки...
Дурак и мразь. Озлобленная личность - в школе был первый троечник, по жизни - неудачник. А тут на тебе, оформился - призвали к борьбе с коммунизмом. А при коммунистах - в своих речах гневно обличал капитализм. Проститука политическая, вид - обычная, вульгарная.
1. Откуда Вам известно, каким-таким первым троечником он был в школе; и
2. Где и когда он гневно обличал капитализм при коммунистах.
Заранее спасибо.
Если чем-то Вам не угодил, я не виноват. Сказал как думаю. Факты про Парфенова читал сам. Но - сейчас выкладывают пол кальку одну и ту же, угодную им, статью биографии этого деятеля типа от искусства. ИМХО.
Вы взяли да и вылили публично ушат грязи на человека, которого даже не знаете, да запросто так, вот всю жизнь не могу понять, откуда это в людях берется..
Что же конкретно до Парфенова, то он может нравиться или не нравиться, но он никак не мог быть троечником в школе хотя бы потому, что закончил журфак ЛГУ, а на журфаки, тем более -в центральные ВУЗы, в советское время был огромный конкурс (до нескольких десятков человек на место, с соответствующим уровнем проходного балла), и с троечным школьным аттестатом у него даже документы бы не приняли. По блату он тоже туда поступить не мог, т.к. у него самые обыкновенные родители (мать -школьная учительница, отец- заводской инженер).
А вот пообличать капитализм он элементарно не успел, даже если бы и захотел..
С приходом Горбачева обличать его стало уже необязательно, а Парфенову тогда было всего 25 лет, и на ЦТ он далеко еще не работал.
Какие спросите возможности? Скажу про себя. После школы работал на заводе слесарем-сборщиком. Выразил желание получить высшее образование и был направлен от завода на подготовительное отделение ВУЗа (рабфак). Рабфак был тогда гарантией поступления в ВУЗ без вступительных экзаменов. Где он теперь? Получил бесплатное (где оно теперь?) высшее образование. Был направлен на завод. Моя семья (я, жена, ребенок) получила комнату в общежитии. Как молодой специалист встал в очередь на получение жилья. Через 4 года мы получили квартиру, естественно, бесплатно!
Обьективности и фактов нет.
Есть натяжки, подгонки.
Обвинять другого в необьективности и даже в вранье, когда сам... эм...
Я не питаю какой-то особенной любви к Парфенову, но отказать ему в профессинализме невозможно. Фильмы его смотрел. Ничего особо зловредного как-то не увидел. Мне кажется, что он изложил события довольно верно. Поэтому выхватывать какие-то куски и обвинять его в чем-то, думаю, что это неправильно. И "голоса" слушали, и за джинсами гонялись и т.д. Вот чего не припомню, так это давки за икрой. Здесь явный перегиб. И очень забавно, когда обвиняя Парфенова, автор ссылается на Довлатова. Который уехал из страны. Вот это самое удивительное в этой статье.
Довлатов уехал в Америку в 1978, там издавал свои произведения. Автор пишет: "....точно описанные Довлатовым в его повестях американского периода." Что вам так удивительно?
И что на Довлатова ссылаться забавно. Довлатов уехал из страны.
Может даже она так и не сбылась)
Этот-то народ и произвёл своим трудом средства и капитал на которые был построен Израиль.
Парфёнов тоже лжёт, но по своему. Или он продукт оболванивания или один из оболванивателей.
Россия должна стать христианской свободной страной, где правда будет руководить людьми, а не ложь древних врунишек с Востока.
Комментарий удален модератором
Бывает, еще как бывает.
А тема антисоветчиков/фарцовщиков (см. Парфенов, Познер, Берман, Жандарев, Эрнст, Дибров и пр) актуальна и СЕГОДНЯ и ВЧЕРА и ЗАВТРА. И будет актуальна до тех пор пока у них в руках "голубой экран" и они втюхивают народу свой необъективный, ущербный взгляд фарцовщиков на Страну, где я родилась.
И Диброва с Познером в кучу не надо валить. Одно дело саморисующийся эстет, другое - Познер.
МАГАЗИНЫ СТАНДАРТНЫХ ЦЕН
В новом универсальном магазине на улице Кирова (Москва) торгуют, наподобие знаменитой американской фирмы "Вульворт", по стандартным ценам - от двух до 25 рублей. В магазине нет ни полок, ни прилавков. На красиво оформленных "островках" и в витринах живописно разбросаны образцы всевозможных товаров. Как на ярмарке, они у всех на-виду , их можно разглядывать и щупать. Продавщица в то же время и кассир. Только скажи, - и заранее упакованная вещь немедленно выдается.
Один молодой человек еще два года назад был поклонником камеди клаба, сейчас поражается - как он мог ржать над этими дебилами и такой пошлятиной...
Надо рассказывать, Юра, надо…. а то ведь прошлое может вернуться.
Но всё-таки сейчашняя ближе той, которую я хочу, чем та, что была.
И дети мои воспитаны тоже правильно, они не делят нашу Родину на лживую и нелживую, на нищую и не нищую. Родина -она у нас одна!
О господи. Как же вам пополиткорректнее ответить-то, без использования слов "восторженные идиоты".... Притчу-то знаете, про осла и морковку? Роман Днепровский тут
http://www.proza.ru/2010/05/18/1542
весьма наглядно применил ее к той ситуации. Ну куда они исчезнут? и кто будет все распределять? партком, конечно...
А к Родине моей тот гнилой нарост имел отношение чисто паразитическое. Теперь она, к счастью, сбросила его - надеюсь, навсегда.
А мы? что ж.... помогали, чем могли, сочувствовали, создавали "питательную среду" для того, что произошло на сломе 80х и 90х - самого счастливого события в жизни моей Родины за последние 60 лет.
Парфенов-обыкновенный шоумен,который на истории делает свой бизнес.
Кому интересно, прочитает, расширит область знания.
интернет есть.
где сейчас такого рода передачи?
понимаете мне не нравится вопль автора поста... он мол все извращал.
ну так не вопить надо, а факты представлять, а фактов нет, сопоставлений нет, есть типа осуждение точки зрения.
и вопль.
Резуна вам напомнить и его учебники.
только вот альтернативы передачам парфенова так и не нашлось, чтобы читать обсуждать ... стимулировать интерес к истории
зато есть дом два.
Если человек в 7-м классе мог решить задачку, которую не может решить в 25 лет - это может быть связано с тем. что он перенастроил мозг на решение задач другого типа. Но в данном случае это оправдание не работает...
«Чем больше ложь, тем в нее больше верят, тем она действует сильнее». Геббельс.
Комментарий удален модератором
Вы хоть представляете, какой это огромный труд -
эти фильмы? А другие его телепроекты?
Вы просто завидуете, потому что сами работаете плохо, работа ваша не востребована, платят мало...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вообще, партия долго навязывала своё, а не исполняла волю народа.
Отчасти это неприятие было вызвано всё больше и больше просачивающейся информацией. Когда вычислилось, что там живут не хуже, а лучше. И не немногие, а многие.
Впрочем, посмотреть на источник - и уже можно не читать.
Впрочем, достаточно было посмотреть на источник, чтобы не читать ее вовсе.
Заставка выбрана неудачная - Муслим Магомаев уж никак не был "недоучившейся фарцой", однако именно он слушал американские пластинки (и собрал огромную их коллекцию), хотя вынужден был петь то, что мы все слышали в его исполнении. Он сделал, что мог, чтобы советская эстрада была хоть чуть-чуть человекообразной, за что ему огромное спасибо.
Ну, а автору заплатят, где положено.
Вообще конечно поразительно, что нашелся человек, подумавший, что фото Магомаева - это и есть он, тот самый тунеядец - фарцовщик клянчащий чеки у "березки" и пристающий к "фирмЕ" - не продадите ли рубашку, мистер, плиз?
А уж когда с обалденной помпой и шумихой отбыл на стажировку в Ла Скала, а потом быстро тихо вернулся... :)
У Зыкиной дело было такое. Кабзон вообще сорока-ворона, и бандитов потом уважил. :) Трошина толком не помню. А вот Марк Бернес был до того, как партии был вынесен приговор.
Пугачеву уважаю. За то, что эту дефирамбную шнягу не пела.
Я тоже был недоволен. Но практически никак это не проявлял. Казалось, еще долго будет длиться.
Однажды Магомаев «проштрафился», и Фурцевой, которая обожала Магомаева, пришлось наказать его - ни радио, ни ТВ, ни концертов на определенный период.
Через некоторое время к Фурцевой звонит Андропов и сообщает, что Магомаев должен петь на концерте посвященном юбилею КГБ. Фурцева объясняет, мол, мальчик наказан... Лично у нашего ведомства нет претензий к мальчику, говорит Андропов. И... Фурцева радостно сообщает Магомаеву, что наказание отменяется.
Было обидно за нее - все такие и сякие, отмеченные тем и тем, народные артисты СССР, а она только - заслуженная РСФСР. Хотя для народа она была больше всех прочих "народных" взятых вместе.
А вот эти "наказания" - это вообще коммунистическая тупость, за которую я их ненавижу.
Введенное ими понятие "идеологически чуждое" меня (и не только меня) столького всего лишило, что за этот должок им долго корчиться в аду.
А уж пресловутое "родственники за границей"... Ему что, что бы очиститься, нужно было усыновиться у Фурцевой? Или съездить выкрасть (или убить) этих родственников? Или подписать какую бумагу об отказе от них?
Тупо, всё тупо! Аж бессильное бешенство берет! И стыдно... :(
Какая уж честь, если пел дифирамбы партии...
Заметим, что дерьмократам дифирамбы не пел. Изворотливым, ползучим гадам (хамелеонам) руки не подавал, игнорировал сворю бездарей от политики и искусства. :)
Да они как-то и не настаивали, и регалий особых не давали ему... :)
Да и вообще у демократов как-то принято не заказывать дифирамбов и восхвалений. Может, потому и ругают их, особенно те, кто привык пастись в кормушках за восхваление? :)
Позвольте полюбопытствовать - какие достижения есть у дерьмократов, чтобы восхвалять их? ;) Ни черта нет, все советское "донашивают". Иль вы намерены петь про турецкие стиральные машины и китайские дерьмотовары?
Не царское это дело - с кем-то в компании лизать задницу партии! Нужно среди равных лизунов! :)
У меня сейчас есть много такого, что есть у моих современников там, за бугром. Тогда - не было.
А главная заслуга дерьмократов - они когда не сделают ничего наподобии того, что большевики сделали с Битлами. Знаете, что им даже с самолёта не дали сойти, когда они сами прилетели?
Когда Никиту Михалкова справедливо критиковали за его убожество "УС-2", то находились его защитники (в основном дамочки неопределенного возраста), которые вопили, что ему все завидуют и интригуют. Можете сами почитать этот бред на Рускино.