НАТО разочаровалось в ковровых бомбардировках

На модерации Отложенный
НАТО все больше разочаровывается в результатах массированных ударов, применяемых в Ливии против войск Муаммара Каддафи. Ковровые бомбардировки позиций правительственных сил оказались малоэффективны в достижении основной задачи миссии — смены режима ливийского диктатора. Теперь западная коалиция собирается сосредоточиться на стратегически важных целях. Это центральные ставки командования и объекты, от которых зависит координация войск, лояльных Муаммару Каддафи. Для этого НАТО впервые решило использовать вертолеты.

Вчера столица Ливии пережила самые интенсивные бомбардировки НАТО за все время военной операции в этой стране. В результате атак в ночь на 24 мая в Триполи погибли три человека и 150 были ранены, заявил официальный представитель режима Каддафи Мусса Ибрагим.

Официальный представитель Каддафи утверждает, что удары пришлись на запасную военную базу вооруженных сил страны, то есть НАТО не нанесло существенного урона ни технике, ни личному составу армии диктатора. А вот по словам представителей Североатлантического альянса, целью бомбардировок была база военной техники в Баб аль-Азизия, откуда правительственная армия регулярно проводила кровавые атаки на повстанцев, гласит текст официального сообщения НАТО.

Впрочем, есть основания полагать, что западная коалиция готовится сменить тактику в Ливии.

Как заявил «МН» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, тактика Каддафи, месторасположение которого неизвестно и, по всей видимости, постоянно меняется, вынуждает западную коалицию делать свои удары более точными. «Для этого США в апреле начали использовать на ливийских территориях новые беспилотники типа Predator, — заявил эксперт. — Они ориентированы на малоразмерные цели и, очевидно, будут в Ливии уничтожать кортежи высшего генералитета или самого Каддафи».

Недавно глава британских вооруженных сил генерал Дэвид Ричардс выступил с рекомендацией международному контингенту расширить список ливийских целей. Как Ричардс пояснил в интервью The Sunday Telegraph, сегодня коалиция придерживается резолюции Совбеза ООН 1973, одобряющей начало военных действий в Ливии. Документ предписывает защищать местное население. Поэтому западные ВВС наносят удары прежде всего по войскам Каддафи, которые представляют непосредственную угрозу для ливийских повстанцев, не желающих жить под властью диктатора.

Однако, по мнению Ричардса, такая тактика не может принести успеха. Предложение генерала заключается в том, чтобы разрушить инфраструктуру, позволяющую Каддафи координировать действия своих войск. Под инфраструктурой генерал подразумевает ставки командования и другие объекты, которые непосредственно связаны с координацией войск ливийского лидера. Убийство Каддафи само по себе не должно быть целью точечных атак, однако его смерть в ходе военных операций вполне приемлема, добавил Ричардс.

Франция фактически сочла эту мысль верной. В минувший понедельник французское командование объявило, что к берегам Ливии отправился авианосец Tonnerre с 12 вертолетами типа Gazelle и Tiger. По словам главы МИДа страны Алена Жюппе, Великобритания вскоре также отправит свои военные вертолеты в Ливию.
Британское министерство обороны подчеркнуло вчера, что пока не принимало такого решения на официальном уровне.

Вертолеты обычно применяются для операций, которые требуют большей точности, чем могут дать бомбардировки. Эти машины часто использовались армией США в Ираке для патрулирования городских улиц, а также для поиска и уничтожения небольших групп террористов. Западные СМИ ожидают, что, вполне вероятно, с началом применения вертолетов появятся первые потери среди контингента НАТО. Дело в том, что эти машины намного более уязвимы для обстрела с земли.

В связи с этим Европейские страны неоднократно выражали недовольство тем, что США решили отступить на второй план в ливийской операции. Очевидно, об этом шел разговор во время лондонской встречи премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона и американского президента Барака Обамы.

С визитом Обамы в Великобританию совпало принятие в сенате США резолюции, которая поддерживала ливийскую операцию. 24 мая ключевые сенаторы, среди которых влиятельный республиканец Джон Маккейн и демократ Джон Керри, рекомендовали конгрессу США продлить участие страны в миссии НАТО. Согласно американскому закону от 1973 года, если президент США отдал приказ о военной операции без согласия на то конгресса, она не может длиться дольше 60 дней. Если операция не закончилась в срок, то президент обязан завершить ее в течение дополнительных 30 дней. Обама оповестил конгресс США о присоединении американской армии к западной коалиции в Ливии 19 марта. Таким образом, 60 дней истекли в прошлую пятницу. По мнению сенаторов, 30 дополнительных дней не хватит для успешного завершения миссии НАТО. И США обязаны поддерживать международные военные усилия столько времени, сколько нужно.

В тот же день завершились переговоры помощника госсекретаря США Джеффри Фельтмана с представителями Переходного национального совета (ПНС) — правительственного органа ливийских повстанцев. Фельтман лично прибыл в ливийский город Бенгази и стал самой высокопоставленной фигурой Запада, побывавшей в Ливии после начала противостояния. По окончании встречи американский дипломат заявил, что США готовы открыть официальное представительство ПНС в Вашингтоне.

Представительство ПНС готова открыть и Великобритания. Руководство Евросоюза намерено разместить свой офис в Бенгази, чтобы помогать ливийским повстанцам в строительстве политических институтов и обеспечении безопасности.

Россия, которая до сих пор придерживается нейтралитета в отношении событий в Ливии, также сделала шаг навстречу повстанцам. Вчера глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал журналистам об итогах своей встречи с представителем ПНС Абделем Рахманом Шалькамом.

«ПНС не просит признания в качестве единственного законного представителя ливийского народа, а просит признать совет легитимным партнером по переговорам о будущем Ливии. Именно в таком качестве мы с ним и встречались», — подчеркнул Лавров. Из слов министра следовало, что Россия готова продолжить диалог с повстанцами.