Вопреки оптимизму юриста Медведева, судебная реформа в стране хромает на обе ноги
19 июля президент России Дмитрий Медведев в Санкт-Петербурге встретился с представителями государственной власти, чтобы обсудить современное состояние судебной системы, и провел совещание по финансовым вопросам ее развития.
- Задача стоит создать современную качественную правовую систему, которая является в высшей степени актуальной для нашего государства. Я буду этим заниматься лично, потому что считаю это ключевым приоритетом нашего развития и одной из составляющих модернизации нашего общества, - заявил президент, юрист по образованию.
Председатель президиума Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Васильевского острова Владислав Лапинский ничего позитивного от этой встречи не ждет. Об этом он прямо заявил корреспонденту «СП».
«СП»: - Владислав Вадимович, Медведев считает, что в правовом поле за последние полтора-два года произошли серьезные перемены, что «сами сотрудники правоохранительных структур, судьи, юристы в целом чувствуют, что изменения наступают». Это так?
- Я не знаю, что там Медведев чувствует, какие положительные изменения и где наступают. Я практик, а он не практик. Прежде всего, система должна отвечать за то, что она делает. Однако сейчас судьи ни за что не отвечают. Они могут вынести полностью неправосудное решение, будучи уверенными, что сверху их вышестоящие товарищи прикроют. Пока у нас не будет ответственности судей, не будет никакого прогресса судебной системы. Совершенно безобразная вещь – то положение судей, в которое они поставлены.
«СП»: - Почему это происходит?
- Невозможно провести проверку работы судей, потому что нет органа, который может их проверить. Невозможно проверить деятельность судей, даже если есть подозрения, что они берут взятки. Даже если есть подозрение, что судья был пьяным за рулем. И даже если он сбил человека насмерть, он может совершенно безнаказанно повернуться и уехать, его не может проверить ни один милиционер на состояние опьянения. Меня поражает их безнаказанность и в бытовых делах тоже. Он может любого человека очень сильно унизить, оскорбить, повернуться и уйти – это тоже безнаказанность. Это полное безобразие продолжает процветать в судебной системе. Так что ничего хорошего, позитивного я от их совещаний не жду. Пока мы это не исправим, иного ничего не будет. И если Медведев этого не понимает, могу только сожалеть.
«СП»: - Но президент как раз и говорит: «Не очень хорошо обстоит дело с уважением к суду и с местом судебной системы в рамках политической системы государства. Не очень хорошо с тем, как воспринимаются решения суда, как они исполняются». Он также говорит, что хотел бы большей эффективности правовой системы, чтобы наши граждане меньше обращались в Страсбургский суд.
- Откуда возникают обращения в Страсбургский суд? Люди не верят в судебную систему Российской Федерации, именно потому, что судьи безнаказанны. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что судья даже не считает нужным обосновать решения. Он просто пишет свои общие рассуждения. И эти решения остаются в силе, несмотря на то, что в них нет статей, правовых оснований, вообще ничего. Именно это и порождает недоверие к суду.
«СП»: - Медведев и про это знает! Он не доволен состоянием судебной системы, но называет шагами в правильном направлении предпринимаемые действия.
- Пока мы не исправим главный порок, пока не введем персональную ответственность каждого человека за свою работу, в том числе и судьи, все это будет продолжаться, их будут покрывать вышестоящие суды. Он ничего не исправит этими поправками своими, которые пытается постоянно вносить.
Единственное, что у нас относительно прогрессирует, это арбитражная процессуальная система. Вот там уже появляются те вещи, которые позволяют, по крайней мере, прогнозировать решения суда. Суды общей юрисдикции у нас непредсказуемы до сих пор. Они могут вынести любое решение. И даже когда судьям общей юрисдикции рассказываешь о практике арбитражных судов, они совершенно спокойно говорят, что у них другая практика, и мы получаем, по сути, что по некоторым вопросам существует два судебных толкования Гражданского Кодекса, да и других кодексов тоже! Они совершенно по-разному трактуются гражданскими судами. Вот в чем проблема. Вот это надо исправлять.
С оценками Владислава Лапинского согласен и председатель совета Института развития свободы информации, адвокат Иван Павлов
- Ясно, что судебная система не работает или дает сбои. На мой взгляд, самая важная причина такого положения дел – это закрытость самой системы для пополнения ее из, скажем так, либеральной среды, например, из адвокатского корпуса.
Судейский корпус сформирован, к сожалению, в основном лицами, которые имеют опыт госслужбы. Это, в основном, работники прокуратуры, следственные работники, секретари судебных заседаний. Поэтому система не обновляется.
«СП»: - Выходит, она - самовоспроизводящаяся такая система?
- Именно. Никакого вброса свежей крови туда не идет. Она варится в собственном соку, и обновить такой организм очень сложно. С другой стороны – для граждан закрыта информация, как эта система работает. Вот сейчас принят замечательный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов РФ». Он вступил в силу с 1 июля, действует уже двадцать дней. И любой гражданин имеет право по этому закону написать запрос и получить любой документ, который имеется в суде. Из этого документа будут удалены какие-то сведения ограниченного доступа, например, персональные данные. Но если любой гражданин захочет прочитать судебное решение, протокол судебного заседания, он сможет это сделать. Любой гражданин по любому делу! Ну, кроме дел по усыновлению, связанных с гостайной…. Но основной массив дел должен быть доступен для граждан. Кроме того, огромный объем информации должен быть размещен на официальных сайтах.
«СП»: - Но ведь они и сейчас есть.
- Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев заявляет о том, что суды у нас заранее подготовились к вступлению в силу этого закона. И действительно, время на подготовку у них было, почти полтора года: закон подписан еще в декабре 2008 года. Были потрачены огромные средства, чтобы у судов появились свои официальные сайты. Но у основной массы судов сайты – это просто пустышки.
«СП»: - По-прежнему огромное количество дел уходит в Страсбург! Вот, мне кажется, свидетельство того, что наша судебная система неэффективна. Если бы судьи были подотчетны, если бы их можно было проконтролировать…
- Информационная открытость – это основа гражданского контроля любого органа власти, в том числе и судов. Нет информации – вы просто не сможете себе представить, как контролировать этот орган власти. Прежде чем говорить о контроле, надо обеспечить возможность доступа к информации. Контроль появится, найдутся организации, заинтересованные лица, исследователи, которые будут эту информацию анализировать, выявлять проблемы, говорить о них: а вот смотрите, у этого судьи один и тот же адвокат все время выигрывает дела. А не является ли это какой-то закономерностью? Но сейчас у нас такой возможности просто нет, потому что недоступна информация. Закон, который принят о возможности контролировать суд, это революционный закон, который направлен на то, чтобы создать возможности для общественного контроля.
«СП»: - Закон есть, а Медведев приезжает в Конституционный суд РФ и опять говорит какие-то слова о совершенствовании судебной системы. Тогда давайте закон исполнять, и не надо будет много совещаться?
- А вы знаете, здесь Медведева одного мало, здесь надо ожидать чего-то от нас, потому что у нас есть права. Но будем ли мы вообще требовательны к своей власти? Или мы махнем рукой на подаренные нам права и скажем: «Ну, вряд ли они будут работать».
Сейчас как никогда нужна гражданская активность в области реализации права граждан на доступ к информации о деятельности государственной власти. Потому что это ключевое право, оно может изменить очень многое в нашей стране, изменить и вылечить всю ту несправедливость, которая накопилась за эти годы. Доступ к информации может быть отличным лекарством против этой несправедливости.
Незавидное лидерство
Россия остается чемпионом Европы по числу обращений в Страсбургский суд – 26 процентов от общего числа. В 2008 году суд принял 245 постановлений по РФ, что, увы, является для нее печальным рекордом. При этом государство выиграло «вчистую» всего лишь девять, а частично – пять жалоб.
В 2009 году каждая третья жалоба в Европейский суд по правам человека была из России. Эти цифры лишний раз подтверждают, что судебная система в стране хромает на обе ноги. Между тем, на укрепление судебной системы за последние несколько лет были потрачены огромные средства. Значительно возросли зарплаты судей, укрепилась материально-техническая база самих судов. Но государство продолжает тратить тысячи тысячи евро (поступающих, кстати, от налогоплательщиков) на проигранные в Страсбурге дела.
Комментарии
Журналистку, выступившую на гражданском процессе с критикой судьи, теперь судят по уголовному кодексу за неуважение к суду!
Я, тяжело пострадал в ДТП, где виновен другой водитель, не могу получить по суду никаких компенсаций, потому как пропустил 10 дней на обжалование постановления, пока слонялся по больницам!
Дикость и непредсказуемость судей как и кто может исправить?
Где тот могильщик нашего российского суда?