Подводная война. Русская «Пантера» против английских эсминцев

Подводная война. Русская «Пантера» против английских эсминцев

В годы Гражданской войны у молодой советской республики оставался только один Флот – Балтийский. Несмотря на то, что в соответствии со статьями Брест – Литовского мирного договора между правительством Ленина и кайзеровской Германии, он должен был быть оставлен на базах в Ревеле и Гельсингфорсе и передан немцам.

Капитан 1 ранга Щастный Алексей Михайлович, командовавший в это время Балтийским Флотом, возглавил и организовал знаменитый «Ледовый поход», во время которго, Флот, почти в полном составе был выведен в Кронштадт.

Благодарность не заставила себя долго ждать. 22 июня, по инициативе Л.Д. Троцкого, офицер был приговорен к расстрелу.

 

Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

С этой целью, воспользовавшись тяжким и тревожным состоянием флота, в связи с возможной необходимостью, в интересах революции, уничтожения его и кронштадтских крепостей, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске; то лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота и жертвам контрреволюционного террора; то разглашая секретные документы относительно подготовки на случай необходимости взрыва Кронштадта и флота; то ссылаясь на якобы антидемократичность утверждённого СНК и ЦИК Положения об управлении флотом, внося, вопреки этому Положению, в Совет комиссаров флота на разрешение вопросы военно-оперативного характера, стремясь этим путём снять с себя ответственность за разрешение таких вопросов; то попустительствовал своему подчинённому Зелёному в неисполнении распоряжений Советской власти, направленных к облегчению положения флота, и замедлил установление демаркационной линии в Финском заливе, не исполняя своей прямой обязанности отстранения таких подчинённых от должности; то под различными предлогами на случай намеченного им, Щастным, переворота задерживал минную дивизию в Петрограде; и всей этой деятельностью своей питал и поддерживал во флоте тревожное состояние и возможность противосоветских выступлений.

Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор привести в исполнение в течение 24 часов».

Кстати, реабилитирован Алексей Михайлович был только в 1995 году…

А Флот, который он спас, уже в 1919 году вступил в бой.

Летом 1919 года войска Красной Армии вели тяжелые оборонительные бои против наступавшей на Петроград Северо-Западной армии во главе с генералом Н. Н. Юденичем.

Активное содействие белогвардейским войскам оказывали белофинны, белоэстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна. С англичанами взаимодействовали флоты Финляндии и Эстонии. 

В этот трудный для советской власти период задача балтийцев состояла в том, чтобы не допустить флот интервентов к Петрограду и оказать всемерную помощь войскам Красной Армии.

Наиболее активно боевые действия на море вели английские корабли. В конце августа английские крейсера и эсминцы усилили обстрел позиций Красной Армии в районе Копорской губы. Дорога на Кронштадт и Петроград со стороны моря была практически открыта.

Командование Балтийским флотом решило направить туда подводные лодки. В 6 часов утра 31 августа 1919 года подводная лодка "Пантера" вышла из Кронштадта в район Копорской губы. Командовал лодкой бывший лейтенант российского флота, в годы первой мировой войны служивший старшим офицером на подводной лодке "Волк", Александр Николаевич Бахтин, которому было вручено личное предписание Наркомвоенмора т. Троцкого: «Предлагаю Вам, по готовности, идти в море для наблюдения за заливом и для осмотра ревельского рейда гавани...» 

Вот так Флот и пригодился большевикам…

 

Валентин Пикуль в романе "Моодзунд" писал о Бахтине:

"Волк" качался под сенью пирса, готовый сняться со швартов. Командир был болен, и лодку уводил старший офицер Бахтин… Саше Бахтину был тогда 21 год — недалеко от юнги ушел. Отличный возраст! Именно в таком возрасте флаг-капитаны Нельсона решали судьбу Трафальгара и всей Англии… У лейтенанта железная воля, острейший разум, реакция в риске стремительная. И потому солидные, все в крестах и шевронах кондукторы, которым уже на пятый десяток, тянутся перед юношей в нитку… От этого лейтенанта с детскими пухлыми щеками зависит их жизнь, их судьба" 
Вскоре после революции Бахтин уволился с флота по собственному желанию, был капитаном торгового судна.

Но в ноябре 1918 года возвратился на военную службу и получил под командование подводную лодку "Пантера". В то время лишь немногие надводные боевые корабли и подводные лодки Балтийского флота оставались боеспособными, и англичане вели себя в Финском заливе как хозяева.

"Пантера участвовала в разведке Ревельского рейда, выполняла другие боевые задачи. 


"Пантера" в Кронштадте

В частности, 23 июля 1919 года ПЛ вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район 24 июля, ПЛ двумя торпедами пыталась поразить две подводных лодки противника, но одна торпеда прошла мимо, другая затонула, не дойдя до цели. ПЛ повторила атаку, выпустив по одной из английских ПЛ еще две торпеды, но противник уклонился. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но так же безуспешно. Вскоре после атаки "Пантера" в подводном положении отошла к Шепелевскому маяку, где всплыла, и в надводном положении вернулась в базу.

24 июля «Пантера» получила боевой Приказ и вошла в Копорский залив, где умело уклонилась от встречи с тремя  неприятельскими тральщиками и двумя подводными лодками (одна  «Е-9», другая  — более позднего выпуска),  удерживая контакт с ними около часа.

«Пантера» выпустила в каждую лодку по торпеде,  но взрывов так и не последовало.
Одна неприятельская лодка, дав ход, в свою очередь, атаковала "Пантеру", но промазала....
Если я не ошибаюсь, это был первый бой подводных лодок с участием не только советской, но и российской лодки. 24 июня, благополучно забытая дата.
Подойдя на четыре кабельтова, командир "Пантеры" выпустил в лодку, стоявшую на месте, еще две торпеды и видел, как прямо к ней протянулись следы их хода. В этот момент лодка, до того обращенная бортом и представлявшая широкую цель, в которую должны были попасть торпеды, начала разворачиваться.

Торпеды прошли с обеих сторон от нее.

Погрузившись до 80 футов, "Пантера" начала уходить и только через час всплыла на перископную глубину, но была обстреляна артиллерией врага....
В 14 часов 30 минут 31 августа 1919года с подводной лодки в перископ был замечен четырёхтрубный эсминец, выходивший из Копорской губы.

Бахтин отказался от его атаки, поскольку посчитал, что расстояние слишком велико и «Пантера» может быть демаскирована выстрелом из торпедного аппарата.

В 15 часов 30 минут эсминец скрылся из виду. К этому моменту лодка уже находилась в районе позиции, предусмотренной для неё планом операции, и из-за мглистого горизонта погрузилась на большую глубину.
В 17 часов «Пантера» всплыла под перископ, и Бахтин заметил тот же эсминец, шедший небольшим ходом; через час был обнаружен ещё один английский миноносец, на этот раз двухтрубный.

В течение последующего часа лодка совершала кратковременные поднятия на перископную глубину, пока оба английских корабля не стали на якорь недалеко от острова Сескар.

Теперь Бахтин решил атаковать их и начал сближение с целью.



В 21 час 19 минут были одна за другой выпущены две торпеды из носовых аппаратов.

Чтобы лодку не выбросило на поверхность, Бахтин начал срочное погружение. Приблизительно через полминуты после первого пуска на лодке отчётливо услышали сильный взрыв, а вслед за ним — выстрелы. Лодка отходила от места атаки, буквально чертя днищем по грунту. Около часа ночи «Пантера» всплыла, однако лучи прожекторов у Сескара заставили её немедленно погрузиться.

Только к утру лодка смогла беспрепятственно всплыть. Как докладывал Бахтин: "К тому времени давление в лодке поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был испорчен значительно, спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода".

К полудню 1 сентября лодка благополучно вернулась на базу.

Английский флот в результате этой атаки потерял эскадренный миноносец «Виттория», построенный в 1917 году.

Первая торпеда прошла мимо эсминца, вторая попала в борт английского корабля; «Виттория» окутался дымом и быстро ушёл под воду.


Эскадренный миноносец «Виттория» (водоизмещение 1365 тонн, скорость 34 узла).

Несколько вражеских кораблей и гидросамолетов начали преследовать "Пантеру", сбрасывая глубинные бомбы и производя стрельбу ныряющими снарядами.

Уклоняясь от огня, лодка ударилась о грунт и получила повреждения. Но Бахтин, продолжая искусно маневрировать, все же сумел оторваться от преследователей и, пройдя под водой почти 80 миль, благополучно возвратился в Кронштадт.

Субмарина находилась в подводном положении, без регенерации воздуха, более 28 часов — случай до этого невиданный. Бахтин установил тогда своего рода рекорд для подводных лодок типа "Барс". А потопление английского эсминца "Виттория" оказалось не только первой, но и единственной в годы гражданской войны победой подводников. 
Экипаж "Пантеры" и ее командира чествовали как победителей. К царским орденам А.Н. Бахтина добавился советский — орден Красного Знамени.

18 участников потопления эсминца противника были награждены от имени Петроградского Совета именными часами.

Летом 1922 года знаменитую лодку посетил Председатель ВЦИК М.И Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна. Сам Бахтин в 1922 году за восстановление Балтийского флота был удостоен учрежденного на Балтике звания "Герой труда". 

После знаменитой атаки жизнь и служба у Бахтина складывались в целом неплохо: он командовал подлодками "Форель" и "Тур", возглавлял дивизион подводных лодок, находился на преподавательской работе, был начальником подводного офицерского класса, написал учебник "Управление подводными лодками. Курс для командного состава флота", а также несколько статей, опубликованных в журналах "Морской сборник" и "Красный флот".

В 1926 году Бахтин окончил Военно-морскую академию, был назначен командиром отдельного дивизиона подводных Морских сил Черного моря. А потом… его арестовали. 

Дело №7455 в отношении моряков Балтийского флота было одним из самых крупных в то время. В 1926 году были арестованы 23 морских офицера, а 28 февраля 1927 года они предстали перед судебной коллегией ОГПУ по обвинению в создании на флоте контрреволюционной военно-монархической организации.

По делу они проходили как бывшие офицеры российского императорского флота. Потому в деле фигурировали их воинские звания, которые они носили до революции. 

Бахтин на допросах категорически отверг все предъявленные ему обвинения. На основании постановления коллегии ОГПУ восемь человек, в том числе Бахтин, получили по пять лет лагерей.

Наша страна всегда любила своих героев. Горько об этом писать, но это, к сожалению, правда…

Где – то я прочитал, что две мировые войны выкосили лучших. Смелых, решительных, готовых принять на себя ответственность. Тех, кто строил империи и создавал государство. Выкосили почти всех. Новые поколения породили те, кто либо отсиделся в тылу, либо, за спинами героев. И мы, опять же, в своем большинстве, уже другие. Уже не герои… Может и так.

Что касается Бахтина, то ему "постановлением коллегии ОГПУ от 5 декабря 1927 года заключение … было заменено высылкой на Урал сроком на 3 года, а постановлением коллегии ОГПУ от 30 апреля 1929 года он был досрочно от отбытия наказания освобожден".

Из заключения Бахтин возвратился с подорванным здоровьем, некоторое время работал капитаном малого плавания, а 15 июня 1931 года умер. 

 

Имя героя-подводника было забыто и на долгие годы вычеркнуто из истории. В 1954 году его жена Ольга Петровна подала в центральные органы власти, в том числе в Главную военную прокуратуру, ряд жалоб, в которых просила пересмотреть дело мужа. Она писала, что Бахтин возвратился из ссылки тяжело больным, и вскоре скончался от туберкулеза, а их дети, дочь и сын, погибли в блокаду. 

Определением военной коллегии от 29 сентября 1956 года дело в отношении А.Н. Бахтина и других осужденных было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления. 

В 2007 году на могиле А.Н. Бахтина на Смоленском Православном кладбище состоялось открытие памятника герою-подводнику. 

… В Кронштадте, на территории бригады подплава сформированной в 1918 году, той, в которой служил Александр Николаевич Бахтин, первый советский подводник, уничтоживший вражеский военный корабль нет не то что памятника ему, даже мемориальной таблички…

Память, патриотизм, долг и государственность… Мне так часто становится противно, когда я слышу это от наших руководителей…

Давайте не забудем мы…

Примечание:

 

Подлодка типа "Барс" была спущена на воду 16 апреля 1916 года. За годы Первой мировой войны совершила несколько боевых походов. До 31 декабря 1922 года именовалась "Пантерой", затем ей было дано другое имя — "Комиссар", а в 1934 году — Б-2.

Водоизмещение — 650-780 т; длина — около 68 м; скорость в надводном положении — более 10 узлов (один узел равен 1,852 км/ч); скорость в подводном положении — более 8 узлов; дальность плавания в надводном положении — около 2300 миль (морская миля — 1,852 км), в подводном — до 30 миль; предельная глубина погружения — 100 м; вооружение — 4 трубчатых и 8 решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого. Экипаж — 33 человека.

Лодка списана 22 июля 1955 года, став, пожалуй, единственной в мире подводной лодкой, которая находилась в строю 40 лет. 

А это, нынешняя преемница старой «Пантеры». Она уже тоже не молода, в 2008 году, после модернизации введена в состав сил постоянной готовности Северного Флота.

 

К-317 «Пантера» — российская атомная подводная лодка 971 «Щука-Б», заводской номер 822, седьмой корабль проекта

Литература:

http://grafomanam.net/works/228748

http://flot.com/history/personalities/bahtin.htm

http://foto-history.livejournal.com/7176262.html

http://shipandboat.ru/podvodnye-lodki/159-podvodnaya-lodka-pantera.html

http://sfw.so/1148827600-pantera-mnogocelevaja-atomnaja-podvodnaja-lodka.html

http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post184714449