Меккаполис

Этой осенью некоторые москвичи проснутся под пение муэдзина, причем не в турпоездке по Эмиратам и Аравиям, а непосредственно по месту прописки. Столичные власти во главе с Юрием Лужковым дали добро на организацию точечной трансляции праздничных молитв мусульман по случаю их религиозных праздников — Ураза-байрам (9 сентября) и Курбан-байрам (16 ноября). Технология такая: близ мечетей расположатся спецавтомобили, оснащенные звукоусилителями. В мэрии упирают на то, что статус столицы пестрого по национальному составу государства обязывает Первопрестольную быть лояльной к национальным и религиозным меньшинствам.

Все так. Но дело в том, что не меньшую чуткость власти должны проявлять и к титульной нации, к ее религиозным чувствам, и к культурным традициям исторического центра православия. Многочисленные же отклики в Интернете не оставляют сомнений в том, что абсолютному большинству горожан не хотелось бы слушать мусульманские молитвы. При этом аудиотрансляция не телевизор, на другую программу (как в Пасху, Рождество или в те же мусульманские праздники) не переключишь. Это, как говорится, услуга навязанная. Москвичей, получается, лишают права на свободу выбора. А возникшее от этого раздражение может лишь подкинуть уголька в топку межэтнической розни.

Не говоря уже о том, что распоряжение мэра противоречит концепции национальной политики и межэтнических отношений, разработанной самим же московским правительством. Там четко прописано: Москва не только мегаполис и столица России, но и русский город. Хотя есть на этот предмет и другая точка зрения. «Москва — столь же русский город, сколь тюркский, татарский», — считает глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов.

К слову, по данным последней переписи, 85 процентов населения Москвы — русские, 2,45 процента — украинцы, 0,56 процента — белорусы... Права меньшинства, безусловно, нужно уважать. И, возможно, кому-то из «нетитульных» москвичей и гостей столицы действительно не нравится колокольный звон, который они тоже не могут «выключить». Но град сорока сороков заслужил безоговорочное право говорить их языком уже в силу многовековой историко-культурной традиции. К тому же песня церковных колоколов — без слов...

Кстати, в самом исламе есть хорошее правило о призыве на путь Всевышнего: если тебя не хотят слушать, то и не нужно ничего говорить. Просто жить надо добрососедски, не напрягая друг друга.