Рано утром 18 февраля 1991 года под днищем УДК ВМС США «Триполи» взорвалась мина. Корабль получил повреждения и далее не мог выполнять боевую задачу. Через несколько часов сразу две мины взорвались под американским крейсером «Принстон». Корабль налетел на иракское минное поле и был спасен тральщиком «Эдройт», выведшим крейсер с минного поля. Следствием этого успеха иракского флота стала отмена десантной операции «Сабля пустыни» для проведения которой США стянули в зону Персидского залива до половины своего десантного флота и более 20 тысяч морских пехотинцев. Как выяснилось после войны, иракский флот выставил всего 1300 якорных мин и они не только стали причиной повреждения двух больших кораблей, но и сорвали крупнейшую после Кореи десантную операцию американского флота. Мины были установлены катерами москитного флота Ирака, который перед войной американские стратеги считали небоеспособным и бесполезным.
Мал золотник, да дорог
Первая мировая война перевернула представление о современной морской стратегии. Перед ее началом Британия и Германия устроили настоящую гонку линкоров. В 1906 году Великобритания ввела в строй свой «Дредноут», давший свое имя целому классу кораблей. С этого же года Германия каждый год закладывала два подобных корабля, а с 1908 года, по четыре. Кораблестроительная программа кайзеровской Германии предполагала наличие в боевом составе 41 линкора.
Не отставала и Британия, которой и была брошена перчатка. К началу войны она имела 20 новых линкоров и девять линейных крейсеров (у Германии на тот момент было 15 линкоров и четыре линейных крейсера). Множество кораблей было в постройке. И вся эта армада почти всю войну простояла у причалов. За 3,5 года было всего несколько мелких столкновений линейных сил и одно большое сражение (Ютландский бой), во время которых погибли всего несколько суперлинкоров и несколько десятков более мелких судов. Зато «москитный флот», который родился в горниле этой войны, отправил на морское дно в десятки раз большее число кораблей противника. Этих кораблей все время не хватало. Они были нужны всюду: для охраны баз, для минных поставок, для сопровождения конвоев и т.д. Их строили десятками и сотнями, и все равно их было мало.
Именно в первую мировую войну в полной мере проявили себя малые боевые корабли, которые вынесли на себе основную тяжесть боев. Пока матросы линейных кораблей одной бригады линкоров Балтийского флота Российской империи стояли на якоре и читали революционную пропаганду, эсминцы и катера каждую ночь уходили в дозоры, выставляли мины и сражались с врагом.
Прошло сто лет. Вторая мировая война окончательно укрепила авторитет москитного флота. Тысячи мелких судов и суденышек выполняли повседневную работу по десантированию, обеспечению своих войск, противодействию действиям противника. И после ее окончания во время мелких региональных конфликтов ракетные катера, сторожевые корабли, часто становились героями редких морских сражений. То там, то сям засветится одинокая звезда экипажа, героически выполнившего свой воинский долг.
Ни о чем
О малом (прибрежном) флоте США говорить бессмысленно. Его попросту нет. Те несколько суперсовременных кораблей ближней морской зоны, построенных в последнее десятилетие, предназначены для борьбы с быстрыми катерами колумбийских наркокартелей, перевозящих оружие гибридной войны (кокаин) на вражескую территорию (в данном случае США). Для борьбы с боевыми кораблями противника они, по большей степени, не предназначены и использоваться не могут.
Иное дело в России, традиционно считающейся одной из стран законодателей моды в послевоенном «москитном» военном флоте.
Рабочие лошадки «москитного» флота России
Чтобы понять российскую концепцию флота, надо сначала открыть географический атлас. Территория России омывается несколькими мелководными морями (Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское). Длинная береговая линия Ледовитого и Тихого океанов требует постоянной охраны. Охрана родных рубежей, предотвращение вражеских десантов, обеспечение зоны развертывания стратегических подводных ракетоносцев, баз, нанесение ракетных ударов по отдельным кораблям и группировкам противника — вот неполный перечень задач, которые лежат в первую очередь на «москитном» флоте России.
Эти корабли имеют радиус действий всего 1000-2000 миль, но в остальном ничуть не уступают большинству зарубежных эсминцев и фрегатов, что делает их недорогим, но грозным оружием обороны. Флот открытого моря служит для защиты геополитических интересов страны, а малый флот обеспечивает ее защиту на ближних подступах. Именно поэтому его роль в России всегда была, есть и будет весьма высокой, в отличие от тех же США.
Несколько десятков малых, но мощных кораблей, собранных в кулак являются весомым аргументом в любом конфликте. Эти корабли — серьезный аргумент в конфликтах, проходящих на небольшом удалении от баз. А судя по последним, именно такие конфликты в ближайшее время станут основной проблемой страны, во время которых малые, но мощные ракетные и патрульные корабли еще не раз скажут свое веское слово, как это уже произошло во время сирийской войны.
Внутренние операционные линии
Проблема военно-морского флота России заключается в том, что надо постоянно держать мощные и современные группировки кораблей на удаленных и зачастую изолированных театрах боевых действий. Все флоты России обречены в случае большого конфликта фактически вести войну в одиночку. Это уже не раз сыграло в истории страны роковую роль. Невозможность провести через льды Северного океана второй Тихоокеанской эскадры в навигацию 1904 года закончилось уничтожением флота в Порт-Артуре и цусимским разгромом. В тяжелые дни 1942 года ледоколам удалось провести несколько боевых кораблей из Тихого океана на Северный флот, и все. Мощный Балтийский и Черноморский флоты фактически всю войну были заперты в своих акваториях и не смогли оказать должного влияния на ход сражений.
Вследствие этого уже после войны была сооружена внутренняя транспортная водная артерия, позволяющая перебрасывать небольшие корабли между практически всеми флотами России (за исключением Тихоокеанского).
Развертывание и концентрация малых кораблей на угрожаемом участке достигается путем создания соответствующей системы базирования и использования Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации (ЕГТС):
Наличие такой системы является большим оперативным плюсом. И чтобы его использовать, значительная часть современных российских кораблей «москитного» флота строится из расчета возможности переброски их по ЕГТС.
На сегодня минимальная осадка (на всем протяжении) по фарватеру 2,6 метра, по шлюзам 3,6 метра. Есть перспективная программа углубления дна фарватера и шлюзов ЕГТС до 4,5 метров, чтобы дает возможность свободно пропускать любые перспективные военные корабли класса корвет водоизмещением до двух тысяч тонн. Правда, это пока очень дальняя перспектива.
Вообще концепция такого корабля для России просто незаменимая.
Малые, но уже ракетные
Малый не значит бесполезный. Именно это утверждение относится к серии российских малых кораблей проектов 21630, 21631, 21632, которые созданы как универсальная артиллерийско-ракетная платформа. Корабли 21630, 21632 имеют водоизмещение около 500 тонн и несут либо мощную стомиллиметровую артиллерийскую установку А-190 либо ударный противокорабельный комплекс «Уран». Проект 21631 имеет вдвое большее водоизмещение, но на вооружении у него есть как мощная артиллерийская установка, так и комплекс ударного ракетного вооружения. Кстати, в том числе и кораблями этого проекта несколько месяцев назад был нанесен ракетный удар по террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, арабское название — ДАИШ, деятельность запрещена в РФ решением Верховного Суда) из акватории Каспийского моря. Мал, да удал. Все корабли имеют осадку около двух метров и могут быстро перебрасываться на любой театр военных действий, кроме тихоокеанского.
Надо оказать артиллерийскую поддержку наступающей пехоте? К вашим услугам «малыш» 21630, который не только способен выпустить за минуту до 80 мощных снарядов на дальность до 21 километра, но и 40 реактивных снарядов морской системы А-215 «Град-М».
«Малыш» в этом случае полностью заменит многоцелевой фрегат, а если надо нанести высокоточный удар КР «Калибр», то его собрат это сделает, даже находясь на удалении в две с половиной тысячи километров.
На сегодня построены три артиллерийских корабля поддержки десанта (основное место базирования Каспийское море) и пять кораблей проекта 21631 (основное место базирования Каспийское и Черные моря). Четыре еще строятся (всего пока планируется иметь шесть кораблей на ЧФ и три в составе КФ).
Дальнейшим развитием этого типа кораблей станут корабли проекта 22800 (предполагается строительство 18 штук, первые два заложены в декабре 2015 года).
Имея еще меньшее водоизмещение, чем корабль проекта 21631 (800 тонн против 950 тонн), новый корабль будет оснащен одним 76-мм орудием вместо 100-мм и 8*1 УВП и станет, таким образом, самым малым кораблем-носителем данной ударной системы вооружения. Судя по всему, именно этот тип корабля выбран для замены одной из самых массовых серий советских малых ракетных кораблей проекта 1234 (12 кораблей) и ракетных катеров 1241 (27 единиц).
Имея в своем составе до 30 кораблей подобного типа и возможность развертывания их на любом из театров военных действий, Россия будет обладать весьма гибким, мощным, а главное — дешевым оружием. Мореходные качества данных кораблей позволяют их эксплуатацию на любом из российских флотов.
Незаметность дает размер, а не только технология
США уже 30 лет как зациклились на теме невидимости. Какие только концепции не были предложены, кроме одной — размера. Если стратегический бомбардировщик, то большая «невидимка», если крейсер («Зимволт» водоизмещением более 14 000 тонн), то тоже … «невидимый». Простая мысль построить небольшой корабль, обладающий значительной ударной мощью, но имеющий на порядок меньшее водоизмещение, а значит и соразмерную «Зимволту» скрытность, не пришла в головы стратегов США. Хотя их понять несложно. Американские адмиралы никогда не питали слабости к малым кораблям.
Патрульный корабль проекта 22160 (пока серия из 6 кораблей для ЧФ, возможно увеличение до 12). Чем не русский «Зимволт»! Правда, без двух супер мощных орудий. Так и на «Зимволте» их пока тоже нет и неизвестно, появятся ли вообще. При этом все шесть (возможно 12) кораблей будут стоить в разы дешевле, чем американский невидимый крейсер. Дальность экономичным ходом шесть тысяч миль. На вооружении восемь «Калибров» или «Ониксов» и оружие самообороны. Его концепция: подкрался (выследил), выстрелил, … победил.
На страже Родины
Благодаря 70-летней американской доктрине глобального доминирования, СССР, а затем и Россия, вынуждены были развивать такой чисто советский тип корабля, как «сторожевик». Они могли быть большие (для открытых морей) и малые (для внутренних). Но они были всегда. Каждую минуту они ждали удара и готовы были его отразить. Правда, в последние годы новые российские сторожевики получили полный комплекс ударного вооружения и отличаются от обычных корветов только большей экономичностью и меньшей скоростью хода.
Самым многочисленным представителем этого семейства являются корабли проекта 1135 (имеет множество подвариантов). Первый корабль был заложен еще в 1960-е. Серия состояла из 46 кораблей. Еще шесть кораблей по модернизированному проекту сейчас строятся для ВМС Индии. В России осталось пять подобных кораблей. Два в составе ЧФ и три в составе погранслужбы.
Кстати, флагман и единственный настоящий «корабль» ВМС Украины «Гетьман Сагайдачный» принадлежит этому же проекту.
Не имея ударного противокорабельного вооружения, он предназначен для охраны берегов и поиска подводных лодок. Правда, последнюю серию для Индии оснастили одной восьмиконтейнерной УВП и усилили зенитное вооружение, создав на базе сторожевика вполне боеспособный фрегат.
В составе БФ есть два сторожевых корабля (фрегата) проекта 11540. Эта серия кораблей строилась для замены кораблей проекта 1135, но в строй успел войти только головной корабль. Второй уже был достроен в 2009 году. По сути, оба корабля — хорошо сбалансированные фрегаты.
И наконец, уже упомянутый мною патрульный корабль проекта 22160 (полное водоизмещение 1 800 тонн и осадка 3,5 метра). Пока заказано шесть единиц. Но есть разговоры, что серия будет продолжена минимум до 12 кораблей.
В начале 2016 года было заявлено, что Россия начинает строительство патрульных кораблей для Северного флота (проект 23550). Фактически это небольшие ледоколы мощностью 15 МВт, водоизмещением 6 800 тонн, способные преодолевать льды до полутора метров толщиной (до одного метра непрерывным ходом). На вооружении патрульного «ледокола» будет находиться 100-мм АУ и несколько универсальных вертикалок (2-3*8) для самообороны и ударных целей.
Также по заказу ВМФ строится первый вспомогательный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», который помимо обеспечения навигации в припортовой зоне, способен выполнять и патрульные функции. Вообще все российские ледоколы (в том числе и атомные) способны в военное время быстро «взять в руки оружие» и патрулировать воды океана.
«Москитный» флот для открытого моря
Работа для небольших кораблей есть и на самых больших российских флотах: Северном и Тихоокеанском. Патрулирование, нанесение ракетных ударов, охота за ПЛ противника недалеко от своих баз — вот главная работа для корветов проекта 20380(20385), сочетающих небольшие размеры (2 200 тонн) и неплохую мореходность (все системы вооружений штатно рассчитаны на волнение пяти баллов). Вообще это корабль ноу-хау. На нем впервые в российском флоте были использованы композитные материалы и изменена форма надстроек (для уменьшения радиолокационной заметности). Корабль получил новые обводы корпуса, что улучшило его скоростные характеристики.
Для своего малого водоизмещения судно получилось очень рациональным и мощным. Корвет — мастер на все руки. Он может быть как ударным кораблем, имея на борту КР «Калибр» (20385) или противокорабельные ракеты (20380), так и сторожевиком. Они могут работать как в качестве противолодочного корабля, так и корабля поддержки десанта.
Всего пока планируется построить 12 корветов проекта 20380 (четыре в строю и восемь заказано) и восемь корветов проекта 20385 (два в постройке). Возможно, шесть последних корветов 20385 будут достроены по улучшенному варианту 20386.
Правда, пока с проектом 20385 есть проблемы. Дизеля для кораблей должны были быть германские, но из-за санкций их поставка в настоящее время невозможна, а потому решено пока строить только корветы по проекту 20380.
Еще во времена СССР было заложено несколько корветов проекта 11661. По сути, это были предшественники корвета 20380 с той же концепцией. Было заложено четыре корабля, которые очень долго не могли достроить. Два из них достроили по проекту 11661К. Именно они первыми на «москитном» флоте получили УВП «Калибр» (второй корабль серии). Один из кораблей проекта 11661К «Дагестан», флагман Каспийской флотилии, наносил в ночь на седьмое октября 2015 года первый удар по позициям «Исламского государства» в Сирии.
Еще два подобных корабля построено на экспорт для ВМС Вьетнама. Плюс еще два в постройке.
Подведение итогов
«Москитный» флот России является важным дополнением океаническому флоту, снимая с него задачи по охране границ, поддержке десанта недалеко от баз флота (до 1000 миль), нанесения ударов по противнику в пределах самого сложного из возможных, а именно европейско-азиатского театра военных действий. Тем самым, малыми средствами, создается мощная система обороны самой протяженной береговой линии в мире, которая в случае необходимости может наносить и мощные ракетные удары по кораблям и войскам противника на его территории на глубину до 2 500 км. В составе российского «малого» флота до 2025 года будет около 50 кораблей носителей крылатых ракет или сверхзвуковых противокорабельных ракет дальнего радиуса действия, которые по своим ударным возможностям станут равными зарубежным эсминцам и фрегатам (а многие и перегонят).
Сбрасывать со счетов его возможности при сравнивании флотов двух государств нельзя. Специфика боевых задач, стоящих перед ВМС РФ, делают неразумным строительство только кораблей океанской зоны. Гораздо правильней, рассчитав силы и предполагаемые операции, выбрать необходимый баланс между кораблями «дальней морской зоны» и «москитным» флотом, которому в последние десятилетия стали по плечу новые задачи (в том числе и стратегические).
БОНУС:
Другие статьи о противостоянии флота России и США: Военно-морские силы США и России: противостояние возвращается, Военно-морские силы США и России: «Орли Берк» против «Лидера».
Комментарии