Госдума: взгляд на пепелища без тревог

7 сентября состоялось первое депутатское заседание осенней сессии-2010. Думская оппозиция  продемонстрировала, что может настаивать на своем, вынудив «Единую Россию» встать и почтить минутой молчания память погибших на пожарах. По официальным данным, огонь унес жизни 60 россиян. 

К ранее провозглашенному лозунгу о том, что «парламент не место для дискуссий» Грызлов добавил еще один: «здесь не должно быть место популизму». Его предостережение явно касалось оппозиции. Но едва отзвучал советский гимн, ознаменовавший открытие шестой сессии Госдумы пятого созыва, депутаты малых фракций пошли в наступление. Депутаты-коммунисты, «справроссы» указали грызловцам, что, если аномальная жара спровоцировала пожары, то те законы, которые «Единая Россия» продавливала, игнорируя мнение оппозиции и специалистов, создали в стране политическую и управленческую систему, не способную оберегать граждан и природу, тушить пожары и бороться с какой бы то ни было стихией. «Единороссам» припомнили принятые ими бездарно рыночные Лесной, Водный, Земельный кодексы, развал местных служб пожаротушения и охраны лесов, равнодушно-неповоротливую чиновничью вертикаль, состоящую в основном в «Единой России».

В последовавших заявлениях фракций депутаты дали нелицеприятную оценку действиям власти и ее партии в это огненное лето. По словам Геннадия Зюганова, жара и пожары были предсказуемы, к стихии нужно было подготовиться и встретить ее во всеоружии. Но власть ничего для этого не сделала.
Главным вопросом первого заседания Госдумы стало заявление  «О ситуации, связанной с аномальными природными явлениями лета 2010 года». Его в спешном порядке подготовили «единороссы» после того, как узнали, что коммунисты хотят выступить с заявлением по этому вопросу. Два документа можно было бы объединить в один. Но «Единая Россия», сверяющая каждую букву и запятую в правительственных структурах, не может да и не хочет взаимодействовать с другими партиями и фракциями. Проект коммунистов был отвергнут.
На «разбор полетов» пришли в Госдуму замминистра природных ресурсов и экологии Семён Леви, замминистра регионального развития Константин Королевский, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу,  руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков, министр сельского хозяйства Елена Скрынник.
«Единоросс» Николай Гончар представил заявление, в котором главными виновниками пожаров были названы аномальная жара, отсутствие дождей и Советская власть, высушившая торфяные болота. Что касается действующего руководства, то оно, по версии авторов заявления, доблестно боролось со стихией, а граждане показывали примеры героизма. В итоге огонь был побежден. Тот факт, что успехи в пожаротушении были достигнуты, когда начались дожди, в документе не отражен.
Оправдывая антинародный Лесной кодекс, Гончар сослался на просьбы субъектов РФ, которые якобы очень хотели именно такой закон. Но «единоросс» сильно преувеличил значение пожеланий с мест. Кодекс сильно лоббировало правительство. И ему «единороссы» не перечили. А сейчас готовы «разработать систему добычи и переработки торфа» и предусмотреть в бюджете 2011 года средства для мероприятий по ликвидации аномальных природных явлений.  

Неэффективно, признался Гончар, сработало на пожарах местное самоуправление. Высказался за то, чтобы как можно быстрее развивать рынок страховых услуг, который, как видится «единороссу», будет решать проблемы пострадавших от стихии.
Были приведены данные: в пожарах пострадало 17 регионов РФ, 148 населенных пунктов, погибло 53 человека, было 30 тыс. загораний, площадь пожаров составила 1,2 млн гектаров. Но не все цифры, озвученные Гончаром, совпали с министерскими. По версии «единоросса», крова лишились 2448 семей, а минрегионразвития говорит, что таких семей 3141. Столь значительные расхождения в подсчете нуждающихся в жилье вынуждает сомневаться в точности представленных Госдуме данных. Все ли погорельцы учтены, и все ли обретут к зиме обещанную крышу? Да и пожары еще не побеждены. В Свердловской, Челябинской и Тюменской областях люди продолжают сражаться с огнем.
О рындах и помпах, которые исчезли с принятием известного закона о местном самоуправлении, говорил глава Комитета по безопасности Владимир Васильев («Единая Россия»). Его задели упреки жителей Тверской области. Теперь принято решение обеспечить каждый населенный пункт, где более 50 тыс. жителей, не только рындой с помпой, но и пожарными рукавами в 200 метров, и всем необходимым для тушения пожара. Почему ранее этого не было сделано? Васильев пожимает плечами.
А огонь, спровоцированный, как разъяснил С.Шойгу, антициклоном и штормовым ветром силой до 30 м в секунду, масштабно наступал. В период с конца июля до середины августа возникало до 300 пожаров в сутки, а в иные дни – до 400. За двое суток 29–30 июля выгорело 9 деревень, было уничтожено около двух тысяч домостроений. Государство, по словам Шойгу, предприняло колоссальные усилия по борьбе со стихией: «в кратчайшие сроки была создана межведомственная группировка численностью 166 тыс. человек, более 25 тыс. единиц техники, от МЧС было задействовано 131 тыс. человек личного состава  и свыше 20 тыс. техники, в том числе 27 воздушных судов». Министр докладывал уверенно, но его утверждение, что «группировка уже к 1 августа стабилизировала обстановку», показалось депутатам не совсем точным. До самых дождей и похолодания в третьей декаде августа Москва и Подмосковье задыхались в дыму пожарищ.
А что касается действий правительства, в состав которого входит МЧС, то оно много нарубило дров, которые и полыхнули. На днях Светлана Савицкая узнала, что постановление по Лесному кодексу о пожарном надзоре, которое правительство обязано было издать не позже 2007 года, В.Путин подписал только в августе 2010 года, когда уже все сгорело. К какой ответственности и кого тут привлекать? (Возникает и другой вопрос: почему же именно теперь был спешно подписан Лесной кодекс, до возможного его обсуждения депутатами? Чтобы избежать пересмотра, подчеркнуть, что процесс необратим? – Ред.)

Шойгу не отрицает, ошибки были в организации тушения пожаров.  «Надо было на 2 дня раньше массово применять авиацию и направить федеральные силы в Нижегородскую, Воронежскую и Рязанскую области, несмотря на успокаивающие доклады от субъектов РФ».

Министр указал на те случаи, когда трусливые губернаторы, члены «Единой России», бодренько рапортовали в центр: «все под контролем», а в это время жители их регионов, от мала до велика, лопатами и ведрами гасили пламя, вздымавшееся на десятки метров.
«Надо было вмешиваться федеральным силам, несмотря на отсутствие заявок с мест и не считаясь с разделением полномочий», – осознал задним числом Шойгу. Действительно, с этим дележом кресел и обязанностей, созданным рыночными законами, в РФ такая чехарда воцарилась, что никто не может понять, кто за что отвечает. А виновата во всем погода, которую не всегда способен спрогнозировать Росгидрометцентр, не избежавший реформирования.
По плану-графику минрегиона, заверил К.Королевский, поэтапно в 15 субъектах РФ будет введено 1986 домов для пострадавших от пожаров. Для этого на строительных площадках задействовано 580 единиц техники.
Самую благодушную информацию изложила Е.Скрынник. Да, засухой уничтожены посевы на 13 млн гектаров, это 17% всех посевных площадей. Но в помощь крестьянам будет выделено 10 млрд субсидий на покрытие ущерба и 25 млрд руб. в виде бюджетных кредитов. Новый урожай зерна составит 60 млн тонн, запасы прошлого года – 26 млн тонн. Голода не будет. Объем сахара, если и снизится, то незначительно, за счет использования сахара-сырца. Гречка тоже есть, 40 тыс. тонн на складах. Почему она исчезла с полок магазинов? Скрынник не понимает… Пояснили коммунисты: гречка скоро появится, но со вздутыми ценами, до 80–90 руб. за килограмм.
Депутаты явно не поверили пиар-телесюжетам, где Скрынник показывала президенту дешевый хлеб. Думцы знают, что цены уже выросли и будут расти. «Почему так поздно заговорили об эмбарго на экспорт зерна? – недоумевала О.Дмитриева. – К тому времени гречка подорожала на 80%, другие продукты – до 30%, а зерна в первые две недели августа вывезли в 2,5 раза больше, чем в прошлом году на тот же период. Как министерство планирует ограничивать цены?»

Скрынник: «Рост цен – результат ажиотажа и спекуляции, которая носит не только российский характер, но и международный. В Прибалтике происходит ровно это же». Вот и все меры…
Эти члены правительства ничего не решают, заявили коммунисты. Надо было звать В.Путина или, по крайней мере, первого вице-премьера В.Зубкова. Эти министры и замы сами попросили Госдуму принять законы о добровольных пожарных дружинах, которые были в советское время (просил Шойгу), а в ответ на вопрос Ивана Мельникова (КПРФ), почему нет общегосударственной системы тушения пожаров, В.Масляков пожелал получить закон об унифицированной системе охраны
лесов.
На фоне высветившихся в ходе дискуссии проблем, касающихся не только пожарной безопасности, но и многих других, декларативное «единороссовское» заявление выглядело бледно. Коммунисты попытались внести в него действенные поправки. Но «единороссы» согласились только на снятие абзаца с обвинением Советской власти в осушении торфяников. А меры по регулированию цен, ответственности чиновников грызловцы отклонили.
Такой документ фракция КПРФ отказалась поддержать. «Пожары поставили неуд правительству в борьбе с аномальными явлениями и в первую очередь – хвастовству министра МЧС, заявившего о том, как его ведомство «успешно» справилось с природными пожарами. Лучше бы Шойгу доложил Путину и Медведеву, а также коллегам по партии «Единая Россия», почему у лесных пожарных, подчиненных МЧС, нет до сих в должном количестве пожарных рукавов, респираторов, бензопил, лопат, а 7 тыс. ранцевых огнетушителей было произведено лишь тогда, когда страну охватили пожары. Непонятно, по какой причине в МЧС не хватает квалифицированных и технически оснащенных пожарных, а генералов – больше 120? Почему нынешняя ситуация произвела эффект разорвавшейся бомбы, если только за последние 10 лет подобные пожары полыхали как минимум трижды?» Эти вопросы поставил депутат Анатолий Грешневиков, который тоже высказался против формального заявления. Но ответить депутату было некому. Министерские представители покинули зал думских заседаний, не дожидаясь окончания обсуждения. Заявление поддержали главным образом «единороссы».

Пленарное заседание Госдумы 8 сентября
Второе заседание Госдумы состоялось в среду. Так установлено обновленным регламентом палаты: в неделю заседаний палата проводит три пленарки – во вторник, среду и пятницу, следующую неделю депутаты посвящают работе в комитетах и фракциях, потом снова неделя заседаний, в четвертую семидневку месяца парламентарии разъезжаются по регионам встречаться с избирателями. Такой график понадобился думцам для того, чтобы повысить посещаемость заседаний. Сработает ли новый регламент в нужном направлении, предсказать невозможно. Но уже второе заседание Госдумы было не столь многолюдным по сравнению с первым и завершилось в 14:39. Повестка состояла всего из 10 пунктов. Комитеты, которые возглавляют главным образом «единороссы», не подготовили к рассмотрению законопроекты. Коммунисты возмущались такой нерадивостью, за нее приходится отдуваться в конце сессии, когда в один день обсуждается до 50 законопроектов.
 В среду живой интерес думцев вызвала тема выборов в местные органы власти, которые должны состоятся 10 октября. Поднял ее коммунист Анатолий Локоть, депутат от Новосибирской области, где началась предвыборная кампания в Законодательное собрание региона.

А.Локоть считает, что эти выборы будут прологом больших выборов в Госдуму и президента РФ. «Мы хотели бы, чтобы они прошли честно, в соответствии с законом, но увы и ах...»
На первом же этапе стали ощущаться черные технологии. Из семи политических партий, действующих в РФ, было зарегистрировано только четыре, имеющие фракции в российском парламенте. На пути регистрации остальных партий встал административный ресурс. Особый напор проявляет «Единая Россия». Ни о каких равных правах и возможностях в СМИ для всех
пар­тий, участвующих в выборах, что обещал президент РФ, не может быть и речи.
А.Локоть обнародовал статистику: за август «Единая Россия» на 100% исчерпала свое время на телеканале ОТС (областная телевизионная сеть), на 80% – в эфире  «Советской Сибири» (орган областного совета администрации Новосибирской области), на 72% – «Ведомостях», органе Новосибирского областного совета. Все эти СМИ работают на бюджетные деньги. Ни у одной другой партии, включившейся в выборную кампанию, возможностей выступить на этих информплощадках в том же объеме, как «Единая Россия», не было.