Раздербанить Крым: На полуострове строят «Нью-Васюки»
На модерации
Отложенный
Историческое наследие Твариды может быть уничтожено ради сомнительной выгоды
Фото: автора
Спецоперация требует огромных затрат, импортозамещение — тоже, как и восстановление разрушенных ВСУ городов. Простые люди собирают буквально по копеечке на помощь Российской армии, ДНР и ЛНР, жителям оказавшихся в зоне боевых действий территорий. И в то же время как в бездонную бочку летят многие миллиарды на строительство в Крыму целой серии «Новых Васюков».
Керчь—уникальнаякрепостьнакроетсяхрамом
В конце XIX века у Керченского пролива по проекту Тотлебена была построена уникальная Керченская крепость. Все крепостные постройки расположены под землёй и почти не видны с моря. Таких фортификационных сооружений в России больше нет.
Можно ли увеличить приток туристов в Керченскую крепость? Можно, при этом не затратив ни копейки из госбюджета. Дело в том, что крепость сохранилась почти в идеальном состоянии. Нет только пушек, которые можно завезти из запасников музеев, складов и береговых батарей с пустынных берегов Охотского побережья. Пора рассекретить документы на Керченскую крепость и дать допуск к ним энтузиастам-историкам. Разрешить им продавать на территории Крыма книги по истории крепости, а также проводить экскурсии по интереснейшим маршрутам и т. д.
Но нашлись ловкачи, желающие искорёжить Керченскую крепость. Для начала построить огромный 92-метровый (по высоте пятый в России) собор в честь святого Александра Невского. Предварительная стоимость его строительства без отделки 870 миллионов рублей.
Для начальства главное, чтобы храм был виден с любой точки Крымского моста. Благо, в наиболее близкой точке мост отстоит на расстояние двухсот метров от крепости.
Согласно существующим планам, предстоит разборка крыш казематов крепости и замена их большими стеклянными выпуклыми фонарями-куполами. В итоге форты станут похожи на большие универсальные магазины. Кроме того, планируется оборудование в крепости 20−30 комфортабельных отелей.
Нетрудно догадаться, что превращение Керченской крепости в парадные ворота Крыма обойдется как минимум на порядок дороже, чем самая высококвалифицированная реставрация крепости.
Храм — это святое, конечно. Но откуда возьмутся в нем прихожане? Ведь крепость удалена от ближайшей окраины города на 3—4 км, а в самой Керчи множество храмов, как действующих, так и ждущих реставрации.
Кто будет жить в отелях крепости? Для ее осмотра неспециалистами требуется 3−4 часа. Пляжей в районе крепости нет. И зачем тогда тут строить отели?
Балаклава — местечковое Монако
Ещё одними васюками может стать древний город Балаклава, основанный генуэзцами в начале XIV века. Древние постройки и даже здания XIX века представляют собой уникальную ценность. А сейчас местные прожектеры пытаются снести историческую Балаклаву и построить там «международную марину», гавань для коммерческих яхт. По мнению губернатора Севастополя, «яхтенная марина сможет стать альтернативой аналогичным объектам в Европе». Местные СМИ утверждают, что Балаклава станет «новым Монако». Как говорится, «Остапа несло…».
О каких международных маринах и центрах может идти речь, если принадлежность Крыма до сих пор так никем и не признана, визит на полуостров для жителей Западной Европы сродни сталкерству. И до санкций многие крымские яхтсмены предпочитали держать свои яхты в Турции или Черногории. Там и плавать интереснее, а главное, нет драконовских пограничных правил. Видимо, пограничники правы. Но зачем в столь неоднозначном пока районе строить международную марину?
Заранее известно, что ни одна иностранная яхта не зайдёт в Балаклавскую бухту, а возможности для посещения Балаклавы нашими туристами резко снизятся. Так что если марина и станет Монако, то только для отечественных чиновников и мультимиллиардеров.
В современной Балаклаве негде не то что дом построить, но даже автомобиль поставить негде. Планы «международной марины» меняются как в калейдоскопе. Но ясно лишь одно, что она кардинально изменит внешний вид красавицы Балаклавы. Попробовали бы какие-нибудь махинаторы сделать подобное с Ла-Валеттой, Родосом и другими знаменитыми портами Европы. Там самые новые постройки относятся к XVIII веку.
Риторический вопрос, сколько тысяч балаклавцев будут насильственно выселены из своих домов и лишены своего бизнеса в Балаклаве? Это москвичи не очень переживают, когда их переселяют от метро «Краснопресненская» к метро «Таганская». Для крымчан, живущих в 50 метрах от моря, переселение в степной Крым хотя бы на 10 км от прежнего жилья — катастрофа.
Херсонес, Васюки Таврические
В черте нынешнего Севастополя в 424 году до н.э. греки основали город Херсонес. Жизнь в городе непрерывно продолжалась вплоть до конца XV века. Херсонес — единственный в России большой античный город.
Под античным городом следует понимать не только жилые кварталы внутри его стен, но и хору — территорию древних вилл, где археологи находят иной раз больше артефактов, чем в самом городе.
Естественно, в 2014—2015 годах новоявленные Остапы Бендеры не могли пройти мимо столь лакомого кусочка. Так и появился план «историко-архитектурного парка Херсонес Таврический» на территории 24 га как городища, так и хоры.
Как и в Балаклаве, проект «Васюков Таврических» постоянно меняется. Сейчас ясно лишь то, что там будет возведено несколько десятков монументальных зданий. Среди них «международный (!) археологический центр», музей Херсонеса, музей Византии, музей Крыма, школа искусств «Корсунь», филиал лагеря «Артек» и т. д. Кроме того, будут вырыты подземные парковки на пять тысяч автомобилей. Это в скальном-то грунте?!
Теперь в течение многих лет строительства центра 24 га Херсонеса, которые в год посещают два и более миллионов туристов, будут закрыты. Уже два года как на почти 5-километровом побережье вдоль Херсонеса запрещено купаться. Миллионы людей купались там при царизме, германской оккупации 1918 года, Антанте, Врангеле, большевиках и Манштейне. А теперь там купаться можно будет только новым артековцам, если таковые все-таки будут.
В Большом Севастополе достаточно места для строительства десятка таких центров на нежилых и не имеющих культурного исторического слоя территориях. Но Бендеров интересует только побережье. Сколько в «центре» они построят дорогих отелей, баров, ресторанов и прочих развлекательных заведений? А как же музеи? Школа искусств? Не знаю… Крым сейчас — полуостров чудес, где общественный туалет может легко превратиться в торговый центр. Буквально.
Так, ялтинцы десятилетиями любили гулять мимо фонтана «Купальщица». Рядом с фонтаном находился общественный туалет. Какой-то Бендер взял подряд на ремонт оного туалета, и в итоге вырос огромный торговый центр «Фонтан». Сам же фонтан вместе с купальщицей оказался в одном из торговых залов.
Все перечисленные проекты — отнюдь не полный список новаций, способных уничтожить уникальные исторические памятники и поднять градус социальной напряженности у населения Крыма. Выгода, даже если случится, окажется частной. На порядок больший ущерб — и финансовый, и репутационный — повиснет на государстве. Удобно, да?
Купальщица и фонтан внутри «Фонтана». (Фото автора)
Александр Широкорад
Комментарии