Грузино-осетинский конфликт. Редакционная статья.
На модерации
Отложенный
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий…
(С.Есенин)
Тему этой статьи мне подсказала Ф. Г. Раневская - в интернете я смотрел видеозапись ее интервью, и там Фаина Георгиевна упомянула Верико Анджапаридзе, как изысканно тонкую актрису неповторимого таланта, «…перед которой всю жизнь я стою коленопреклоненно».
Я не сразу понял, о ком идет речь. А потом вспомнился финал картины «Покаяние» и дивная старуха в шляпке с вуалью, уходящая вдаль после того как произнесла слова, которые, как и сам фильм, тогда потрясли весь Советский Союз: «Зачем нужна дорога, которая не ведет к Храму?» Но сначала я произвел несколько манипуляций с клавиатурой и увидел на экране красивую пожилую грузинку с горделивой осанкой. Напротив величественного собора Светицховели в древней столице Грузии Мцхете, там, «где сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры» - она рассуждала о красоте храма и о грузинской культуре: «Посмотрите, в этом есть что-то наше национальное, грузинское - и эта пластика, и гибкость, нигде такого нет … Удивительно!» Кажется, ничего особенного Верико Ивлиановна не сказала, но меня точно током пронзило: «Это же и моя Грузия! Я там был, все это видел и полюбил: и Мцхету, и «Животворящий Столб» - Светицховели, и монастырь Джвари на вершине горы. В Тбилиси, живет мой духовник отец Антоний, оттуда родом мой друг Дато, ныне - московский монах Нафанаил. С другим другом, Гигой, мы объездили все окрестные монастыри, были даже в Кахетии, в монастыре Бодби, где покоятся мощи св. Нины – покровительницы Иверии, а архидиакон грузинского Патриарха, о. Деметре щедро потчевал меня грузинской духовной музыкой и отменными хинкали.
С ним и с его друзьями из молодежного хора мы сдвигали чаши настоящего «Оджалеши» за союз России и Грузии, а перед «линией разлуки» в аэропорту клялись в любви и дружбе, обещая созваниваться и приезжать в гости. Неужели все в мире настолько изменилось, что я никогда больше не увижу «моей» Грузии? А все наши братские клятвы так и останутся словами «прощальной церемонии»?
«Земля - корабль! Но кто-то вдруг за новой жизнью, новой славой в прямую гущу бурь и вьюг ее направил…»
Хочется думать, что древний и дружественный народ сейчас просто переживает тяжелый период самоидентификации… Шутка ли - почти 200 лет грузины растворялись сначала в царской России, потом в Советском Союзе, и это были не самые худшие годы для Грузии. Я не политик и, честно сказать, не понимаю зачем теперь-то нужно убивать друг друга? Ведь столько лет жили вместе, практически «одним домом»? Какой-то не интеллигентный развод получается… Я люблю Россию, а еще не переношу, когда «наших бьют», но здесь делить на «наших» и «не наших» рука не поднимается. Правду говорят, что если любишь, то любишь не за, а вопреки.
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» - наверное, должно пройти время, чтобы можно было понять и оценить все то, что происходит сегодня. А пока можно надеяться, что хотя бы на мои личные отношения с друзьями все происходящее никак не повлияет…
P.S. События в Южной Осетии затмили даже Олимпиаду, что уж говорить об августовском фейерверке фестивалей, концертов и шоу в Черногории, которым посвящен этот номер журнала.
Комментарии
Никаких пятен не останется! - "Не г.. - отмоется". А у кого глаз на "пятна" и всякую грязь заточен, тот их, уж, будьте любезны, и на.. свежевыпавшем снегу черноту найдет..,