Перспективы казахского майдана

В последние две недели – вышла в публичное пространство последовательно растущая социальная напряженность в Казахстане. Явно видны признаки раскачивания ситуации с целью подготовки Майдана. Опыт Майданов в Казахстане был – сам Елбасы, отец нации пришел к власти в результате массовых беспорядков в Астане по случаю назначения Геннадия Колбина первым секретарем казахской компартии, вместо отставленного Динмухаммеда Кунаева. Напомню, что это была «первая ласточка» волны межнациональных столкновений позднего СССР. Второй секретарь, Нурсултан Назарбаев вышел к разъяренной толпе студентов, чтобы успокоить ее – но как то так получилось (он сам об этом пишет), что вместо успокоения он пошел во главе толпы. Колбин проработал два года, после чего – его сменил тот же Назарбаев. А теперь – по видимому, какую кашу заваривали, такую и хлебать…
Я попробую кратко описать все разломы общества современного Казахстана а так же показать опасное сходство внутренней ситуации в Казахстане и на Украине. 

1. Межнациональные разломы.

Казахстан до советского периода не имел собственной территориальной обособленности, являясь просто частью Российской Империи. В сороковые годы Казахстан стал одним из мест для эвакуации, а потом и размещения ссыльных и высланных – говорят, что до приезда чеченцев, в сельских районах Казахстана не знали краж, после же их появления появились термины «обнесли», «обчистили». В шестидесятые был дан старт проекту освоения целины, что привело к массовому строительству населенных пунктов, в том числе и городов в Казахстане, заселяли их люди со всего Советского союза. Это привело к тому, что по состоянию на 1991 год казахи в своей стране не составляли большинства, а кроме того в республике имелись значимые общины таких непривычных в Средней Азии народов как немцы и корейцы. Сейчас конечно многие, в том числе и русские – уехали, но кто-то и остался. В ряде городов северного Казахстана русские до сих пор составляют большинство. 
После 1991 года судьба Казахстана была более удачной, чем судьба остальных среднеазиатских республик. Кроме того – Казахстан мало заселен, на двадцать миллионов населения приходится территория в четыре Франции, львиная доля земли после ее орошения пригодна для земледелия. В то же время – в остальных республиках Средней Азии наблюдался интенсивный рост населения при абсолютной недостаточности земли. В частности в Узбекистане за четверть века произошел рост населения в 1,5 раза! В результате – в Южный Казахстан стало перебираться значительное количество переселенцев с юга. Некоторые – до сих пор там живут на птичьих правах. Есть и радикально настроенные. 
2. Межклановые разломы.
Казахстан – это территория трех жузов, при этом каждый жуз знает где его территория и чувствует себя фактически отдельным народом. Сам Назарбаев принадлежит к старшему жузу, а вот его супруга – к исторически наиболее влиятельному, среднему – и точно так же дети Нурсултана идентифицируют себя со средним жузом. Это создает напряженность в президентской семье, связанную, в том числе и с тем, что президент разрушил брак старшей дочери, объявив преступником и отправив в изгнание некогда всесильного Рахата Алиева. Дарига (она не родная дочь президента) это не забыла и внуки, судя по всему, так же помнят. Напряженность в семье – добавляет и наличие токал (младшей жены), которых президент время от времени меняет. Первой была стюардесса президентского авиаотряда. В этом смысле Казахстан балансирует между исламом, разрешающим иметь до четырех жен, и традиционным, русско-советским пониманием семьи и брака, где глава семьи, открыто заведя молодую любовницу – не может рассчитывать на понимание своей супруги и детей. 
Отношения в президентской семье – накладываются на исторически сложные отношения между жузами, в частности между средним и старшим. Представители среднего жуза – относятся к старшему настороженно, считая их не совсем казахами, а скорее киргизами – поскольку их родовые земли находятся на самом юге. Так же подспудно идут разговоры о том, что младший и средний жузы вошли в состав России добровольно, а вот старший был завоеван. В то же время – за счет большого количества переселенцев на юге и оттока людей с севера Казахстана в Россию и на Запад – баланс между жузами и между севером и югом Казахстана нарушен. 
Свое слово не сказал и младший жуз – а он таков, что его боятся и средний и старший жузы, при этом – за последние четверть века он оказался отстранен от власти. Младший жуз – это потомки воинов, они жили в соседстве с русскими «яицкими» казаками. На территории младшего жуза и из его представителей – формировалось войско Стеньки Разина…. 
3. Социальные разломы
В Казахстане имеется полноценное социальное расслоение как между казахами, так и между казахами и другими нациями. Оно почти полностью повторяет украинское. Существуют городские казахи (шела, асфальтовые казахи) и степные казахи. Последние выполняют роль селюков или рагулей на Украине – только тут это зовется «мамбетня» или «калбитня». Калбиты – переводится как «бьющие вшей». После 2014 года президент Назарбаев принял решение «укрепить» национальный состав севера Казахстана, в частности угледобывающих регионов, подселяя к русским и обрусевшим казахам – казахов из сельских районов юга. Понятно, что подселение на север «мамбетни» способно произвести примерно тот же эффект, как и появление рагулей в Киеве. Кстати, возможен и такой вариант – переехав на север в поисках лучшей доли – мамбетня будет заселяться не в угледобывающие регионы, а правдами и неправдами – в столицу, в Астану.
К чему приводит появление большого количества селюков в столице страны – мы уже видели. 
Шела-казахи – это казахи, встроившиеся в городскую жизнь, чаще всего они не знают казахского и говорят по-русски, а если надо учить язык – то предпочтут выучить английский. Национализм они в большинстве не поддерживают. «Настоящие» казахи считают их национал-предателями. Сами же «настоящие» казахи – предпочитают «панувать», то есть разводить лошадей, пить кумыс, жить в юрте и чтобы государство их обеспечивало. Работать они не хотят.
4. Территориальные разломы
В 1997 году – столица Казахстана была перенесена на север, почти на российскую границу. В итоге – в Казахстане образовалось фактически две столицы, Астана и Алма-Ата. Все это – накладывается на противостояние между жузами, на резкий рост населения юга страны, на противостояние между асфальтовыми и прочими казахами. Ситуация напоминает Россию до 1917 года, когда Москва, историческая столица потеряла столичный статус – и стала центром фронды, гнездом сторонников Февральской революции. В таком же состоянии сейчас Алма-Ата – уже сейчас понятно, что Майдан, скорее всего, будет именно там. Дополнительно – Алма-Ата находится на самой границе и с Узбекистаном и с Кыргызстаном. В случае Майдана – из обеих этих стран можно быстро подвезти несколько десятков тысяч басмачей. В Кыргызстане нет работы и терять киргизам нечего, а в Узбекистане перенаселенность – и президент Каримов, борющийся с Назарбаевым за лидерство в регионе – не упустит возможность подложить соседу свинью. Привлечь отморозков из соседних стран оппозиции будет очень просто – пообещав в случае победы революции гражданство или вид на жительство в более благополучном Казахстане – который к тому же входит и в ТС, и его паспорт – дает возможность работать в России. Громить чужую страну – не то, что свою, в Кыргызстане два майдана уже было, и терять что киргизам, что узбекам – нечего. 
Может быть и противоположная ситуация. Назарбаев, который открыто заявил, что корни его рода в Кыргызстане, не раз ездил туда, и даже вынашивает планы присоединения Кыргызстана – может нанять титушек из Кыргызстана для подавления антиправительственных протестов. Понятно, что когда президент страны нанимает иностранцев для избиения соотечественников – ничем хорошим это не кончится. 
5. Оппозиция. Оппозиция в Кыргызстане есть, в том числе и переезжавшие на целину этнические украинцы. Требования их не новы – отмена статуса русского как второго государственного, признание факта Голодомора в Казахстане, закрытие Байконура, так как он «травит казахов», прекращение испытательных пуском российских баллистических ракет по полигонам на территории Казахстана. Минусом казахской оппозиции является то, что если украинская имеет четкую цель – Европа, то для казахской и Россия и Китай являются врагами, а Европа далеко.
6. Ваххабизм. Ваххабиты в Казахстане есть, хотя и немного. Тем не менее, джамааты были, были и страшные случаи, когда радикализовавшийся одиночка – брал оружие и шел на улицу убивать людей. 
7. Донбасс. Аналог Донбасса в Казахстане есть, причем почти стопроцентный. Это – Караганда. Угольный край, шахтеры, заводы. Больше половины – русские. Русские территории – граничат с Россией и при победе националистов – могут начать сепаратистский проект. 

С чего все началось. 
Началось все с закона о земле, который с ограничениями – но разрешал куплю-продажу сельскохозяйственной земли. Моментально активизировалась оппозиция, обвиняя Назарбаева в том, что он открыл дорогу китайцам. Кстати, особенностью казахских протестов является (по крайней мере, на этом этапе) их не антироссийский, но антикитайский характер. Кто за этим стоит – это и ежу ясно. Но помимо закона о земле – оппозиция эксплуатирует давно назревшее недовольство экономическими трудностями, вызванными резким падением цен на нефть и соответствующим падением уровня жизни населения. Темы, которые используются как детонатор – так же не новы: это обогащение представителей элиты за счет народа, общая недемократичность государства, продажа народного достояния иностранцам. 
О том, что Средняя Азия стоит на пороге больших неприятностей – я уже предупреждал, не предвидел только, что начнут с Казахстана. Хотя… смысл в этом есть. Двойной удар и по России и по Китаю – раз. Если первыми привести к власти антироссийские силы в Казахстане – то Россия лишается надежного доступа к другим республикам Средней Азии и не сможет оказать действенную помощь, если начнется уже там. Кроме того – на мой взгляд, майдан возможен лишь в стране с определенным, и не слишком низким уровнем благосостояния. Потому что майдан – это восстание за ценности, а голодные люди о ценностях не думают, они просто хотят есть. При этом – Россия оказывается в не слишком приятной ситуации – нас не очень устраивает Назарбаев, который всегда себе на уме – но нас не устраивает и приход к власти оппозиции. Своей оппозиции – у нас в Казахстане, конечно же, нет, что печально.
Как и возможное будущее Казахстана. Если в Казахстане произойдет майдан, то украинский сценарий там более чем вероятен. А потом – и сомалийский. Да, сейчас это кажется невероятным. Но еще в январе 2014 года – мало кто мог себе представить события 20 февраля и бегство Януковича. До мая 2014 года – мало кто верил в то, что на Донбассе развернется кровавая бойня. Но сейчас это есть – и казахам не мешало бы подумать, прежде чем делать что-то. История безжалостна – а сейчас она безжалостна вдвойне.

P.S. А вообще – тяжело и неприятно жить в мире, где только и ждешь, где, в каком закоулке – дружба народов превратится в кровавую бойню…