Зато цвет хороший: о «морально устаревших» автомобилях

На модерации Отложенный

В последнее время мне довелось много слышать о государственной программе утилизации старых автомобилей. Слышал о том, какая это благая вещь - люди сдают хлам, получают за него деньги и приобретают новенькую машину. Слышал о гигантских очередях - так сильно россиянам захотелось избавиться от своего догнивающих "Жигулей" и "Москвичей". Слышал о том, что утилизация, запущенная государством в начале марта, пошла на второй круг. А на днях я увидел живой пример. Встретил своего друга, который воспользовался широко разрекламированной программой утилизации старых автомобилей.

Друг встал в очередь еще весной, когда утилизационная программа только стартовала. И сразу стал 485-м по счету. Он твердо решил сдать свои двадцатилетние "Жигули" шестой модели, а взамен взять Lada Kalina. Ждал несколько месяцев и, наконец, дождался. Рассказываю с его слов и то, что видел сам.

В салоне, когда друг приехал забирать новый автомобиль, у "Калины" тотчас же отломилась ручка багажника. Этому никто не удивился. "Это нормально, - успокоили в салоне моего друга. - Ручка багажника у всех сразу ломается. Сейчас загоним ее в ремонт".

После этого выяснилось, что одна из дверей не хочет открываться. Друг безуспешно хватал ручку двумя руками.  "Такое бывает. Видимо, замок просто не отрегулирован", - сказали счастливому обладателю новой "Лады". И порекомендовали пока "не заморачиваться по этому поводу".

"У тебя первое плановое техобслуживание при пробеге 3 тысячи километров. К этому времени соберешь остальные "косяки" и приедешь", - посоветовали в автосалоне другу.

Когда он сел за руль, то сразу обнаружил, что задняя передача не хочет включаться. Спустя несколько минут мучений она подозрительно хрустнула и все же включилась.

"Может быть, у вас есть другая машина?" - скромно поинтересовался мой друг у менеджера автосалона, напомнив героя из анекдота, который попросил в турагентстве дать ему "какой-нибудь другой глобус".  Тот посмотрел на него, словно на умалишенного.

"Человек на твоем месте радоваться должен, а ты тут какие-то претензии начинаешь предъявлять, - всерьез рассердился менеджер. - Тебе же машину со скидкой продали - 50 тысяч рублей! Чего ты возмущаешься. Притрется все потихоньку".

Спустя два дня у новых "Жигулей" перестали работать поворотники, и друг поехал в автосервис - менять реле. На сегодняшний день он успел проехать на этой машине всего несколько километров. Но ему кажется - завтра непременно должно сломаться что-то еще.

Лично я никогда не воспользуюсь программой утилизации. И не потому, что чрезмерно обеспечен. Просто мне представляется диким, что Россия продолжает с каким-то упоением штамповать морально устаревшие автомобили. Не просто машины, у которых плохо открываются двери и отваливаются ручки багажника, нет! Это морально устаревшие автомобили, в которых отсутствуют даже жизненно необходимые системы безопасности. К примеру, в "Жигулях", которые приобрел по утилизационной программе мой друг, нет ни одной подушки безопасности. А ведь при нынешнем интенсивном и зачастую безалаберном автомобильном движении в России отсутствие этого элемента подчас может даже стоить жизни.

На самом деле это очень опасный производственный цикл - лепить старые автомобили до тех пор, пока их будут брать. И Lada Kalina моего друга - отнюдь не самый плохой вариант. Ведь до сих пор продолжается производство "Жигулей" седьмой модели. Да, это старая машина, разработанная практически в  середине прошлого века.  Но получается, что при нынешней политике ее выгодно "впаривать" страждущим россиянам. Лично у меня складывается впечатление, что запущенная утилизационная программа вовсе не подталкивает отечественный автопром к производству новых более совершенных моделей. Скорее, она заставляет его производить далеко не лучшие автомобили с удвоенной силой.

Когда друг выезжал из автосалона, ему посоветовали сильно не расстраиваться по поводу обнаруженных недостатков. "Зато цвет у  машины хороший", - сказали ему.