Депутат, он и в Африке депутат
На модерации
Отложенный
Парламентская демократия в действии: кенийские депутаты самовольно повышают себе зарплаты, а министр финансов плачет, что это разорит страну
Генсек партии KANU Ник Салат был депутатом парламента Кении прошлого созыва. И за пять лет не сумел отложить ни копейки. Это притом что кенийские законодатели получают более $10 000 в месяц и являются одними из самых высокооплачиваемых депутатов в мире. Даже в Британии, чьей колонией Кения была до 1963 года, парламентарии зарабатывают меньше.
В том, что при таком заработке депутатам все равно не хватает денег, виновата африканская традиция, говорит Newsweek Ник Салат. «Мы многим делимся»,—поясняет он. Правительство не способно обеспечить население всем необходимым, и депутаты за собственный счет покрывают нужды людей в своих избирательных округах. «Закона, обязывающего так поступать, нет, но так уж повелось»,—поясняет экс-депутат. В бытность парламентарием Салат дважды в месяц ездил из Найроби в родной округ Бомет. Он вспоминает, что к нему выстраивалась очередь из сотен человек, а пару раз его даже просили «помочь с отправкой сына в Москву учиться на медика». Отказывать простому люду не с руки—всем хочется быть переизбранными.
По этой логике, кенийский электорат теперь должен стать еще счастливее—депутаты подняли себе зарплату более чем на $4000. Последний раз они повышали свой оклад в 2003 году, что стало чуть ли не первым решением новоизбранного парламента. А сейчас слуги народа просто следуют рекомендациям специальной комиссии во главе с отставным судьей Акилано Акивуми. Эксперты несколько месяцев изучали вопрос о денежном довольствии госслужащих и пришли к выводу: из-за инфляции и отчислений народу каждый десятый депутат к концу месяца остается с $120 в кармане. Нужна индексация, постановила комиссия.
В эту бочку меда она, правда, добавила ложку дегтя—в виде рекомендации ввести для парламентариев налоги. Кенийские депутаты, в отличие от тех, кому они служат, налоги почти не платят. Точнее, налогообложению подлежит лишь базовая ставка зарплаты, а это четверть всех доходов. Бонусы, пособия и доплаты, составляющие три четверти депутатского довольствия, налогами не облагаются. «Если у депутата нет машины, ему дают грант на ее приобретение, если негде жить в столице—дают беспроцентный кредит на покупку недвижимости. А еще есть денежные компенсации за бензин и другие транспортные затраты, бонусы на поддержание автомобиля и представительские расходы»,—перечисляет Ник Салат.
Из 224 депутатов 100% налогов платят только двое. Один из них—Питер Кеннет, одновременно занимающий пост замминистра по планированию. Решение платить в казну по полной абсолютно добровольное, убеждает он Newsweek, позвонив со своего сотового из Найроби в Москву и настойчиво отказываясь от предложения перезвонить. Питер Кеннет убежден, что налоги на льготы должны платить все депутаты без исключения. «Этого хочет большинство кенийцев»,—говорит он.
Впрочем, большинству депутатов идея с налогообложением совсем не понравилась, и они попытались отбить от налогов треть своих бонусов. 1 июля голосование по зарплате и налогам прошло в профильном парламентском комитете, члены которого единогласно поддержали повышение окладов громкими одобрительными выкриками. «Это шаг, призванный восстановить высокую честь профессии политика»,—торжественно прокомментировал исход голосования депутат Бони Кхалвале. А на эту неделю намечено голосование уже всем парламентом—ради такого дела депутаты даже отложили на пару недель свои летние каникулы.
Протест единственного критика во время выступления в парламенте остался гласом вопиющего в пустыне. Министру финансов Ухуру Кениате, заявившему, что денег на новые оклады у страны нет, напомнили, что в ближайшие дни парламент должен голосовать по представленному Минфином бюджету.
Исход голосования, намекнули депутаты, зависит от того, будет ли дан зеленый свет повышению их зарплат.
Они должны быть выше—это же справедливо, говорит Newsweek депутат Виклифф Амбетса Опаранья. «В сельской местности зачастую нет автобусов, чтобы возить детей в школу. Или, например, в селе ни одной государственной поликлиники, и у людей нет выбора, кроме как обращаться к услугам частников, а денег на это тоже нет, вот все и идут с протянутой рукой к своему представителю»,—жалуется он. Выход один, считает Опаранья: достойно платить представителям власти.
Экс-депутат Ник Салат уверен, что это неправильное решение проблемы. Во-первых, суммы помощи населению никак не подтверждаются документально, и невозможно понять, действительно ли депутат раздал нуждающимся большую часть оклада. Во-вторых, если в бедных округах у депутатов что-то и вправду просят, то в богатых такой традиции нет. Поэтому Салат предлагает переводить депутатские бонусы в фонды местного развития. «Народ ждет, чтобы зарплаты повышали учителям, а не парламентариям. Зарплата в селе—$45»,—напоминает он.
«То, что затеяли депутаты, просто аморально. Это позор! Знаете, если у нас такой дорогой парламент, может, стране вообще лучше обойтись без него?»—возмущается в разговоре с Newsweek Стивен Муторо, генсек Кенийского альянса гражданских ассоциаций—органа, отстаивающего права рядовых налогоплательщиков. Немного успокоившись, он добавляет: «Вопрос даже не в объеме зарплат, а в том, может ли экономика страны себе это позволить. А ответ отрицательный: не может! И мы рады, что министр финансов об этом прямо сказал».
Восстали против депутатов и кенийские профсоюзы. Профсоюз учителей, например, пообещал созвать в августе общенациональную забастовку и привлечь к ней не только учителей, но и родителей школьников. И еще пригрозил запомнить каждого народного избранника поименно—чтобы ни в коем случае не переизбрать его на выборах 2012 года.
Но депутатам, похоже, уже все равно. Главное—они успели позаботиться о себе до референдума по новой конституции, намеченного на 4 августа. В числе прочего проект нового основного закона вводит запрет на необлагаемые налогами льготы и запрещает членам парламента своевольно поднимать себе зарплаты. Не пугает депутатов и перспектива не быть переизбранными. Они включили в пакет решений по зарплате «пенсионный бонус»—единовременное пособие в $45 000.
А на президенте, чья подпись должна венчать принятый парламентом документ, депутаты и вовсе шиканули. Помимо пенсии в размере 80% от президентской зарплаты гарант конституции получит за заслуги перед родиной дом с 12 спальнями и бассейном, несколько автомобилей, которые будут менять каждые четыре года, и 34 сотрудника в услужение—шоферов, поваров, личного секретаря, уборщиков и охранников. Если экс-президенту вдруг понадобится лечение за рубежом, страна за счет своих налогоплательщиков готова оплатить и это. Депутаты даже предусмотрели неожиданную кончину лидера нации, отписав его вдове отдельным пунктом 50% привилегий мужа. Наверное, для того, чтобы было кому повлиять на главу государства, если на фоне народного недовольства у него вдруг возникнут сомнения.
Дорогие вы наши Зарплаты членов парламента (в $)
Кения – $14 732*
Австралия – $9462
Британия – $8300
Уганда – $7495
Швеция – $7120
Италия – $6752
Франция – $6457
Танзания – $5279
Россия – $5172
Индия – $400
Источники: Guardian, Capital FM (Кения), декларации о доходах депутатов Госдумы РФ
* после повышения
Зарплаты кенийских политиков
Президент: $39 000
Премьер: $35 500*
Вице-президент: $25 800*
Спикер парламента: $25 800*
* после повышения
Комментарии