Учение о богоматери разрушило догмат о единобожии в христианстве.

На модерации Отложенный

В первоапостольской Церкви не существовало Символа Веры единого и обязательного для всех верующих. Но, когда император Константин в 313 году подписал указ «О даровании христианам и всем свободным права следовать религии, какой он хочет». Так начался процесс замены множества  языческих религий на христианскую.  Для этого необходимо было доказать, что Иисус – Бог, но не какой – нибудь Аполлон или Зевс, а единственный  и всемогущий. Так возник догмат о Троице.

На Соборе в Никее в 325 году споры о природе Христа  сосредоточились на двух богословских терминах: «подобосущный», означающий, что  Сын подобосущен Отцу, и «единосущный», трактующий, что Сын  - соравное с Отцом Существо.

Интересен факт, что греческие слова «подобосущный» и «единосущный» отличаются только одной буквой греческого алфавита – «йотой». Если от слова «подобосущный» убрать букву «йота», то получится слово «единосущный». До наших дней долетело эхо упомянутых событий, давшее начало крылатому выражению: «ни на йоту» менять что-то или исправлять.

Собор в Никее утвердил положение о единосущности Отца и Сына. Но ариане (поддерживающие священника  Ария), придерживающиеся положения, отличавшегося только на йоту, не сдавались. Сам Константин стал христианином только  перед смертью, крешённый  по арианскому обряду. Архиепископ александрийский Георгий, после смерти канонизированный под именем Георгия Победоносца,  был арианином. Никейский символ Веры  утвердился в качестве религии, исповедуемой императорами, только около 380 года. Этому способствовал  нестандартный  идейный ход Евсевия Кесарийского с единомышленниками: для усиления божественности Сына, признать его рождённым не только о Бога, но и от богини.

В языческом эллинском пантеоне хватало сынов божьих. Это, кроме богов – олимпийцев были: Персей, Геракл, Елена Прекрасная, Поллукс, Эней, Ахилл и многие другие. Богоматерей было ещё больше: Гея, Рея, Гера, Деметра, Лето,  Семела, Майя, Пенелопа, Алкмена и др.

Полагаю, что идею богородицы новаторы нашли в следующих строках Гесиода:

«Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом,

Сына ему родила Диониса, несущего радость,

Смертная – бога.

Теперь они оба – бессмертные боги».

Обожествление Марии преследовало и другую цель: кроме богородиц, у эллинов почитались и богини – девственницы. Это Гестия (в римском пантеоне – Веста), Афина и Артемида. Одним махом Мария вытесняла с пьедестала языческих богинь.

Но еврейская женщина, имеющая детей (если она не вдова), просто обязана быть замужем. Поэтому является Иосиф, исполняющий роль, подобную роли Амфитриона  при рождении Геракла. Причём в числе конкурентов, помимо Зевса упоминается вор и проходимец Автолик. Для бОльшей надёжности, в некоторых деноминациях Иосиф превращается в дряхлого старика, неспособного лишить Марию девственности. А их многочисленное потомство объявляется то ли  детьми от первого брака Иосифа, то ли детьми родственницы Марии. Затем Мария, достигши почтенного возраста, не умирает, а «успевает» и её тело, и,  подобно телам Еноха и Илии возносится на небо. Католическая церковь «цементирует» эти легенды утверждением, что не только Иисус рождён без участия мужчины, но и сама Мария тоже. Праздник «Успение Богородицы» православная Церковь относит к Двунадесятым праздникам и  празднует ежегодно 28 августа.

После обожествления Марии, словно вешние воды плотину прорвали:  стали объявлять «подобосущными» апостолов, подвижников, угодников и прочая, прочая и прочая.

Так рухнул догмат о  единобожии. Перед нашими глазами помимо Триединого Бога предстала Его божественная мать и большущая толпа божеств поменьше. Религия языческой Римской империи восстановилась, по  сообщению историка Эдуарда Гиббона,  уже к началу V века.