Салтычика как представитель части прекрасного пола

О жестокой Салтычихе слышали все, но краем уха. На этой фигуре отечественной истории учительницы в школах предпочитают не останавливаться подробно и трактуют её как одно из уродливых порождений крепостничества (так у нас стыдливо именуют рабовладельческий строй). Это в общем, верно, наказания крепостных (рабов) были обычным делом для помещиков и помещиц, в поместьях имелись мини-тюрьмы для провинившихся. Ещё Пётр I специальным указом ввёл опеку правительства над имениями помещиков, слишком жестоко обращавшихся с крепостными. Наказания провинившихся кнутом процветали до середины 19го столетия в армиях США, России.

История Салтычихи произвела в своё время огромное впечатление, о следствии по её делу говорили все, и не только как о начале европейских порядков в стране. Сразу после восшествия на престол просвещённая немка Екатерина II дала ход расследованию преступлений помещицы Дарьи Николаевны Салтыковой (1730—1801), в девичестве Ивановой, с целью попытаться обуздать произвол правящего класса - дворянства. Фигура Салтыковой обращала на себя внимание как пример женской жестокости - такого размаха издевательств над подчинёнными со стороны помещиков-мужчин Россия за всю свою историю не знала. Половой аспект явно играл роль в деятельности Салтыковой - подавляющее число её жертв были женщины. Сейчас дело Салтыковой пытаются свести к "психологии", представить её как аномалию, исключение из рядов "прекрасного, слабого пола", как патологическую садистку. Однако, при этом никто не оспаривает того факта, что помещица была нормальной, не сумасшедшей, действовала расчётливо и цинично, не в состоянии аффекта. Поначалу жестокость вдовы не выходила за рамки общепринятой среди помещиков в то время, и только потом, как следствие безнаказанности и попустительства государственных коррумпированных структур, приобрела поистине женский размах. Наконец, подобное салтыковскому поведение женщин в России прослеживается и в последующее время, о чём будет сказано далее. Это говорит о том, что Салтычиха - не отдельное явление, а типичное, хотя и получившее наибольший резонанс, наиболее яркое из ряда себе подобных. Также дело Салтычихи опровергает утверждения феминисток об угнетённости женщин в царской России. Дарья Николаевна Салтыкова ничуть не чувствовала себя угнетённой, ход следствия над ней показал, что она как представительница своего класса пользовалась поддержкой этого класса на всех этапах её бурной деятельности.

По понятным причинам сведения о Салтыковой в большинстве источников ограничиваются краткой справкой в несколько строк. Однако, есть один ресурс на русском языке, где следствие по делу Салтыковой (1762-1768) освещено подробно и точно:
http://www.istorya.ru/person/saltychiha.php
Эту статью нет смысла здесь пересказывать, ограничимся лишь уточнением некоторых фактов: преступления Салтыкова совершала не в подмосковной деревне, а в центре Москвы, в своём особняке, соседи и православные священники, связанные с ней, были в курсе происходящего. Другим центром событий было её подмосковное село Троицкое, ныне в черте Москвы - Тёплый Стан. Дарья Николавна не была слишком богатой помещицей, всего 600 душ крепостных, но была в родстве с известнейшими русскими фамилиями. Дарья Николавна была неграмотной. В период разворота своих злодеяний она сожительствовала с аристократом Николаем Тютчевым - дедом известного поэта - которого, по всей видимости, полностью подчинила, и который с большой опасностью для жизни вырвался из её сетей. Половой неудовлетворённостью, следовательно, к большому сожалению наших самодеятельных сексологов, её эскапады объяснить нельзя. Будучи в заключении, в преклонном возрасте, вдова не переставала чувствовать себя женщиной и родила ребёнка от солдата-охранника. Салтыкова, несомненно, была полноценной женщиной - ранее она родила двух сыновей от законного мужа, умершего вскоре после женитьбы на ней.
Сведения о последовательницах Салтычихи регулярно встречаются в русской литературе, в русской истории - вплоть до нашего времени (стоит набрать в поисковике слова "жена убила" или аналогичные, как появляются тысячи ссылок на соответствующие "отдельные случаи").

Известная комедия Фонвизина "Недоросль" (1781) посвящена обличению грубых и жестоких помещиц, воспитывающих недорослей и издевающихся над мужьями и дворнёй. Некоторые комментаторы считают, что в образе Простаковой писатель вывел Салтычиху, но это - явная натяжка. Пьеса написана значительно позже расследований по делу Салтыковой, когда дело уже перестало быть злободневным событием. В образе Простаковой нет ничего общего с личностью Салтычихи, а в сюжете пьесы - с обстоятельствами её жизни и преступлений. Простакова не вдова, а мужняя жена, серьёзных преступлений она не совершает, просто ведёт себя как властная, грубая хозяйка матриархального семейства.

Простакова - лишь обобщение тех типов женщин, которые немец фон Визин наблюдал в среде помещиков и которые не могли не вызвать его насмешки.

В противном случае можно договориться до того, что с Салтычихи И.С.Тургенев списал помещицу из рассказа "Муму", а А.Н.Островский - Кабаниху из пьесы "Гроза". Нет, образцы "домомучительниц" (определение из известного советского мультфильма) в России в любое время были перед глазами. Например, А.Ф.Кони, выражая мнение значительной части образованных людей своего времени, считал, что помещицу Тургенев писал по воспоминаниям о своей матери: "в Спасском-Лутовинове царила жестоко и всевластно мать Тургенева, невольное воспоминание о которой сквозит в его словах о помещице в "Муму": День её нерадостный и ненастный давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи."

А как обстоит дело на современном этапе, исчезли ли представители племени Салтычих, иль наоборот, только расплодились и заматерели? Судить можно уже по тому цинизму, с которым замалчивается проблема нарушения прав мужчин, бедственного положения мужского пола, низкой продолжительности жизни мужчин в России или на Украине. Но можно привести и другие, более конкретные примеры, по материалам из правоохранительных органов. Вот всего несколько сообщений.

• В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении бывшей учительницы одной из школ Выборгского района. Установлено, что на протяжении последних трех лет педагог систематически нарушала свои должностные обязанности, жестоко обращалась с детьми 3го класса, лишала их прогулок и возможности покинуть помещение класса на перемене за плохую успеваемость, била линейкой по рукам, била подставкой для книг по голове, сталкивала детей лбами друг о друга, ставила в угол на целый день, привлекала детей к уборке грязной посуды в школьной столовой и уборке туалетов. Кроме того, она унижала достоинство учеников, публично их оскорбляла. Ученика, отказавшегося от обеда, педагог заставляла съедать первое и второе блюдо, смешанные в одной тарелке, что вызывало у него рвоту. Применение физической силы к одному ученику, как правило, происходило в присутствии других детей, что приводило к стрессовым ситуациям. В результате таких издевательств родители были вынуждены переводить своих детей в другие школы.

• Возбуждено уголовное дело в отношении учительницы одной из школ Партизанского района Приморья. В конце декабря 2005 года она заставила семерых школьников 4 класса в присутствии всего класса вылизывать следы обуви на полу.

• В Томске воспитательница детского дома N4 избила 15-летнего воспитанника этого приюта Виктора Жидкова. Он получил перелом грудины и сотрясение головного мозга. Юноша уже обращался к социальному педагогу, к директору детдома Павлу Железчикову, а также в Советский РОВД города Томска, однако нигде не получил поддержки. Виктор опасается, что ему не удастся сохранить здоровье до выпуска из детского дома.

• В одном из сибирских спорткомплексов женщина-тренер за провинность наказала девочку-гимнастку: поставила её голую на стол, так чтобы одна нога была поднята до головы и все проходящие по спорткомплексу могли это видеть. Мать девочки подала на тренершу в суд.

Любой такой случай наверняка был бы предметом изумления в 18 веке - до таких изощрённых издевательств помещичий ум всё-таки не додумывался. Куда им, с их банальной поркой кнутом и тасканием за волосы!

Жестокие типы женщин проявляют свой характер в случае, если им в подчинение попадают другие люди. Не будь Салтычиха помещицей, возможно, никто о ней не узнал бы, как не знали о её наклонностях до тех пор, пока был жив муж, который ограничивал её в произволе. Но у Салтычихи были в подчинении крепостные - и она развернулась вовсю! В наше время нет крепостных, но есть другие зависимые - дети как подчинённые педагогов, работники на предприятиях как подчинённые начальниц и начальников, ребёнок в семье... И попав на должность, позволяющую тиранить более слабых, салтыковские типы так же разворачиваются во всю широту своей натуры, как и 200 лет назад. Любое отношение начальник-подчинённый порождает определённый произвол в отношении подчинённого. Но важно, чтоб не сложилась ситуация господин-раб. Вдобавок, большое значение имеет пол начальника. Кому как не женщинам известно, какой ад их ожидает в чисто женском коллективе, под руководством женщины-начальницы. Обычно женщины-начальницы пользуются плохой репутацией. Женщины-подчинённые знают, что под женским руководством чаще всего их ожидает полный произвол, отсутствие всякого понятия о правилах игры, психологическое тиранство и атмосфера самого низкого подхалимажа в отношении начальницы; и поэтому предпочитают работать под началом мужчин.