КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
На модерации
Отложенный
Рав ШЛОМО ГАНЦФРИД
С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЗАПОВЕДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
С КРАТКИМИ ПРИМЕЧАНИЯМИ НА ОСНОВЕ
МИШНА БРУРА
К ТЕМ МЕСТАМ, ГДЕ ЕГО МНЕНИЕ РАСХОДИТСЯ
С МНЕНИЕМ АВТОРА КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России
Москва 1999 * 5760
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
МБ — Мишна Брура
ХА — Хайей Адам
БГ — Биур Галаха
© Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России, русское издание, 1999
© А. Кутуков, перевод на русский язык, 1999
ISBN 5-88906-003-Х
Издано на пожертвование Бориса Исааковича Шпигеля в память и в заслугу о его благочестивых и уважаемых родителях Исааке Абрамовиче Шпигеле и Броне Борисовне Фрампольской.
Содержание
Главный раввин России Адольф Шаевич. Предисловие
Председатель Исполнительного Комитета КЕРООР р. Зиновий Коган. Кто бы мог предсказать
Александр Кутуков. От переводчика
КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
Глава 1. Законы утреннего пробуждения
Глава 2. Законы омовения рук
Глава 3. Законы о том, как одеваться и ходить
Глава 4. Законы поведения в туалете
Глава 5. Чистота места, в котором произносятся слова, связанные со святостью
Глава 6. Некоторые законы произнесения благословений, законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «амен»
Глава 7. Законы утренних благословений
Глава 8. Что запрещено делать до молитвы, начиная с рассвета
Глава 9. Законы цицит
Глава 10. Законы тфиллин
Глава 11. Законы мезузы
Глава 12. Подготовка тела к молитве и места, подходящие для молитвы
Глава 13. Законы святости синагоги и Бейт-Мидраша
Глава 14. Законы Псукей де-Зимра («Отрывков Восхваления»)
Глава 15. Законы Кадиш, Барху и как объединяются в миньян десять человек, и что будет, если часть миньяна вышла, и законы о хазане
Глава 16. Законы о том, когда можно прерываться во время чтения благословений перед «Шма» и самого «Шма»
Глава 17. Законы чтения «Шма»
Глава 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Глава 19. Законы вставок в «Шмонэ Эсрэ»: «Посылающий ветер...», «...росу и дождь...», «Нале ве-Яво» и «Ответь нам»
Глава 20. Законы повторения хазаном «Шмонэ Эсрэ»
Глава 21. Закон о человеке, который не помолился, — как восполнить пропущенную молитву
Глава 22. Законы Таханун («мольбы о милости»)
Глава 23. Некоторые законы чтения Торы
Глава 24. Закон о том, что делать, если обнаружилась ошибка или некошерность в свитке Торы
Глава 25. Законы чтения «Ашрей», «У-ва ле-Цийон» и далее до конца молитвы
Глава 26. Законы Кадиша сироты
Глава 27. Законы изучения Торы
Глава 28. Законы свитка Торы и других святых книг
Глава 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе
Глава 30. Запрет сплетен, злоязычия, мести и затаенной злобы
Глава 31. Пусть все, что делает человек, он делает ради Небес
Глава 32. Забота о теле согласно его природе
Глава 33. Вещи, запрещенные из-за того, что они опасны
Глава 34. Законы милостыни
Глава 35. Законы халы
Глава 36. Законы высаливания мяса
Глава 37. Законы окунания посуды
Глава 38. Законы гойского хлеба, гойского варева и гойского молока
Глава 39. Закон о том, кто хочет поесть или попить до трапезы
Глава 40. Законы нетилат ядаим для трапезы
Глава 41. Законы разрезания хлеба и благословения «...дающий хлебу вырасти из земли»
Глава 42. Законы трапезы
Глава 43. Законы благословений на кушанья, которые съедают и выпивают во время трапезы
Глава 44. Законы омовения рук после трапезы (маим ахроним) и Биркат га-Мазон
Глава 45. Законы благословения Зимуна (приглашения к Биркат га-Мазон )
Глава 46. Законы о запрещенных кушаньях
Глава 47. Законы обычного нееврейского вина и кошерования посуды после него
Глава 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков
Глава 49. Законы благословения на вино и благословения «...Который добр и творит добро»
Глава 50. Общие правила произнесения благословения перед использованием чего-либо
Глава 51. Общие правила произнесения завершающего благословения
Глава 52. Законы произнесения благословений «...сотворивший плод дерева», «...сотворивший плод земли» и «...по слову Которого существует все»
Глава 53. Законы соусов и напитков из фруктов и овощей
Глава 54. Законы основного и дополнительного кушаний
Глава 55. Какое благословение произносится прежде
Глава 56. Законы об ошибках в благословениях
Глава 57. Закон о том, кто благословил на еду или питье, а потом ему принесли еще
Глава 58. Законы благословения на запах
Глава 59. Законы благословения Времени (шэехейану) и благословения «...Который добр и творит добро»
Глава 60. Благословения, произносимые при виде чего-либо
Глава 61. Благодарственная молитва за избавление от опасности и другие различные благословения
Глава 62. Законы купли-продажи
Глава 63. Запрет обманывать и обижать
Глава 64. Запрет торговать запрещенными вещами
Глава 65. Законы о процентах
Глава 66. Законы «давания денег в оборот»
Глава 67. Законы обетов и клятв
Глава 68. Закон о Дорожной молитве и о том, чего следует остерегаться в дороге
Глава 69. Законы молитвы Минха
Глава 70 Законы вечерней молитвы
Глава 71. Распорядок ночи
Глава 72. О величии святости Шаббата, и о том, что нарушающий Шаббат приравнивается к идолопоклоннику, и законы подготовки к Шаббату
Глава 73. Каким образом разрешается до Шаббата поручить работу нееврею, а также одолжить ему что-либо или сдать в аренду
Глава 74. Закон об отплывающих на корабле
Глава 75. Законы зажигания свечей
Глава 76. Законы молитв в Шаббат и Йом-Тов
Глава 77. Законы Кидуша и трапезы вечером и днем
Глава 78. Законы чтения свитка Торы в Шаббат и Йом-Тов и обязанность это делать
Глава79. Законы мафтира
Глава 80. Некоторые работы, запрещенные в Шаббат
Глава 81. «Четыре владения» в Шаббат
Глава 82. Запрет переносить и выносить из одного владения в другое
Глава 83. О том, что стены помогают только в том случае, если окружают жилую территорию
Глава 84. Законы о том, что можно выносить в качестве одежды или украшений
Глава 85. Что делать, если в Шаббат начался пожар
Глава 86. Законы умывания
Глава 87. Чего следует остерегаться, занимаясь скотиной, зверями и птицами
Глава 88. Законы мукце в Шаббат
Глава 89. Законы «основания для запрещенной вещи»
Глава 90. О том, что можно делать в Шаббат, не выполняя работы, и о том, что можно сделать с помощью нееврея
Глава 91. Закон о том, кто чувствует недомогание, и о неопасно больном
Глава 92. Закон об опасно больном и закон о том, кто вынужден совершить преступление
Глава 93. Законы о роженице
Глава 94. Законы эрув хацерот
Глава 95. Законы эрув тхумин
Глава 96. Законы вечерней молитвы и законы Гавдалы
Глава 97. Законы Рош Ходеш («Новомесячия») и Освящения луны
Глава 98. Законы Йом-Това
Глава 99. Законы мукце в Йом-Тов
Глава 100. Законы вознесения рук (благословения ко генов)
Глава 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день
Глава 102. Законы эрув тавшилин
Глава 103. Законы «радости Йом-Това»
Глава 104. Законы Холь га-Моэда
Глава 105. Вещи, запрещенные из-за слишком больших хлопот
Глава 106. Законы торговли в Холь га-Моэд
Глава 107. Законы месяца Нисан
Глава 108. Законы пшеницы и муки для мацы
Глава 109. Законы о воде для мацы
Глава 110. Законы замешивания теста и выпекания мацы
Глава 111. Законы проверки и аннулирования хамеца
Глава 112. Какой хамец запрещено держать в доме в Песах, а какой разрешено
Глава 113. Законы кануна Песаха и выпечки мацы
Глава 114. Законы продажи хамеца. Примерный текст договора о продаже
Глава 115. Законы кануна Песаха, выпавшего на Шаббат
Глава 116. Законы кошерования посуды
Глава 117. Некоторые законы Песаха
Глава 118. Законы подготовки Седера
Глава 119. Как проводится Пасхальный Седер
Глава 120. Законы счета Омера и дней счета
Глава 121. Законы общественного поста
Глава 122. Законы, связанные со временем между Семнадцатым Таммуза и Девятым Ава
Глава 123. Законы кануна Девятого Ава
Глава 124. Законы Девятого Ава
Глава 125. Законы Девятого Ава, выпавшего на Шаббат или на воскресенье
Глава 126. Что необходимо делать в память о разрушении Храма
Глава 127. Законы личного поста
Глава 128. Законы месяца Элул
Глава 129. Законы Рош га-Шана
Глава 130. Законы Десяти дней раскаяния
Глава 131. Законы кануна Йом-Киппура
Глава 132. Законы ночи Йом-Киппура
Глава 133. Законы Йом-Киппура
Глава 134. Законы Сукки
Глава 135. Законы нахождения в Сукке
Глава 136. Законы лулава и остальных видов растений
Глава 137. Законы поднимания лулава и порядок Гакафот
Глава 138. Законы Ошана Раба, Шмини Ацерет и Симхат-Тора
Глава 139. Законы Хануки
Глава 140. Порядок «четырех отрывков»
Глава 141. Законы чтения Мегилы (свитка Эстер)
Глава 142. Законы посылания продуктовых посылок друзьям, подарков бедным и трапезы Пурима
Глава 143. Законы почитания отца и матери
Глава 144. Законы почитания учителя, старца, мудреца и когена
Глава 145. Законы женитьбы
Глава 146. Обычаи поста жениха и невесты
Глава 147. Законы хулы
Глава 148. Уединение после посвящения жены
Глава 149. Законы Биркат га-Мазон свадебной трапезы и заповедь радовать жениха и невесту
Глава 150. Законы скромного поведения
Глава 151. Законы запрета напрасного семяизвержения и что делать тому, с кем это случилось
Глава 152. Запрет уединения и других видов близости с женщинами
Глава 143. Законы ниды
Глава 154. Порядок установления весета и законы проверки до и после половой близости, весет по дням, весет по промежуткам, весет по телесным признакам, комплексный весет
Глава 155. Законы отделения от жены накануне весета и разница между постоянным и непостоянным весетом
Глава 156. Законы женщины, у которой появилась кровь из-за половой близости
Глава 157. Законы невесты, входящей под хулу
Глава 158. Законы женщины, которая родила или у которой был выкидыш
Глава 159. Законы надевания белого белья и счета чистых дней
Глава 160. Законы мытья перед окунанием
Глава 161. Законы «препятствия для воды» (хацица) при окунании
Глава 162. Законы окунания в микву
Глава 163. Законы обрезания
Глава 164. Законы выкупа первенца
Глава 165. Законы воспитания детей и некоторые законы, относящиеся к преподавателю Торы
Глава 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства
Глава 167. Законы идолопоклонства
Глава 168. Запрещенные изображения
Глава 169. Запрет наносить татуировку и царапать тело в знак скорби по мертвому
Глава 170. Запрет сбривать пеот на голове и на бороде
Глава 171. Запреты, связанные с требованием «Да не наденет мужчина платье женщины»
Глава 172. Законы нового урожая
Глава 173. Законы Орла (фруктов первых трех лет)
Глава 174. Законы запрещенных прививок деревьев (килаим деревьев)
Глава 175. Законы запрещенного объединения животных (килъей бгема)
Глава 176. Законы запрещенных смесей ткани (килъей бгадим)
Глава 177. Законы первенца чистой скотины
Глава 178. Законы первенца осла
Глава 179. Законы займов
Глава 180. Законы освобождения от долгов в седьмой год (Шмиты)
Глава 181. Законы об истце, ответчике и свидетелях
Глава 182. Законы воровства и грабежа
Глава 183 Законы имущественного ущерба
Глава 184. Законы телесного ущерба
Глава 185. Законы взятия в пользование и в аренду
Глава 186. Законы, запрещающие «заграждать рот быку»
Глава 187. Законы потерь и находок
Глава 188. Законы о вещи, данной на хранение
Глава 189. Законы о том, как нагрузить и разгрузить скотину
Глава 190. Законы заботы о теле и запрета «Не уничтожай...»
Глава 191. Запрет причинять страдания животным и запрет кастрации
Глава 192. Законы о больном и враче и о том, чем можно лечиться
Глава 193. Законы посещения больных
Глава 194. Законы о том, что делать при агонии и как охранять тело
Глава 195. Законы разрывания одежды
Глава 196. Законы онена (еще не похоронившего мертвого) в будний день, в Шаббат и в Йом-Тов
Глава 197. Законы о саване, очищении мертвого тела о запрете использовать мертвое тело
Глава 198. Законы выноса тела, похоронной процессии и оправдания суда
Глава 199. Законы, относящиеся к похоронам и кладбищу
Глава 200. Законы похорон в Йом-Тов
Глава 201. Закон о самоубийце и о других умерших злодеях
Глава 202. Законы ритуальной нечистоты (тума), относящиеся к когену
Глава 203. По какому умершему родственнику или ребенку соблюдают траур
Глава 204. Когда начинается траур
Глава 205. Законы первой трапезы соблюдающего траур (сеудат авраа)
Глава 206. Законы «недавнего известия» и «далекого известия»
Глава 207. Законы утешения скорбящих
Глава 208. О том, что соблюдающему траур запрещено работать
Глава 209. Запрет мыться, смазываться маслом, обуваться и запрет супружеской близости
Глава 210. Запрет изучать Тору и приветствовать
Глава 211. Что еще запрещено соблюдающему траур
Глава 212. Что запрещено как радостное после семи дней траура
Глава 213. О том, что соблюдающему траур запрещено жениться, и о том, что делать, если жених или невеста должны начать соблюдать траур
Глава 214. Когда соблюдающий траур имеет право выйти из дома
Глава 215. О том, что не следует слишком скорбеть о мертвом
Глава 216. Законы части седьмого дня и части тридцатого дня и законы двенадцати месяцев траура
Глава 217. Законы о том, кто не соблюдал траура
Глава 218.
Законы свидетельства, по которому наступает обязанность соблюдать траур
Глава 219. Законы траура в Шаббат и Йом-Тов
Глава 220. Закон о том, как праздник прерывает отсчет семи и тридцати дней траура
Глава 221. Законы поста в йорцайт
ДОПОЛНЕНИЯ
(Заповеди, действующие в Земле Израиля)
ЗАКОНЫ ТРУМЫ И МААСЕРА
Глава 1. Тевель и как его исправить
Глава 2. Некоторые законы отделения части урожая
Глава 3. Законы отделенных долей урожая
Глава 4. В какие годы какая десятина отделяется
Глава 5. Выкуп маасер шени
Глава 6. Практическое отделение долей урожая
КИЛАИМ
СЕДЬМОЙ ГОД (ШМИТА)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Шестьсот тринадцать заповедей
Тринадцать принципов иудаизма, составляющих основу нашего мировоззрения
Указатель
** ** **
Еще совсем недавно, когда многие из нас ступили на путь возвращения к своим корням, стали интересоваться традицией, часто нам было неоткуда получить достоверные знания еврейских законов. И я не могу передать словами, как я рад, что у вас есть возможность прочесть настоящий, профессионально сделанный, профессионально оформленный, переплетенный и изданный перевод одной из самых важных книг практического иудаизма — «Кицур Шульхан Арух». Эта книга может стать вашим проводником в еврейской жизни. Надеюсь, что это только «первая ласточка», и в дальнейшем на ваших книжных полках появятся и другие наши издания, столь же хорошо подготовленные и так же сильно вам необходимые.
Изучайте их, дорогие мои, пользуйтесь этой потрясающей возможностью, и Б-г вам поможет.
Главный раввин России Адольф Шаевич
КТО БЫ МОГ ПРЕДСКАЗАТЬ
Кто бы мог предсказать, что именно книге р. Шломо Ганцфрида «Кицур Шуль-хан Арух» предстояло донести свет Синая до наших современников? На книжных полках в любой ешиве, в любом соблюдающем доме стоят сотни томов литературы по Галахе; среди авторов — известные всем и каждому Рамбам, рабби Йосеф Каро... Теперь мы можем поставить рядом с ними вот эту книгу в твердом, тисненном золотом переплете.
Две тысячи лет прошло с тех пор, как впервые наши мудрецы благословенной памяти доверили бумаге — тогда это была даже не бумага, а особым образом обработанная телячья кожа, — драгоценные слова Устной Торы, передававшиеся до того лишь изустно, от учителя к ученику. Тогда Рабейну га-Кадош, наш Святой Учитель рабби Йегуда га-Наси записал Мишну. Примерно полторы тысячи лет назад был завершен Талмуд — непревзойденный памятник еврейского гения, вдохновленного Святым Духом, в полном смысле этого слова Книга Книг.
Еще тысяча лет отделяет это произведение от труда другого нашего мудреца благословенной памяти, которого сравнивают с Моше-рабейну не только потому, что его также зовут Моше, — от «Яд га-Хазака» Рамбама. Это величайшее произведение начинается с ответов на наиболее сложные и запутанные вопросы теологии, вопросы основ веры, общих знаний о мире и Вс-вышнем. Однако главное содержание книги — поистине энциклопедически охваченная еврейская жизнь во всех ее проявлениях. С тех пор такой подход стал традиционным.
Окончательно эта традиция была закреплена в произведении ученика Рамбама рабби Йосефа Каро, название которого — «Шульхан Арух», то есть «Накрытый Стол». Эта книга изначально была задумана как максимально полная и подробная хрестоматия еврейской цивилизации. Еще каких-то триста лет — и вот появляется книга р. Шломо Ганцфрида «Кицур Шульхан Арух», «Малый Накрытый Стол» — тоже хрестоматия еврейской цивилизации, но уже нашего времени.
Еврейская цивилизация развивается динамично, и еврейские правоведы XIX – XX веков, такие как Виленский Гаон, реб Хаим Воложин, рабби Акива Эгер, Хофец Хаим, современные раввины-судьи, продолжают дело своих великих предшественников.
В последние годы нам посчастливилось быть участниками процесса возрождения еврейства России. И несмотря на трудности и проблемы сегодняшней жизни, наши надежды соединены с будущим еврейских общин в этой стране. Осуществленное нами русское издание «Кицур Шульхан Арух» — это первая попытка дать русскоязычному читателю возможность ознакомиться в полной мере с этим важным и не известным ему в оригинале источником.
Издание этой книги в России стало возможным благодаря демократизации нашего общества, рождению Российского Еврейского Конгресса во главе с его председателем Владимиром Александровичем Гусинским, спонсорской помощи Президента КЕРООР Бориса Исааковича Шпигеля, трудам Главного раввина Москвы и Главного раввина-судьи СНГ Пинхаса Гольдшмидта и трудам Главного раввина России Адольфа Соломоновича Шаевича.
Любая еврейская община начинается с самого простого — совместной молитвы, Шаббата, кашрута. В большинстве еврейских общин российских городов, где об иудаизме знают совсем мало, налаживание этих основ еврейской жизни дается нелегко. Не хватает раввинов и учителей, нет даже элементарных представлений о самых простых и необходимых вещах... Поэтому задача, стоящая перед теми, кто желает прикоснуться к традициям нашего народа, присоединиться к своим собратьям по вере во всем мире, крайне непроста.
Именно этот пробел призвана заполнить книга, которую вы держите в руках. В ней содержатся все основополагающие законы, относящиеся к повседневной жизни, их объяснения, обсуждаются типичные трудности, возникающие при их применении. И если там, где вы живете, нет раввина, нет вообще никого, кто мог бы преподавать нашу традицию, — тогда эта книга вам совершенно необходима. Вы можете поступать так, как в ней написано, и быть уверенными, что выполнили волю Вс-вышнего. Но, я напоминаю вам еще раз: как только найдется раввин, у которого можно учиться, нужно непременно начать учиться у него. Это важнейший принцип преемственности нашей Святой Торы — передача знаний от наставника к ученику.
Мы отдаем себе отчет в том, что обычный российский еврей найдет многое из написанного в этой книге трудным для понимания. Непривычной покажется сама компоновка книги, ее энциклопедичность, всесторонность охвата. Нет ни одной стороны жизни еврея, не охваченной законами, которые он обязан исполнять. Одна из заповедей иудаизма требует от еврея: «На всех путях знай Его», согласуй с Б-жественой волей, Б-жественным желанием все, что бы ты ни делал. И именно это точнейшее, скрупулезное исполнение воли Б-га есть единственное средство воплощения еврейской веры в реальность.
Начиная с Рамбама, все книги по Галахе строятся не по ассоциативному принципу, как Талмуд, а по логическому, как привычные нам справочники. Любой интересующий вас закон легко найти в разделе, посвященном соответствующей тематике. (Кроме того, наше издание снабжено предметным указателем, упрощающим нахождение нужной галахи.) Прежде чем начать пользоваться «Кицур Шульхан Арух», необходимо омыть руки (как сказано в главе 2) и внимательно изучить содержание, после чего внутренняя логика построения книги станет совершенно понятной.
Заповеди размещены в этой книге по традиционным правилам: сначала наиболее часто (каждый день) исполняемые заповеди (молитва, благословения перед едой и т. д.); потом — заповеди, исполняемые раз в неделю (Шаббат); заповеди, исполняемые несколько раз в год (Рош Ходеш, посты и праздники) и, наконец, заповеди, исполняемые один раз за всю жизнь (рождение, обрезание, свадьба, смерть). Внутри разделов расположение заповедей соответствует течению дня, от утра к вечеру.
Следует знать, что все эти законы, действовавшие и четыре, и пять тысяч лет назад, продолжают действовать в наши дни. Однако новые времена рождают новые галахические вопросы, и поэтому целый ряд тем, таких как: «Шаббат и Йом-Тов», «Имущественные сделки», «Похороны» и некоторые другие, необходимо изучать по более современным источникам. КЕРООР подготовил для вас брошюру «Хевра Кадиша», посвященную похоронам, готовит перевод книги «Соблюдение Шаббата согласно его законам», может содействовать в приобретении брошюры «Как правильно одалживать деньги». И это далеко не все наши планы.
Наверное, было бы естественно начать нашу издательскую деятельность с публикации основополагающих книг — Мишны, Талмуда, «Сефер га-Мицвот» Рамбама и т. д. Необходимость в этих изданиях на русском языке очевидна: в России гораздо больше евреев, интересующихся своими корнями, нежели потенциальных студентов ешивы. Тем не менее мы были вынуждены начать с «Кицур Шульхан Арух», поскольку в России появилось и в условиях жесточайшего «информационного голода» стало популярным издание под тем же названием, но имеющее мало общего с книгой, написанной более 150 лет назад р. Шломо Ганцфридом.
И пусть не пугает вас необходимость выучить всю эту длинную и непростую книгу и начать выполнять сразу все, что в ней содержится. И уж конечно, ни в коем случае нельзя говорить себе: если я не могу выполнить все, то я не буду делать ничего. Несомненно, каждый из вас найдет в этой книге определенные законы, которые он может выполнять, и определенные нарушения, которых он может избежать. Ведь если вы никого не убили и не ограбили — вы уже выполняете часть важнейших заповедей Вс-вышнего.
Необходимо подчеркнуть, что эта книга появилась на свет во времена, когда понятия «демократия», «человеколюбие» и «религиозная терпимость» не считались неотъемлемой частью социальной и государственной идеологии. Это была эпоха религиозных гонений, всеобщей ненависти и подозрительности. Поэтому иные законы, безусловно адекватные своему времени, в современной книге законов, смотрятся просто дико. Современная цивилизация стала, несомненно, более веротерпимой, а иудаизм в России на самом высшем уровне признан одной из традиционных религий. Исходя из этого, редакционный совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом переводе некоторые галахические указания из числа приведенных в книге — всего несколько строк, помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление. Читатель, который захочет прочесть «Кицур Шульхан Арух» в идеально полном объеме, приглашается в ешиву, чтобы изучить эту и многие другие святые книги в оригинале, на святом языке.
Недостаток раввинов, в равной степени владеющих ивритом, русским литературным языком и одновременно располагающих глубокими познаниями в Торе, ощущается не только на периферии, но и в Москве. Любой перевод, даже очень хороший перевод «Кицур Шульхан Арух» Александра Кутукова нуждается в редакторской правке. Мы не смогли найти человека, который был бы в состоянии отредактировать перевод с точки зрения соответствия оригиналу. Редакционный совет КЕРООР обращается ко всем читателям с просьбой указать на возможные неточности в переводе; все эти указания будут непременно учтены при подготовке второго издания, которое планируется осуществить примерно через год.
Да благословит нас всех Вс-вышний Г-сподь Б-г наш!
Председатель Исполнительного Комитета КЕРООР р. Зиновий Коган
[*] В данном издании (КЕРООР, 1999) параграфы 14, 15 и 17 главы 167 опущены. Ниже "несколько строк приведены по другому изданию «Кицур Шульхан Арух» — «Шамир», 1994.
В издании «Шамир» данная глава называется «Авода зара» и идет под номером 162.
Вот эти "несколько строк"
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
"РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ ЧИСТЫМ И НЕЧИСТЫМ" (Веикра, 11:47)
Глава 162
Авода зара
1. "Я - Б-г, Всесильный твой. Который вывел тебя из Страны Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня" (Шмот, 20:2,3). Это первые две из Десяти заповедей, которые народ Израиля услышал с горы Синай из уст Самого Творца и которые обобщают всю Тору. Первая заповедь охватывает все предписания Торы (так как условием для их выполнения является признание существования Всевышнего, обладающего абсолютной властью над всей Вселенной), а вторая - все запреты Торы (так как нарушение любого из них означает отрицание абсолютного права Всевышнего требовать исполнения Своей воли и, соответственно, подчинение любой силе, противодействующей этой воле).
2. Все нееврейские религиозные культы Галаха называет авода зара - "чуждое служение". Все они в равной степени запрещены для еврея - и откровенное идолопоклонство, и такие, как, например, христианство, которое кое-что почерпнуло из Торы. Неевреи имеют право исповедовать такую религию, так как им не запрещено сочетать с верой в Творца Вселенной веру во всякого рода "богов" и "божков". Но евреям Тоpa это категорически запрещает. Ни о каком другом запрете она не упоминает так часто, как о запрете авода зара, поскольку его нарушение означает отрицание самой сущности иудаизма.
3. Еврею категорически запрещено извлекать какую бы то ни было пользу из чего-либо, что имеет прямое или даже косвенное отношение к авода зара, не говоря уже о предметах культа (таких, как кадильницы для воскурения благовоний) и приношениях верующих. Запрет распространяется на любые предметы, которыми украшают культовое помещение (вплоть до свечей), и даже на музыкальные инструменты, на которых исполняют музыку в честь авода зара. Всё здание, где происходит служение авода зара, включая его фундамент, запрещено для какого бы то ни было использования. Под деревом, которое посажено рядом с капищем, еврей не имеет права укрыться от зноя и т. п.
4. Можно аннулировать авода зара, и тогда всеми связанными с этим предметами еврею разрешено будет пользоваться. Однако аннулировать авода зара может только нееврей, и только своими руками. Для этого он должен совершить какой-нибудь поступок, который адептами данного культа будет расценен как святотатство - например, отбить какую-нибудь часть от скульптурного изображения языческого бога. Еврей по рождению, перешедший в иную веру, не может аннулировать авода зара.
Еврей имеет право пользоваться светом свечи, которая прежде горела перед идолом, но которую нееврей специально потушил, чтобы потом воспользоваться ею самому.
Тем не менее, использовать такую свечу разрешено только для бытовых целей, а не для исполнения какой-либо заповеди, потому что предмет, ранее служивший для отправления чуждого культа, даже после аннулирования неевреем его культовой принадлежности остается неприятным Всевышнему.
5. Некоторые авторитеты Торы разрешают евреям использовать одежды, в которые обряжались служители авода зара, - так как, по их мнению, эти одежды украшали самих служителей культа и не использовались для украшения авода зара. Другие авторитеты Галахи запрещают пользоваться такими одеждами и требуют, чтобы их аннулировали таким же образом, как и другие предметы культа.
6. Еврею запрещено совершать любое действие, которое может послужить на пользу нееврейскому культу. Еврей-строитель не должен строить здание для поклонения языческим "богам" или "святым", еврей-стекольщик не должен вставлять стекла в окна такого здания и т. п. Запрещается продавать неевреям любую вещь, которая нужна им для отправления их культа, включая их собственные книги, связанные с их культом. Еврей не имеет права читать, продавать или отдавать нееврею даже Танах, изданный неевреями с целью распространения их религии. Такие книги сжигают, но если Библия издана ими на иврите и есть возможность отделить неискаженный текст Танаха от чуждых ему добавлений, следует это сделать - текст Танаха сдать в гнизу, а остальное - сжечь. (Впрочем, некоторые крупные современные авторитеты Галахи считают, что Танах, изданный миссионерами на иврите для распространения его среди евреев, также подлежит сожжению.)
7. Галаха запрещает смотреть на изображения языческих "богов", любоваться их красотой и богатством украшений, так как это означает нарушение запрета Торы: "Не обращайтесь (здесь в смысле "не обращайте внимания") к идолам" (Ваикра, 19:4). Кроме того, запрещается слушать музыку, которая сопровождает службу в культовых помещениях неевреев и исполняется на инструментах, на которых играют в честь авода зара. Запрещено вдыхать аромат благовоний, которые воскуривают в языческих капищах.
8. Еврей должен обходить стороной нееврейские культовые здания и тем более изображения языческих "богов", а если он вынужден пройти мимо них, то должен стараться не приближаться к ним менее чем на два метра.
Увидев процветающие нееврейские культовые сооружения, говорят: "Дом гордыни опрокинет Б-г" (Мишлей, 15:25), а если встретили такое сооружение разрушенным, произносят: "Всесильный [Б-г] мести, Б-г, Всесильный [Б-г] мести, прояви Себя!" (Тегилим, 94:1).
9. Еврей не должен допускать, чтобы его поведение могло быть расценено окружающими как проявление хотя бы малейшего уважения к языческому культу. Так, если перед нееврейским культовым зданием ему в ногу вдруг впилась колючка или внезапно рассыпались монеты из кошелька, он ни в коем случае не должен нагибаться, чтобы вытащить колючку или собрать деньги, так как со стороны может показаться, что еврей поклонился авода зара. Даже если вокруг нет ни души, не имеет значения - следует отойти в сторону, или хотя бы повернуться спиной к авода зара, или присесть на корточки, но не нагибаться.
10. Нельзя одалживать деньги неевреям на постройку их культовых зданий или на приобретение чего-либо, что им нужно для совершения их обрядов. Запрещено продавать неевреям что-либо, что они могут использовать при отправлении своих обрядов.
Предание гласит, что раби Ицхак, отец величайшего комментатора Торы Раши (раби Шломо Ицхаки, 1040-1105), был вознагражден свыше рождением сына, ставшего впоследствии великим мудрецом, за свой самоотверженный поступок: обладая уникальным драгоценным камнем и будучи не в силах противостоять домогательствам попов, желавших приобрести этот камень для церкви, он предпочел утопить его в море. Вот тогда-то на Небесах было решено компенсировать его потерю рождением сына, который станет величайшей драгоценностью народа Израиля.
Еврей-переплетчик не должен переплетать книги, содержание которых связано с нееврейским культом.
11. Еврею запрещено посещать места, где собираются неевреи для отправления своих культов, даже если ему необходимо встретиться с кем-то из них по чисто деловому вопросу.
12. Галаха запрещает упоминать имена языческих "богов", которым в наше время продолжают поклоняться, ибо сказано в Торе: "Имени других богов не упоминайте" (Шмот, 23:13). Так, назначая свидание другому еврею, не следует выбирать в качестве ориентира культовое здание неевреев. Более того, в разговоре с неевреем еврею запрещается способствовать тому, чтобы нееврей упомянул имя своего божества. Основанием для этого служит продолжение приведенного выше стиха Торы: "...да не послышится оно из уст ваших". Поэтому еврей в разговоре с неевреем или при ведении с ним дел должен избегать ситуации, когда нееврей клянется именем своего идола.
Нет прямого запрета упоминать дни, которые неевреи называют именами своих "святых", однако при этом не следует выражать им какое бы то ни было уважение.
13. Наши мудрецы говорят: "Любое зубоскальство запрещено, кроме зубоскальства в адрес авода зара".
14. Запрещается делать подарки незнакомому нееврею.
15. Запрещается выражать похвалы нееврею - даже восхищаться его внешностью. Тем более запрещается восхвалять нееврея за его добрые дела. Вместо этого произносят благословение в честь Всевышнего, Который сотворил в Своем мире красивых людей (см. 62:7).
16. Превыше всего ценится мир. Поэтому, чтобы поддержать добрые отношения с неевреями, дают подаяние их нищим, навещают их больных и участвуют в погребении их умерших, а также посещают и утешают их скорбящих.
17. Еврею не следует уединяться с неевреем или брать его в спутники, отправляясь в дорогу, так как для них человеческая жизнь не имеет большой ценности и потому они всегда подозреваются в склонности к кровопролитию.
18. Кормилице-нееврейке разрешено кормить еврейского младенца только в доме его родителей. В крайнем случае ей разрешается кормить его у себя дома, при условии, что за ней наблюдает кто-нибудь из евреев или хотя бы часто заходит к ней в дом.
Но ни в коем случае ей не оставляют на ночь младенца.
19. Акушерка-еврейка, известная в округе, имеет право принимать роды у неевреек - но только за плату и только в будние дни. Если же в субботу или в праздник ее требуют к роженице-нееврейке так настоятельно, что отказаться она не может, она должна делать только то, что не является нарушением субботних или праздничных запретов.
Еврейка имеет право кормить нееврейского младенца только тогда, когда она страдает от избытка молока, и только за плату.
20. Галаха запрещает еврею обучать своему ремеслу нееврея.
А теперь отрывок из
ОБРАЩЕНИЕ
к Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову
в связи с усилившимся применением к русским патриотам
ст. 282 УК РФ о «возбуждении национальной розни» по отношению к евреям
103793 Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 А,
Генеральная прокуратура РФ
Устинову В. В.
http://www.russia-talk.com/rf/obrashchenie.htm
Воспользуемся его переводами из иудейского амстердамского издания, сделанными судебным экспертом, учёным-гебраистом доктором К. Эккером для судебного процесса в Германии в 1883 г. (Dr. K. Ecker. Der “Judenspiegel” im Lichte der Wahrheit, – eine wissentschaftliche Untersuchung. Paderborn. 1884; русский перевод: д-р К. Эккер. "Еврейское зерцало" в свете истины. Научное исследование. М., 1906). Этот суд евреи возбудили в связи с тем, что один из их соплеменников (Юстус-Бриман), перешедший в христианство, опубликовал античеловечные законы «Шулхан аруха» и Талмуда, но суд оправдал публикатора, найдя перевод соответствующим первоисточнику. Д-р Эккер лишь исправил мелкие неточности – исправленный им текст приведём ниже в характерных отрывках с указанием точных еврейских источников (основываясь на доверии к квалификации немецкого эксперта-гебраиста и немецкого суда).
– «Его [нееврея] семя рассматривается как семя скотины» (Тосефта -- дополнение к талмуду Кетубот, 3 б). «Ради [умерших] слуг и служанок... не говорят слов утешения оставшимся после них, а надо сказать ему [еврею-хозяину]: “Да возместит тебе Бог твой убыток”, совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет бык либо осёл» (Иоре де’а 377-1).
– «Запрещается спасать их [неевреев-акумов], когда они близки к смерти. Например, когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, даже если он хочет заплатить... Дозволено испытывать на акуме лекарство, – полезно ли оно?» (Иоре де’а 158-1).
– «Деньги акумов суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришёл первым, завладеет им». «По отношению к акуму не существует обмана» (Хошен га-мишпат 156-5, Хага; 227-26; 348-2, Хага).
– «Когда еврей обокрал акума и его [еврея] принуждают к присяге..., тогда он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что он принуждается к ней» (Иоре де’а 329-1, Хага). – Внимание: это вновь касается поведения иудеев во время следствия и суда!
– «Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со света». «В расходах, сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, повинны участвовать все жители местности» (Хошен га-мишпат 388-15 и -16).
– «Предателя дозволяется убивать на всяком месте, даже и в наше время. Убить его дозволено раньше, чем он успевает сделать донос [могущий принести убыток «либо на теле, либо в деньгах, хотя бы их было немного»]... и каждый, кто первый убьёт, приобретает заслугу» (Хошен га-мишпат 388-10).
– «Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов... убивать всех таких – доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это совершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить её, говоря: "Вот у меня забота, – надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу её обратно" и т.п.» (Хошен га-мишпат 425-5).
Все эти тексты, идентичность которых уже доказана (что важно!) в немецком суде, подтверждаются и группой современных молодых раввинов и «семинаристов»-ешиботников, выступающих против данной расистской морали. Например израильским писателем И. Шамиром в журнале «Наш современник» (2004, № 11) опубликованы следующие действующие предписания, против которых протестуют эти совестливые евреи, в том числе на сайте и ЗДЕСЬ (по-английски):
– «Евреи – полноценные, совершенные существа; неевреи, со своей стороны, хотя и люди, однако неполноценные и несовершенные. Различие между евреями и другими народами подобно различию между душой и телом или между людьми и животными... Различие между душой еврея и душой нееврея больше, глубже и значительнее, чем различие между душой животного и человеческой душой».
– «Запрещение ненавидеть (другого человека) относится исключительно к евреям... Еврейский закон разрешает мстительность и злопамятность по отношению к нееврею... Еврей не должен скорбеть... даже по своим ближайшим родственникам-неевреям».
– «Всякий идолопоклонник (как еврей, так и нееврей) должен быть приговорен к смертной казни... когда не существует соответствующего полномочного суда, всякий еврей имеет право и даже обязан убить еврея, бесспорно являющегося идолопоклонником... Относительно христианства существуют разногласия между авторитетами, однако подавляющее большинство их также считает христианство идолопоклонством».
Ко всему этому можно добавить и слова из молитвы Шефох, в которой евреи накануне своей пасхи призывают своего «бога» «истребить из поднебесной» все прочие народы."
PS: Далее я буду размещать представляющие интерес цитаты из данной книги, без комментариев
Комментарии
– «Запрещение ненавидеть (другого человека) относится исключительно к евреям... Еврейский закон разрешает мстительность и злопамятность по отношению к нееврею... Еврей не должен скорбеть... даже по своим ближайшим родственникам-неевреям». Это то,что я никогда не встречал (и многое другое тоже)в электроной версии на сайтах иудейской направлености.Зато все нацисткие сайты полны этими утверждениями
А вот при чём КОРАН:
Сура 8 стих 39: «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху».
Сура 9 стих 3: « И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекается от многобожников [христиан] и Его посланник. И если вы обратитесь, то это лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием»
Сура 9 стих 5: «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников [христиан] , где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте»
И т.д. Нужны ли дополнительные комментарии!?
Наталья Дмитриева отвечает на комментарий Геннадий Товбин# 1 августа 2010 в 13:58Рейтинг 0 Ответить
прочитайте сначала Коран....Потом обвиняйте или говорите о чужих словах.Плохо то что вы читаете в Коране только то что хотите слышать-потому что злые как вы находят там злое,добрые доброе.
Вот откуда заблудшие овцы в стаде.Они принимают только одно-не слыша другого.
Ислам - агрессивное учение, не допускающее существование неверных, которые должны быть истреблены.
Многим мусульманам это утверждение не нравится и они приводят в защиту Ислама те же тексты из Корана, что и автор, забывая при этом, что всё, что написано в Коране относится только к правоверным.
Истинные последователи Ислама - ваххабиты.
Пока это не будет понято мусульманами, в т.ч. автором, что их отрицание ваххабизма - грубейшее нарушение требований Корана, т.е. превращает их в неверных - всё остаётся глубочайшим лицемерием.
3ответа Скрыть
Наталья Дмитриева отвечает на комментарий Геннадий Товбин# 1 августа 2010 в 14:42Рейтинг +1 Ответить
(5:82) Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.
Коран почти полностью повторяет Библию.Хотя есть и различия.Не забудьте что в Библии тоже написано-"Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего"
А что такое Курейшитский договор?Как трактовать это понятие?
11ответов Скрыть
Рейтинг +1 Ответить
Есть такое понятие и в Библии и в Коране....
.Немусульманские собеседники, которые хотят вести диалог с мусульманами, должны знать, что подразумевается под "оправданным религиозном притворством". "Такия"
на пути аллаха.
Разрешается, например, интересоваться христианством или другими религиями, участвовать в культовых действиях вместе с "неверными" и даже давать клятву, но с внутренней оговоркой. В исламском представлении, в такой ситуации аллах накажет не лжеца, а неверных, которые вынудили мусульманина в сложной ситуации к отречению и необходимой лжи.
В исламе "такия", ложь с определенной целью, разрешена, если она необходима для защиты всего ислама или отдельного мусульманина. По отношению к немусульманину "такия"-это не обман и ложь, поскольку ему нельзя доверять.
Мусульманские ученые прошлого подтверждают эту мысль:"Знай, что ложь не является постыдной сама по себе. Она разрешается в том случае, если это единственный путь достижения хорошего результата." (Аль-Газали, 1059-1111)
Или:"Ложь-это грех, но не тогда, когда она служит на благо мусульманину." (Аль-Табари, 839-923)
2ответа Скрыть
Или:"Чтобы ободрить мусульманина, на войне разрешена словесная ложь, если это необходимо для борьбы"(Ибн Араби, 1165-1240)
Мусульманам разрешается безнаказанно отрекаться от веры, если они опасаются попасть под гнёт "неверных" (сура 16:105 "Ведь только ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха, и они-то - лжецы." ), они могут заключать дружбу с неверными в том случае, если чувствуют себя притесняемыми (сура 3:27 " Пусть верущие не берут себе близкими неверных помимо веруюших. А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом..."), в случае необходимости они могут есть запрещенную пищу (сура 6:118, 119 ". Ешьте же то, над чем помянуто имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения! И что с вами, что вы не едите того, над чем помянуто имя Аллаха, когда Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневолены?... ").
1ответ Скрыть
Они могут нарушить и другие законы корана, если нет другого выхода. Хотя "такия" обязательна только для шиитов, суннитских мусульман также часто обвиняют в использовании "религиозной лжи".
Игорь к45 отвечает на комментарий Наталья Дмитриева# 1 августа 2010 в 19:57Рейтинг 0 Ответить
Насколько я понимаю ныне покойный Нобелевский лауреат Я.Арафат частенько любил повторять про договор Курейш.Он уверял свою паству,что любое соглашение с Израилем-курейш!Мусульмане также любят вспоминать и о пророке,который вырезал племя Курейшитское....
6ответов Скрыть
А вы что думаете по этому вопросу?
5ответов Скрыть
Игорь к45 отвечает на комментарий Наталья Дмитриева# 1 августа 2010 в 20:11Рейтинг 0 Ответить
Я думаю что не гоже одной цивилизации стремиться к уничтожению цивилизации другой...Все акты бесчеловечия совершённые именно представителями этой религии о многом говорят.Проблемма не в верованиях,а в действиях...............
4ответа Скрыть
Наталья Дмитриева отвечает на комментарий Игорь к45# 1 августа 2010 в 21:41Рейтинг 0 Ответить
Не только мусульмане были жестокими.Все хороши.Потому что не научились любить врагов своих.Коран-этому учит-любить врагов своих.Ведь читали то что я писала.
2ответа Скрыть
Чтобы понять какое либо явление,
удивляющее нас сегодня,
нужно обратиться к его истокам,
посмотреть, чем оно было в прошлом,
чем оно стало в настоящем,
попытаться определить вектор его развития,
и затем, заглянуть в его будущее.
(забытая цитата)
Никто не забыт,и ничто не забыто http://rafael-972.narod.ru/indexmufti.html
1ответ Скрыть
Библия и Коран-это святые учения от Бога.А вот религии....
Религии придумал Бог для испытания!
Кто этого не понял-достоин сострадания"
Скажу только одно-ведь не Бога же все делят-лидеров своих сект.Власть они делят и деньги.В этом вы правы.
11ответов Скрыть
Единый всемирный исламский халифат, по мнению бин Ладена, будет поддерживать торговые отношения с Западом и заимствовать высокие технологии, но заимствование иудейских и христианских ценностей, а также демократического образа жизни будет строжайше запрещено. После установления исламского халифата страны запада лишатся своего влияния и окажутся в подчиненном положении по отношению к мусульманскому миру.
В Коране (Сура 5:56) написано: «Партия Аллаха – они победят». В один прекрасный день, по учению ислама, весь мир будет «дар аль-исламом» – «домом ислама». Жизнью всех людей будет править шариат, исламский закон, даже если не все люди будут мусульманами.
Царство Аллаха тождественно политическому расширению ислама и распространению действия шариата. Территория, бывшая однажды исламской, по учению ислама, никогда больше не может быть деисламизирована. Так например, Испания или Балканы, согласно мусульманской теологии, являются «вагф» – исламской территорией. И армии Аллаха обязаны завоевать вновь потерянные когда-то исламские территории. 13 июля 2010 18:17
Э
Востоковед Моше Шарон, профессор исламской истории в Иерусалимском еврейском университете, пришел к заключению, что, с точки зрения ислама, с основанием государства Израиль в 1948 году были нарушены все исламские законы
Поэтому главный муфтий в Иерусалиме шейх Икрам Саид аль-Сабри 4 февраля 2001 года призвал мусульман в Израиле не идти на выборы. За два дня до выборов нового премьер-министра духовный глава всех мусульман в Израиле и в палестинских автономных областях призвал их не признавать еврейское господство над исламской территорией.
Неужели вообще нет никакой надежды на мир (пусть и временный) на Святой земле? Истинная дружба между мусульманами и «неверными» принципиально исключена исламом (Сура 3:118; 4:89–90, 138–139; 4:144–145). Пророк Мухаммед призывает своих последователей: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных» (Сура 5:51).
И все же исламская теология предлагает один выход. Если немусульманский враг слишком силен и не может быть побежден, тогда возможно перемирие (Сура 3:28; 4:101).
Прецедент содержится в собственной биографии Мухаммеда. В 628 году он хотел паломником вернуться в свой родной город Мекку. Однако город находился под господством племен курейшитов, не желавших подчиниться ему. Поскольку курейшиты превосходили его силой и Мухаммед не мог подчинить их себе, он заключил с ними перемирие.
Ясир Арафат не раз оправдывался перед мусульманскими собратьями, называя заключенные в Осло договоры «курейшитскими договорами».
Для такого мнимого мира важен сильный противник. Слабый враг, по учению Корана, напротив, заставляет каждого мусульманина возобновить борьбу. «Сейчас мы слишком слабы», – с сожалением заметил страховой маклер из Эль-Азарии.
Рашид не думает, что палестинцам удастся обойтись без соглашения с еврейским государством. Но как только еврейское государство покажется им слабым и преодолимым, исламские фундаменталисты снова возобновят борьбу против Израиля.
Средством для исламизации мира является «священная война» (джихад). К джихаду относят все, что служит расширению «дома ислама». Это не только обычные военные средства, террор радикальных исламистов, но и, в первую очередь, призыв к неверующим к добровольному подчинению исламу (Сура 2:256; 3:20; 8:7–8).
К джихаду относится, например, и такой факт, как указание, данное в исламском центре в Германии: мужчинам жениться на немецких женщинах. Джихад – это и распространение мусульманами в гостиницах Корана или строительство на Западе мечетей. Все, что служит распространению ислама, включено в рамки понятия «священная война». Сюда относятся и методы, которые мы в христианстве отнесли бы к области евангелизации.
Но иудеи при этом стоят рангом ниже христиан. Согласно Корану, евреи, в отличие от христиан, стоят на одной ступени с язычниками и «более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим» (Сура 5:82). Поэтому Аллах имеет по отношению к иудеям такие планы: «Для них в ближайшем мире – позор, для них в последней жизни – великое наказание» (Сура 5:41). Иудеи не заслуживают ничего, «кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию» (Сура 2:85).
Мусульмане говорят: «Аллах всемогущ», «Аллах – единственно истинный бог». Мухаммед утверждает: «Ислам всегда все превосходит, нет ничего выше ислама». 13 июля 2010 18:16
Может быть, поэтому в июле 2000 года в Кэмп-Дэвиде не был заключен мир. Президент США Клинтон добился тогда того, что израильский премьер Эхуд Барак предложил палестинцам 97 процентов библейской Иудеи и Самарии, включая часть Иерусалима и господство над святым местом иудеев – Храмовой горой. Однако текст договора содержал и оговорку об «окончании конфликта». «Кто говорит об окончании конфликта на Ближнем Востоке, тот болтает вздор, – считает Моше Шарон, советник бывшего премьер-министра и лауреата Нобелевской премии мира Менахема Бегина. – Этот конфликт является в свете ислама войной Аллаха с его врагами». Даже если бы мусульмане и хотели настоящего мира, они не имеют права заключить его.
Для верующих мусульман существование еврейского государства на мусульманской территории упирается в вопрос, кто является истинным Богом: «Бог Авраама, Исаака и Иакова» или «Бог Авраама, Измаила и Исава»?
До тех пор, пока малейший кусочек земли в «доме ислама» оккупируется еврейским государством, одно его существование, строго говоря, является объявлением о банкротстве Аллаха.
Йоханнес ГЕРЛОФФ
корреспондент «Israelnetz», Иерусалим