"красные" и не "красные" люди

На модерации Отложенный

Сяргей Астраўцоў 

Не  «красные» люди (перевод с беларуского)

    «Красный человек» был хороший и добрый, коллективист, атеист, боролся за мир на всей Земле, но активно писал анонимки. Благодаря ему, Беларусь осталась в своем «болоте» и растратила все свои исходные бонусы. Зато у нас не было «дикой приватизации» и своего «Карабаха», - так говорят нам. Вопрос к любителям «красного» человека: а почему у беларусов должен быть Кавказ? Ибо Карабах – это на Кавказе… Почему нормальная приватизация должна быть «дикой»? А какая была, скажите мне, приватизация у беларусов? Что они получили от нее? «Дырку от бублика». Значит – это правильно и справедливо? В этом «заслуга» начальства?   

    Как-то вспомнилось: когда-то молодой коллега в областной редакции неожиданно стал звать меня на задушевные беседы. У нас с ним не было общих интересов и вдруг неожиданно возникло такое желание поговорить? Тема? В Азербайджане случились нападения на армян…. И человеку захотелось, чтобы я высказался на счет такой же возможности в Беларуси… Я должен был сделать «морду ящиком» и мягко повторял, что беларус  - спокойный, нерешительный и т. д. Не знаю, к кому он еще «цеплялся», но «домашнее задание», наверно, выполнил, - и поехал в Москву учиться на чекиста. Человеку надоело писать зарисовки в газету и захотелось носить погоны. Так, что все эти беседы про Карабах имели явно подозрительное происхождение. Но у нас им дали, вскоре соответствующую форму – «местный колорит».

    Мы (я про свой круг знакомых) родились в СССР, но не хотели считать себя советскими. Мы в душе ощущали себя, скорее антисоветскими людьми (не «красными»), постепенно становясь «бело-красно-белыми» (пояснение – цвет национального флага беларусов-патриотов). Нечеловеческая история СССР для нас была, как глиняные таблички на вавилонском языке…Мы не любили СССР и эта страна для нас была чужой. Нам хотелось своей, отдельной страны: не безграничной и бездарной, вся энергия которой уходила в «паровозный свисток и на бомбы»….

            У меня в руках толстый том с серьезным названием «Оппозиция БНФ (Беларуский Народный Фронт) в Верховном Совете (ВС) 12 созыва. На счастье, в Беларуси нашлись «не красные» люди, которые пошли в парламент бороться за независимость. Историк А. Курьянович издал 800 страниц документов об этом. Любую страницу открыть и будет интересно. Олег Трусов (нынешний председатель общества «беларускай мовы» в РБ), русский, член КПСС. Хочет участвовать в выборах, избран от районного общества «беларускай мовы». Отказ в регистрации, т. к. данное общество в Советском райисполкоме г. Минска не зарегистрировано (подписи «красных» людей), - коротко и ясно.

Известно, что Трусов все же стал депутатом. И среди его коллег по оппозиции были не только филологи и гуманитарии. Так, В. Заблоцкий - начальник отдела НИИ ЭВМ, М. Крыжановский – начальник конструкторского бюро на автозаводе, Л. Дзейко – инженер-электронник Клецкого механического завода… Были «не красные» люди везде, но все же их было мало, недостаточно. Но каждый из них стоил нескольких человек (в парламенте). И они влияли на других депутатов. Например, в порядок дня сессии не попал вопрос от Горбачева о референдуме с целью сохранить СССР. Не включили!! Но неожиданно в газетах появилось постановление президиума ВС о проведении этого референдума… Дементей (спикер ВС) сам все решил. Этим был нарушен закон. Газеты еще раз написали, что постановление принято 21 января 1991 г, хотя среди членов президиума еще в течение 4 дней собирали подписи.  Так «красные» люди хотели сохранить свой СССР, а «не красные» - их выявляли.

   Историк пишет, что в декабре 1993 г. антикоррупционный доклад депутата Лукашенко стал «политическим хитом». Был прямой радиоэфир и его услышала вся страна. Свой доклад против коррупции затем представил и представитель фракции БНФ С. Антончик, но он получился менее эффективным, не было прямой трансляции да и Антончик не владел специфическим даром хорошего оратора, как Лукашенко.  Два дня между представителями БНФ и Лукашенко продолжались «вербальные поединки». Депутат М. назвал «Адольфом Вольфовичем», но тот не замедлил с ответом и назвал оппонента «Адольфом Иосифовичем», - пишет историк Курьянович.

            Газета «Народная воля» опубликовала тогда текст Зянона Позьняка (лидера БНФ) «Письма товарищей», посвященный анонимкам, которые даже в «независимой» Беларуси были очень! востребованным «жанром». Вот что, якобы писали рабочие Вилейского района, цитируем: »Мы видим, что Пазьняк – это новый гауляйтер Беларуси. От одного кровавого преступника наш народ избавился в годы войны и вот теперь, через столько лет, у нас появился новый палач беларуского народа – Зянон Пазьняк», у которого «кровожадное нутро»!?  В следующем письме якобы жители Краснопольского района называют БНФ «фашисткой и нацисткой организацией». В анонимках из «разных районов» были частые повторы и обычна одна и та же фамилия Иванов, - резюмировал Пазьняк. Когда-то, даже молодой депутат Лукашенко анонимок не любил. Так, летом 1990 г. он сказал: »В последнее время среди избирателей все чаще и чаще распространяется нехорошая информация и грязь. Мне уже дважды сообщили, что плохо говорят о Гончаре («куда-то» исчезнувший депутат) и Пазьняке».

    Депутат от оппозиции Трусов предложил записать в основном законе, что анонимки больше никто рассматривать не будет. За это проголосовало только 105 депутатов, а для кворума надо было 231. Был конец 1993. И «красный» человек победил…