Сталин снова поднимается...

На модерации Отложенный

   Надя Биэрд | Independent

  "Когда советский лидер Никита Хрущев вышел на трибуну, в зале все стихло. 25 февраля 1956 года - ровно 60 лет назад - самые высокопоставленные члены Коммунистической партии СССР собрались на XX съезд - закрытое заседание, которое, как оказалось позже, в последний раз было проведено в штаб-квартире партии в Москве, - рассказывает Надя Биэрд в Independent. - Когда Хрущев, непосредственный преемник Иосифа Сталина, заговорил, в толпе некоторые вскрикивали, другие теряли сознание, и их выносили из зала друзья. Все были потрясены".

 "В следующие четыре часа Хрущев сделал то, что в течение предшествующих десятилетий не осмеливался сделать ни один советский политик, - ожесточенно напал на сталинский режим "грубого насилия" и "жестоких репрессий", которые начались после прихода Сталина к власти в 1922 году, - говорится в статье. - За несколько часов слова Хрущева домчались до Европы и США. ЦРУ получило от правительства США 1 млн долларов на то, чтобы добыть экземпляр речи, и через несколько недель Госдеп опубликовал ее полностью. За рубежом [СССР] содержание документа вызвало восторг: мировые лидеры наконец увидели признаки того, что так долго ждали: стены сталинского террора наконец начали рушиться".

  "Однако в Советском Союзе эта речь официально не упоминалась еще много лет. Три десятка лет она циркулировала по Восточному блоку исключительно в самиздате и была полностью опубликована в Советском Союзе только в 1989 году, - отмечает автор. - Хрущев осудил созданный Сталиным мир, но так полностью и не вырвался из него. Это было только начало долгого пути к пониманию наследия Сталина. Даже сейчас, через 60 лет после того, как прозвучали эти разоблачения, Россия так и не смогла полностью осознать совершенные тогда зверства".

  Журналистка сообщает, что в Москве недавно открылся музей ГУЛАГа.

"Этот музей, посредством артефактов и видеозаписей воспоминаний выживших в ГУЛАГе рассказывающий о системе [лагерей] и политических репрессий, полностью финансируется государством, - отмечает Биэрд. - Владимир Путин также одобрил возведение нового памятника жертвам политических репрессий, который будет открыт в этом году. И все же при Путине существенно шире распространилось восприятие Сталина как "эффективного менеджера" и вернулась риторика, характерная для сталинской эпохи. Оппозиционеров все чаще называют "врагами государства", а неправительственные организации - "иностранными агентами". Критики Путина обвиняют его в том, что он возглавил жуткую реабилитацию Сталина, сторонники которой предпочитают преуменьшать значение гуманитарных последствий его правления и уделять основное внимание успехам Советского Союза. Однако 45% участников независимого опроса, проведенного в России в марте прошлого года, считают, что жертвы, понесенные при Сталине советским народом, оправданы скоростью экономического роста Советского Союза под его руководством. Этот показатель почти удвоился с тех пор, как такой же опрос был проведен два года назад".

 "В январе этого года в Тверской области (недалеко от Москвы) открылся новый культурный центр, посвященный Сталину, - говорится в статье. - Местные коммунисты объявили, что по всей области 2016 год будет годом Сталина. Кроме того, новые сотрудники музея "Пермь-36" - бывшего уральского лагеря, превращенного в музей, - подверглись критике за то, что смягчили изображение коммунистических репрессий под давлением местной администрации".

 "Реабилитация Сталина в России совпала с переходом Путина к авторитаризму, - полагает автор. - Вернулись самые темные практики Советского Союза: ограничивая свободы и консолидируя власть в своих руках, Путин создал современную Россию, в которой инакомыслие снова обходится дорого".