Кризис экономизма: конец знакомого мира

На модерации Отложенный Автор призывал к осмыслению приближающегося мирового системного кризиса. (статья называлась «Следует ли дожидаться конца истории?») До «финансового кризиса», в период эйфории благополучия, это звучало для многих несколько провокационно. 

Факты неуправляемости миросистемы теперь повсеместны и очевидны: ситуация перерастает в стадию видимого распада. Разрушение Системы стало заметным для миллиардов самых разных людей. Сегодня мы наблюдаем сдувание пузырей её финансового Вавилона, вместе с чем последует кратное сокращение мировых объёмов промышленного производства, назревает опасность серьёзного спада в сельском хозяйстве, вследствие чего станет реальным провал в планетарный социально - политический хаос. Ослабевает и сходит на нет стержень, опора всего здания, его системный каркас. – «Принцип сборки»,- парадигма его устройства.

Идёт в дело небезызвестная теория «управляемого хаоса», из которого можно слепить что угодно, в том числе и тот новый миропорядок, что угоден мировым кукловодам.

Правительства и международные организации действуют вслепую, по свершившимся фактам и пока не в состоянии предвидеть и обогнать события принимая необходимые превентивные меры по спасению систем жизнеобеспечения. Тем более, не проявляют желания обуздать стихийность проектированием.

Если даже кто-то и желает всемирного хаоса, а такие есть несомненно, то и он будет огорчён картиной разрушений.

Остаётся главное. Следует быстрее осознать системный характер кризиса и распад старой системы, и замышлять будущее возрождение мира на основании метода «реконструкции утраченной целостности» картины мира.

Для этого требуется сначала «лишь» изменить качество мышления. Выйти из стереотипов привычного расщеплённого сознания, в которых пребывает современное общество. Они, фрагменты, стереотипы мышления, вызывают свальное накопление управленческих ошибок и общественных катастроф, которое будет только нарастать, если будут продолжаться действия, уже приведшие к этому.

Что есть критерий прогресса современного общества?

На глазах всего одного поколения людей произошёл качественный переход, например, от массового ручного труда, мускульной, конной и паровой тяги к возможности полётов человека на Луну, от сельской осёдлости большинства населения до крайней степени урбанизации, от пеших переходов между городами до массового распространения легкового автомобиля и доступного авиасообщения, от первой почтовой открытки до мобильного телефона и Интернета …  

Ложкой дёгтя на этом медово-розовом фоне выглядит критически опасное состояние общества. - Дёгтя набралась почти бочка. «Новая бедность» и чудовищное расслоение доходов. Депопуляция. Преступность, коррупция, террор. Активные военные действия против гражданского населения. Сокращение физического объёма производства. Утрата человечности. Деградация культуры в попсу.

Геометрический вал требуемых справок и согласований по каждому пустяку. Дорожные пробки в городах как прямое следствие нашего с вами обслуживания этого вала пустых бумажек.

Это малая выборка из массы проблем. Жизнь становится всё непонятнее и опаснее.

На фоне столь эффектных экономических и особенно научно - технических достижений глубокий провал самых основ общественной саморегуляции, выглядит, по меньшей мере, странным! Ведь и то, и другое - очевидности, наверное, только по чистому недоразумению совпавшие во времени. В нашем времени! Социальное мракобесие: Закономерность прогресса? Случайность? Плата? Но за что?!

Исходя даже из банальной бытовой логики, представляется большим соблазном предположить, что одно (технический аспект прогресса) строилось и развивалось в чём-то в ущерб, за счёт другого (разрушения качества социальной среды).

Ниже мы попробуем эскизно показать, что экономический и научно-технический успех строился на костях разрушаемого традиционного общества, и продолжает оплачиваться неимоверной ценой социальной деградации, вернее, методами силового подавления достоинства, интеллекта человека и всего общества, -- в условиях быстро совершенствующихся технических средств, роста мощностей, вооружений, властных и финансовых рычагов, всецело находящихся в руках некоего «правящего слоя» и его порочной идеологии, вовлекая миросистему (т.е., и всех нас с вами) в теперь уже катастрофически обостряющийся, мягко говоря, «управленческий конфликт». В действительности, дело серьёзное. Под угрозой неизбежной гуманитарной катастрофы - почти всё население Земли.

С геометрическим возрастанием количества и появлением нового качества задач по поддержанию своего доминирования, неравновесная (несправедливая, асимметрическая) система управления стала захлёбываться одновременно и собственной властью и собственной же сложностью.

Телега оказалась запряжена впереди лошади. Так двигаться можно, но медленно, и то только под гору.

Какими же принципами руководствуется и «не хочет поступиться» Система? И что есть сама эта самоубийственная Система ? – Не является ли она той самой пресловутой первой машиной, вышедшей из - под контроля человека, некогда её создавшего?

Самый общий ответ на этот, казалось бы, простой вопрос уже задал бы импульс позитивного развития. Отсутствие осознания самой проблемы в обществе – это прокладывание пути в никуда через череду неуправляемых трансформаций, схожую с веком «икс икс» (ХХ), обрекающих на новые и ещё большие, неоправданные, (и разве они могут быть оправданными?) массовые человеческие страдания и жертвы.

Не слишком ли дорого мы заплатили за технический прогресс, за его «стеклянные бусы», принося в жертву человеческую свободу, право, попирая саму справедливость, не оберегая прежде всего свою солидарную безопасность.

Силовая парадигма завоевателя: простейший способ экспансии, но как средство качественного развития , - негодная.

Обживая планету, расселяясь и осваивая её неисчислимые богатства, человек издавна строил свою деятельность на бережных к природе и собратьям, симметричных (взимообразных) отношениях как составная и равноправная часть живой оболочки планеты, а, обретя навыки мышления и анализа, обезопасив себя от стихий и осознав себя царём природы, - и на основе асимметричной парадигмы (Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, см. статью «Следует ли дожидаться конца истории?» в Интернете) завоевателя, который не стремится ни встраиваться, ни сосуществовать, а покорять. Занимались новые территории, выжигались новые «поляны» в лесной чаще, где разросшееся племя обживало новое пространство, а затем снова расселялось. Человечество до сих пор росло геометрически и достигло абсолютного планетарного доминирования в своей численности. Появились Огонь, Плуг… Точно так же человек стал иногда поступать и по отношению к своим собратьям: агрессивно действуя в духе и логике лозунга «побеждает сильнейший». Выжигая огнём и мечом, истребляя, покоряя и ассимилируя иноплеменников. Разделяя и властвуя.

Вся, или почти вся, эпоха обозримой нами истории полна войн и революций - свидетельств значительного преобладания кровавой асимметричной парадигмы силового доминирования, где неизменно присутствуют два агента - победитель и побеждённый, агрессор и жертва, управляющий и управляемый, субъект и объект управления. Не ты,- значит, - тебя. Известное дело…

Исключение составили лишь народы, чем-то изолированные от столбовой дороги истории - продолжавшие жить в традиционной гармонии с тысячелетней традицией и природой, так называемые «отсталые»: страны третьего мира, народ Тибета, племена аборигенов Амазонии и Полинезии, или, например, такой слой как российское крестьянство,-- тоже традиционное сословие, всегда жившее праведным трудом и проявляя своё естественное бережное отношение к вековым устоям нравственности.

Впрочем, именно поэтому их-то набирающее силу бедствие затрагивает слабее.

Истоки идеологии экономизма

Выросшая из опыта восточных торговцев, мытарей, базарных ловчил, менял и ростовщиков Древнего мира, а потом усовершенствованная за три последних столетия Западом, идеология меркантилизма вылилась в теорию, которой дали имя «экономия». Поначалу, его смысл был весьма далёк от прямой агрессии и отвечал своему латинскому корню: «искусство вести дом, хозяйство». Тогда преобладало частное хозяйство, патриархальное, нередко натуральное. Эволюционировало же это «искусство вести хозяйство» постепенно к «экономике»: созданию и удержанию неравновесной системы асимметричных «производственных» отношений: защищённого хозяина, работодателя, прямого выгодополучателя (в Старой России таких называли «лихими людьми» и не допускали в политику) - с одной стороны, и наёмного работника, поставленного в положение нуждающегося в элементарных условиях выживания, несущего бремя общих рисков производства и тягот труда - с другой. Категории прибыли, капитала и ссудного процента при этом суть атрибуты лишь одного – асимметрии общественных отношений, неравноправного, тенденциозного характера присвоения и отчуждения. При этом, природные (естественные) тенденции к выравниванию «сторон» подавлялись как грубой силой, так и манипуляцией (хитростью, обманом) силами самих «победителей», управленцев, и т.д., компенсируясь толерантностью и страхом «побеждённых» - по неписанному «праву» доминирующей силовой парадигмы.- Парадигмы захвата. Образуется порочная петля положительной обратной связи. Больше силы - ещё больше власти. Если кратко - «экономизм» врастает в патриархальное «хозяйство», как кривой ноготь в живое мягкое тело - путём «взлома его интеллекта, программы». В чём и находит питательную почву для своего дальнейшего роста, укрепления и процветания. На чём стоит и современная, подогнанная под экономизм, т.н. «научная теория управления» во всех её разновидностях.

Сам термин «Экономика» заменил, полностью вытеснил из обихода понятие и философию народного или частного хозяйства, предав этику и сами принципы свободного предпринимательства как самоорганизации, кооперации, доброй чести, достоинства, права, утеряв по дороге и само понятие «добросовестного труда». Это теперь уже идеология плохо скрываемого разбоя (агрессии), позволяющая разрушать добропорядочные хозяйственные и гражданско-правовые отношения, последовательно замещать правовой принцип хозяйства монопольным, олигархическим, финансовым, административным - принципами корпоративного господства. «Экономика» сегодня – это избавленное от субъектности, даже от упоминания права, корпоративное тоталитарное господство, или самочинное «хозяйство», бюрократической машины, из которого выпотрошен, как лишнее звено, прежний хозяин - собственник, гражданин. Заменён на наёмного работника, на батрака без кола и двора, как и без прав.-

-В нарушение главного, основополагающего принципа Конституции, гласящей для публики, что рядовой гражданин страны есть её основа и главное действующее лицо, что все граждане страны равны перед Законом и никакая организация не может отнять это право.

«Экономика» сегодня-это и не «искусство вести дом» и тем более не наука – теперь это тоталитарное, абстрагированное от гражданина, общества, его целей и интересов абстрактное идеологическое поле бюрократической системы, на коем властвуют жрецы, имеющие нелегитимную ( но почему-то естественную!) монополию на все природные ресурсы (пока кроме воздуха), на административную власть и даже на истину. Поле чудес, на котором добываются, перераспределяются (воруются) и отмываются колоссальные финансовые средства, минуя даже сам производственный цикл, оставшийся там, где-то «внизу», для чудаков и неудачников.

Система социализма прочно базировалась на той же самой силовой парадигме и, более того, на классической Лондонской школе экономизма, на основах которой строилось и стоит классическое капиталистическое хозяйство Запада; прилежным учеником, последователем и ярым сторонником которой был никто иной как сам К. Маркс. 

В. Ульянов - Ленин тоже живо интересовался принципами современной ему теории борьбы и бывал в Лондоне по важным делам, связанным с организацией тайного финансирования пролетарской революции тамошними «друзьями России».

Социализм, как выяснилось из практики, оказался на голову более грубым к человеческой личности и идеологически куда более изощрённым видом асимметричных отношений, основанных на тех же крови, силе и страхе, на кратно ещё большем (не экономическом, а на социально-политическом) отчуждении. Революция большевиков утвердила новую российскую государственность как насильственную военную диктатуру управленческого «правящего класса» над всем доставшимся ему общественным строем России. В основе государственной политики легла отмена, или силовое подавление, основополагающих институтов гражданского хозяйства и права, присущих обычному свободному обществу, иными словами, общественному строю России.

В самом деле. В то время как западный капитализм базировался на идеологии экономической свободы и отношениях юридически защищённого собственника и всё-таки, пусть формально, свободного наёмного рабочего, новый государственный строй просто пошёл чуть дальше – его система оказалась выстроена вчистую на отношениях административно-бюрократической командной системы (АКС), с одной стороны, и административно-принуждаемого к труду несвободного работника – с другой. Уже без этого «фальшивого западного формализма».

Реальный собственник, при принятии хозяйственного решения, ответственен, рискуя всем своим имуществом, репутацией, честью, а порой и просто собственной головой.

Административно-командная же система бессубъектна: обезличена, закрыта, анонимна, сплочена корпоративной этикой и поэтому вольна в действиях куда больше, чем любой хозяин, а по критерию ответственности за любой, самый худой, даже преступный, результат своей деятельности - свободна от какого-либо социального обязательства или контроля со стороны общества. Более того, и от всяких там моральных пут! По причине всё той же бессубъектности.

Это преступное сообщество де факто.

(Вообразите себе, что Вы вынуждены отдать ключи от своей квартиры незнакомому анониму, который, постепенно входя в роль, распоясывается, начинает вести там себя во всём, как законный хозяин, водит туда своих друзей, берёт ваши деньги и намекает вам, что вы ему вообще не указ). АКС многолика, коварна и быстро адаптируется, меняя маски, но в сущности своей неизменна: предпочитает командовать, надзирать и карать. Извлекая монопольно все выгоды от своей как будто бы законной, как будто бы даже легитимной власти. Присуждая при этом себе все мыслимые заслуги перед Отечеством и неизменно благодарными гражданами, или как они теперь именуются? - населением.- По аналогии с поголовьем.

В накоплении капитала за счёт нещадной (небережливой, безжалостной) эксплуатации работника и природных богатств, индустриализации ценой варварского разорения тысячелетнего сельского хозяйственного уклада, истреблении и изгнании миллионов людей в города, следовательно, теперь уже ясно, что губительной для демографии урбанизации, и ценой растления базиса общества (- нет, - не тяжёлой индустрии) – массового сознания!
- обе ветви экономической идеологии на редкость схожи, а если быть точными, то генетически едины, как два яблочка. С одной ветки одной и той же яблони, лондонской селекции. 

 Кончина двух столпов индустриального общества синхронна: пуповина общая.

Исторически, да и логически, - главное (совокупное) направление силовой парадигмы на Западе оказалось обращено вовне отечества - на добывание ресурсов извне. Это естественно. (На том и возникала система колониализма. На этом же стоит мировая финансовая система с одним-единственным мировым пупом - центром силы.- И он на Западе, однако не в Америке. Она сегодня пущена под нож, хоть и не невинная, но тоже ведь жертва. )

Гражданское общество жило, соблюдались элементарные свободы и основные права человека. Идеология Запада, либерализм, напомним, включала в себя поддержание режима экономически свободных граждан и гражданского мира.

Оговоримся, что свобода и мир были номинальными, никак не отменяющими системной асимметрии (отношений отчуждения).- Иначе, быть без прибыли.

Средоточие главного удара силового влияния власти в СССР и его Лагере оказалось направленным на подавление гражданского общества, буквально, разрушение его интеллекта, внутри своей собственной страны, на создание такой экономики, основой которой был бы бесправный атомизированный человек, с подавленной волей, беспрекословно выполняющий приказы, идущие сверху. Гражданский мир поддерживался перманентной войной Системы с правовым инакомыслием и «частными» хозяйственными отношениями, идущими снизу. Это был «пир духа» для АКС, просто немыслимый для тогдашней западной бюрократии.

Распад Советского Союза явился актуализовавшейся неспособностью руководства страны выработать иную, жизнеспособную систему общественного регулирования, альтернативную существовавшей, краткосрочно оказавшейся очень эффективной (правда, лишь по формальному показателю роста показателя ВВП), но быстро достигшей, даже и в этом малом, своего предела, упадка из-за его неимоверной цены - нещадного использования жизненных сил общества и в первую очередь истребления его интеллекта.

Разрушительным для СССР фактором, взорвавшим общество, выступает многолетняя принудительная, силовая атомизация человека, противоположная возникновению и малых зачатков живительной интегрирующей общество самоорганизации. Более того, в долгосрочном плане накапливалась и структурировалась дерегуляция, приведшая теперь к плотному вхождению России в большой «клуб бедных сырьевых стран».  

Медленное, но целенаправленное развитие институтов общественной самодеятельности внутри СССР могло бы перенимать на себя нарастающую неуправляемость. Однако, в недрах системы жёсткого тотального контроля и подавления, любая подобная деятельность и даже сама идея этого подпадали под суровое уголовное преследование и были абсолютно недопустимы по идеологическим соображениям.

Народы СССР и соцлагеря уходили в 1990-1991 г.г. не от «злого Русского народа», а от ненавистной наднациональной административной Системы, как от закостенелой, непреодолимой данности, её танков, стреляющих по своим гражданам.

( К слову, угодили они в точно такую же, только свою национальную, бюрократическую «ямку». Иного произойти не могло. Система распалась на подобных ей родных «дочек».)

Распад Запада начался с саморазрушения системообразующей властной структуры оказавшегося «однополярным» мира, - его заоблачной финансовой Вавилонской башни. Именно по её отлаженным каналам много лет искусно выдаивались ресурсы «более слабых» стран на пользу и процветание «наиболее развитым» демократиям… Но всякая финансовая пирамида имеет как свой временной конец, так и свой структурный предел. И чем масштабнее пирамида, тем в итоге грандиознее её крушение.

Машина извлечения рентных доходов из «исторически сложившегося» силового поля миросистемы, потеряв силовое и идеологическое противодействие СССР и, по историческим меркам мгновенно, глобализовавшись, неосознанно проскочила свой эффективный масштаб: замкнувшись на самоё себя, охватив всё пространство, пришла в качественно для себя неприемлемое, квази-симметричное состояние. Силовой, асимметричный экспансивный принцип действия преобразовался в механизм саморазрушения через собственный сверхбыстрый РОСТ. Пузырь финансовой экономики вырос, чтобы тут же лопнуть.

Эта исторически закономерная кончина Западной модели произошла в момент и в самой прямой связи с «исчезновением» Восточной во главе с СССР.

В начале двадцатого века индустриализм уже набрал глобальный масштаб – Англия (Британская Империя с колониями по всему миру), Североамериканские Соединённые Штаты, Велико - Германская империя, Австро-Венгрия, Франция, поднимающаяся Япония.

И Россия. От моря и до моря.

Да, именно Россия, и по темпу промышленного роста, и по абсолютным объёмам своей индустриальной мощи, в тот момент вышла в мировые лидеры. И в том числе, в результате Столыпинских реформ. Хлеб из-за океана не возили. Везли за океан. Такая Россия не могла не раздражать сливки Запада, стремившиеся к мировому властному Олимпу. Её вынудили ввязаться в войну, участие в которой не имело никаких причин и не несло никаких выгод, лишь через чувство морального долга перед предавшими её впоследствии союзниками…

По всему миру приходили в движение многомиллионные массы людей, сорванные с места безземельем, собственной нуждой и потребностями растущих индустриальных центров. Началась невиданная в истории урбанизация. Наличие миллионов неприкаянных людей, поиск новых рынков сбыта и источников сырья создали по всему миру предпосылки и возможности для ряда локальных войн, русской революции 1905 года и мировой войны 1914-18 гг. Очевидно, всему ещё кто-то помогал. Из Центра. Где интригой, а где огромными деньгами. Где чем ещё.

По осторожной гипотезе автора, с точки зрения анализа по парадигме, I Мировая война и явилась бурным началом системного кризиса планетарного масштаба, активный финал которого мы наблюдаем только теперь, как видится локомотив из хвоста поворачивающего поезда. И тогда складываются некоторые основания полагать, что Вторая мировая не есть логическое продолжение Первой. Второй войны, в этом смысле, просто не было. Была только одна единственная мировая война. За достижение и последующее удержание мирового финансового господства, а именно, с одним центром глобальной власти и его самочинное право неконтролируемой глобальной денежной эмиссии. За обладание всеми сокровищами мира.

Ей название - «ХХ век».

Русско-Японская, 1905 год, август 1914, октябрь 1917, «Брестский мир», Версаль, теория Троцкого о перманентной мировой революции, братоубийственная гражданская, Веймарская республика. Гиперинфляция в Германии, угар НЭПа, коллективизация, план ГОЭЛРО. ГуЛАГ. Индустриализация в СССР. Великая депрессия в США. 1933 год. Пивной путч. Гитлер. Подготовка к войне, Финская компания, пакт Молотова-Риббентропа, совместный парад войск двух дружественных стран (в Брест-Литовске ) после взятия Польши. Поставки хлеба, хлопка и стали из голодающего СССР воюющей Германии, Аншлюсс, прочая и прочая… 22 июня, танки под Москвой, Сталинград, Берлин. Май 1945, Хиросима, Нагасаки. Нюрнберг. 1948 г. Забытая сегодня Декларация прав человека. Фултоновская речь Черчилля. «Холодная война» с гонкой ядерных вооружений и «противостоянием двух идеологий»: Берлинская стена. Карибский кризис. Убийство Кеннеди. Корея, Вьетнам. Прага. Хельсинки. Детант. Афган. «Радио Свобода». Лех Валенса. Звёздные войны, Рейкьявик, рухнувшая Берлинская стена. «Конец истории?» Френсиса Фукуямы. Буря в пустыне. Манхэттен – 9.11. Снова Афган. Ирак. Цхинвал. А был ли мир в ХХ веке?  

Что же произошло между 1905 и 1918? Мировая моносистема власти только что возникла и обнаружила свою нежизненность, несостоятельность в способности установить нормальные отношения между национальными государствами и условия социального сосуществования внутри национальных государств, не соскальзывая в бойню внешнюю (войну), либо во внутреннюю (революцию). История изобилует подробностями, которые свидетельствуют за этот тезис.

Мировая цивилизация пережила в начале ХХ века громадный системный сбой, «сшибку», как выразился А.Солженицын, или бифуркацию - и это вызвало последовавшую за этим Великую Шизофрению, расщепление рождающегося глобального интеллекта, -- расколовшись на два лагеря, соскользнувшие: один - во внешнюю, другой- во внутреннюю войну. После чего обе, уже «подсистемы», смогли поддерживать свой внутренний гомеостазис за счёт обретения виртуального образа ненавистного «внешнего врага» - новой точки приложения своей индустриальной мощи и появившейся легальной возможности чудовищной идеологической «промывки мозгов» своих сограждан. При этом, вся система приобрела неожиданную устойчивость, просуществовав, плохо-бедно, ещё около ста лет.

Распад этого квазибиполярного мира сегодня, как и его образование в начале ХХ века, будут совершенно исторически бесполезны и непонятны, не будь их оценки с точки зрения системной парадигмы. В чём фундаментальная причина кризиса, в том и требуется реформа, – от качества ответа на этот вопрос зависит, будет ли болезнь загнана внутрь, тогда мы будем и дальше тратить жизни ожиданиями нового вскрытия старого гнойника, или всё же когда-то должно произойти устойчивое выздоровление и начнётся долгая полноценная жизнь, без шизофрении. Здесь есть над чем подумать и историкам и философам.

Общество Западной подсистемы сегодня на всех парах катится к госкапитализму с мощным полицейско-бюрократическим лобби, с пока умеренным подавлением духа свободного предпринимательства и нулевым до отрицательного экономическим ростом, к ситуации, схожей как две капли воды, с нынешним социальным обликом нашей России. ( См. напр. известную статью Наоми Вольф. «США: 10 шагов к фашизму».) Уж не сбывается ли, странным образом, изрядно подзабытая теория конвергенции?

После роспуска СССР, в нынешней России, Система самочинного «правящего класса», несколько подкрасив синеющее лицо, подкрутив усы и раскурив трубку … оказалась «и теперь живее всех живых». Снимая административную ренту с каждого хозяйствующего субъекта, она по-прежнему успешно подавляет развитие социальной само-организации, подчиняя собственным интересам, прессуя по своему разумению слабый и незащищённый от неё общественный организм, прорастая и травя его во всех его порах, как амбарная мышь жирея на дармовых ресурсах.

Следовательно, ещё пока рано радоваться …

…Фактор силового саморазрушения страны не преодолён. Он усугубляется. Его механизм остаётся по - прежнему исправным, а нити каждодневной деструкции остаются включенными во все жизненно важные процессы. Это, по мнению автора, есть злейший внутренний враг, самая главная угроза безопасности личности гражданина и целостности страны, препятствие развитию, системный тупик.

Это – не так чтобы только гниль, раковая опухоль, но и готовая модель, заготовка, болванка для возможной будущей мировой олигархической системы более жёсткого силового подавления человека, по типу описанной Дж.Оруэлом, в рамках старой - силовой парадигмы. А это - гуманитарная катастрофа, это война. Под названием «век ХХ. Продолжение.»

Нас таких в ХХI век никто не пустит. Наступит тёмное и долгое Новое средневековье.

АКС - главный поражающий фактор разгорающегося системного кризиса в России и в остальном мире. Ослабление силового или идеологического противостояния со слабеющим и также обюрократившимся Западом чревато внутренней дезинтеграцией, незаметной утратой нами суверенитета, слиянием с Западом в смысле обретения его язв вдобавок к своим. - При неизменных внутренних условиях. В пользу и на радость Центра силы… Там будут снова считать прибыль.

Альтернатива распаду России…


Она аналогична несостоявшемуся спасению СССР – это вывод гражданского общества, его интеллектуального ресурса из подполья, постепенное освобождение правящей Системы бюрократии от «чрезмерной трудовой повинности» (от ненужной власти), а на этой основе - свободное развитие массового мелко - и среднепредпринимательского сословий, появление свободного крестьянского хозяйства, появление кооперации и иных несиловых форм хозяйственной жизни, самоорганизации институтов общественного саморегулирования, т.е., в целом, восстановление в правах всего комплекса национального интеллекта, природно присущего России как древней, зрелой, сложной, поэтому самобытной, самостоятельной цивилизации. Естественно, сбережа наши национальные приоритеты и бесспорные достижения: в образовании, в науке, в обороне, в космосе… Страна соберётся, воспрянет сама и предстанет глобальным центром притяжения, сборки для старых и новых союзников по Большой Истории, на всех континентах, изрядно подуставших метаться между молотом и наковальней.

Это не тема для суетного упоминания, но для большой общенациональной работы; призываю болеющих за страну рядовых граждан, политических деятелей и им сочувствующих к обсуждению и построению позитивной стороны громадной важности общего дела: того, что нам предстоит осознать, понять и сделать после кризиса, или вместо него, уж как кому больше нравится…

Развитие, формирование массового платёжеспособного спроса (или просто политика роста доходов граждан), расширение внутреннего рынка, основанного на полноценном гражданском обществе и его хозяйстве – лишь малые попутные и первичные результаты новой политики, первые ласточки выздоровления организма страны, восстановления её интеллекта как способности субъекта осознавать себя, достойно решать свои проблемы и бороться за самосохранение. Начнётся процесс формирования общества в новой парадигме. В лучшем случае, это займёт двадцать-тридцать лет. Но может занять и сто…

Тогда можно будет без демагогии поговорить и о новом, инновационном векторе развития и «прочих нанотехнологиях». Иначе это простое выбрасывание нелишних и немалых денег на ветер.

Таким, возможно, было бы самое начало перехода России и мира к новой, синергетической (симметричной, соборной), ноосферной парадигме развития в новой, «зазеркальной», «посткризисной» эре. Сегодня к ней всё ещё можно перейти достойно. Не дожидаясь Судного дня, не доводя дело до краха, конца, полного дна.

  Без больших потрясений и жертв. Пока для России дуют попутные ветры Истории, медлить с этим нельзя.