Изучение православия в школе. Результаты первой попытки

На модерации Отложенный

В настоящее время проводится вторая попытка введения в школьную программу основ православия . Идея проведения первой попытки возникла после реформы 1861 года. Дворянское самодержавное государство потеряло свою крепостническую базу и нуждалось в поддержке церкви. А политические функции церкви, как насадительницы верноподданнических чувств, выполнялись формально. Семинарская же  схоластическая учёба и лицемерные приёмы семинарского воспитания, стали, по мнению некоторых, не боявшихся говорить правду церковников, рассадниками атеизма. Такие выпускники семинарий по нужде нередко шли в священники и диаконы и становились авгурами, не верящими в то, что им приходилось проделывать.

Деятельность церкви в тот период сводилась к торжественным молебнам по случаю разных событий в царской семье, либо церковных праздников. Проповедь с церковного амвона произносилась приходскими священниками раз – два в год, в остальное время служба сводилась к платному исполнению различных обрядов: крестин, венчания, похорон, молебнов от засухи и ненастья.

Между тем, духовенству было дано задание -  внушать прихожанам, чтобы они соблюдали верность государю и повиновение начальству. Однако прихожане не замечали никакой отеческой любви царя к себе и видели её только к помещикам (или, как сказали бы через 150 лет, к олигархам). Поэтому народ плохо слушал проповедников и никак не хотел «входить в новое положение с благодарностью». Поэтому для взрослого населения было найдено более верное и весьма для казны доходное средство - казённая водка. Водка стала «царской» и даже «благословленной» чашей утешения, ибо открытие казёнок обставлялось торжественно и освящалось церковью служением перед рядами бутылок с живительной влагой молебнов.

Поскольку взрослые туго поддавались религиозным способам обработки, возникли попытки подчинить религиозному дурману подрастающее поколение. Министр народного просвещения и обер – прокурор синода составили проект о передаче всего дела начального народного образования в ведение церкви. Мотивы проекта не скрывались: «школы руководимые духовенством будут спасительны для общества и государства». В 1861 году таких школ было около 7 тыс.   За два года открыли ещё 14 тыс., но охотников обучать детей в таких школах,  было мало,  и,  через 10 лет их осталось около 4 тыс.

 В 80 – х годах богословское преподавание было введено во всех школах и гимназиях, а также высших учебных заведениях.

Однако эффект получился обратный желаемому. В низшей и средней школе «закон божий» стал самым ненавистным предметам и мишенью для школярского острословия. В начале ХХ века в благовещенской гимназии ученики 7 класса на стене клозета изобразили иконостас гимназической церкви, а «лик» классной иконы преобразили в чёрта; законоучитель, начавший энергичный сыск для открытия «преступников» был убит.

Во времена энергичного выступления «несогласных» в 1905 году, кровно связанная с гибнувшим строем церковь, предоставила московские колокольни для пулемётов боевиков «общественной» организации «Союз русского народа». В уставе этой организации одним из первых пунктов был пункт о незыблемости православия, как одной их главнейших основ империи. Эти банды погромщиков выступали под знаменем, представляющим собой церковную хоругвь с изображением Георгия Победоносца. Нагрудный значок членов союза представлял собой  изображение креста, императорской короны и того же Георгия.

Первая мировая война не только не спасла, но и форсировала кризис самодержавно – православного строя. Осенью 1915 года, когда стало ясно, что война будет  проиграна, и когда во весь рост  встал призрак краха империи, дворянство и клерикалы договорились на съезде монархических организаций и правящих партий, проходившем в Нижнем Новгороде,  что  необходимо объявить «жидовство» изуверной религией и изгнать всех евреев из России; запретить все протестантские исповедования, уволить всех протестантов с государственной службы, отобрать у немцев землю и раздать её крестьянам.

Вместо этой «реформы» в 1916 году свою успешную реформу начал Григорий Распутин, шарлатан, жулик и эротоман. С кликой церковных проходимцев он превратил высшее государственное и церковное управление в вою лавочку. Он смещал неугодных ему клириков и назначал новых святых. Это был жестокий удар по церкви, нанесённый ей изнутри, такого удара не мог бы нанести ей самый злейший враг. Так закончилась  первая попытка обучить подрастающее поколение  православию. По какому сценарию будет развиваться вторая попытка – покажет жизнь.

Для написания статьи были использованы факты, изложенные в книге Н.М. Никольского «История русской церкви».