Марафон памяти 2016. Спасибо, Дед

 Я никогда не видел своего деда, Сотника Федора Дмитриевича. Осталось несколько фотографий и похоронка, больше ничего. В самом начале войны, дед успел отправить жену, Анастасию Михайловну, дочь Александру и грудничка Анатолия на пункт эвакуации и ушел навсегда. Отцу тогда еще не исполнился год, и он до сих пор жалеет, что совсем не помнит своего отца. Ничего не помнит…

Им не довелось больше встретится. Фёдор Дмитриевич отступал к Москве, а Анастасия Михайловна, баба Надя, оказалась с семьей в Челябинске, где они и пробыли всю войну.

1

С фронта приходили письма и фотографии:

2


3

А в декабре сорок второго пришла похоронка, деду было тридцать четыре года. Таким он и остался, навсегда…

4

Когда окончилась война, семья вернулась в Харьков, к родне. Начались поиски могилы. Но в деревне Павлово не было никаких захоронений, по крайней мере, известных, хотя, вся земля в округе была заполнена человеческими останками. И разобраться, где немцы, а где советские люди разобраться было практически невозможно.

Поисковики, в конце семьдесят пятого, подготовили данные почти на сто человек, чьи останки удалось идентифицировать. Среди них был и мой дед.

Перезахоронение в братскую могилу состоялось летом семьдесят шестого в деревне Посконь, Мосальского района Калужской области. Странно, прошло тридцать четыре года, столько же, сколько прожил на свете он. Я окончил первый класс, а мой отец, впервые встретился со своим…. В общем ряду, правее местного военкома, в военной форме. И он уже был на два года старше своего отца. Но все-таки, они встретились.

5

        А в восемьдесят третьем, мы поехали уже вдвоем, на девятое мая. Так и я встретил своего деда…

7

Война красива и привлекательна только в детстве, когда бесстрашно совершаешь подвиги, играя в «войнушку» до тех пор, пока мама не позовет ужинать. Когда подрастаешь, а если, тем более, начинаешь играть в эти игры «по взрослому», на многие вещи начинаешь смотреть по другому. Война это холод, голод, кровь и страх. Это потеря самых близких людей, это слезы и боль. В ней нет романтики, да и никогда и не было…. Сколько жизней унесла эта война, сколько судеб перекалечила, сколько горя принесла. Давайте не будем обращать внимания на пафос, литавры и реляции властей. А просто помолчим и вспомним…. И попробуем, сделаем все, чтобы это не повторялось, и, чтобы дети не встречались со своими отцами на могилах своих отцов, спустя тридцать шесть лет….