Недоприватизация

 

В понедельник президент Владимир Путин на совещании с членами правительства изложил обязательные условия для приватизации акций крупнейших компаний в 2016 году.

Эксперты сочли, что условия отбора будущих покупателей слишком жесткие — фактически это означает, что государство если и продаст активы, то не по рыночной стоимости, которая и так сейчас находится на многолетнем минимуме.

Пресс-служба Кремля опубликовала лишь несколько минут из всего совещания, которых, однако, достаточно, чтобы примерно понять правила приватизации.

Во-первых, Владимир Путин заявил, что государство не должно потерять контроль над стратегически важными предприятиями. «Контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства», — подчеркнул президент.

Во-вторых, новые владельцы компаний должны находиться в российской юрисдикции и должны найти деньги на за счет привлечения заемных средств госбанков.

В-третьих, внимание будет уделяться «качеству инвесторов», их «деловой репутации и опыту работы». «Переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании», — заявил президент.

То есть, по всей видимости, акции будут продаваться не на аукционе, будет организован какой-то конкурс. Получается несколько абсурдная ситуация.

Государство будет продавать пакеты акций только тем инвесторам, которые представят стратегию развития компании — но управлять компаний продолжит правительство, ведь контрольный пакет акций сохранится в госсобственности

.

Еще более странно выглядит ограничение числа вероятных покупателей. С одной стороны, государство продает свою собственность не из-за какой-то реформы, а для покрытия дефицита бюджета. Динамика фактических поступлений от продажи пакетов акций и иных форм участия Российской Федерации в капитале в 2011 – 2015 годах.

Фото: Счетная палата РФ

В теории, чем дороже будут проданы акции, тем лучше. Однако государство, во-первых, фактически запрещает участвовать иностранцам в приватизации, а во-вторых, ограничивает кредитные ресурсы — ведь государственные банки являются крупнейшими на отечественном рынке.

Фактически это означает, что в приватизации будут участвовать считанное количество финансово-промышленных групп, которые совершенно не обязательно вообще заинтересуются участием в капитале государственных компаний, с учетом отсутствия доступа к влиянию на принятие ключевых решений.

Ранее в Минфине говорили, что планируют получить триллион рублей от приватизации в 2016 году. Судя по тем рамкам, которые установил Владимир Путин, российскому правительству придется искать другие источники для финансирования дефицита — например, займы на внутреннем или внешнем рынке.