Грехопадение или Как описано отделение от Бога в Библии

На модерации Отложенный

К заметке Юрия Шаргаева

Грехопадение, свобода выбора и смысл жизни

Отправная точка – факт – мы ОТДЕЛЕНЫ от Бога. И это то, что надлежит исправить, и это главная причина всех бед, корень проблем и нет ничего важнее этого. Нельзя это исправить, не поняв, как это произошло, как мы дошли до жизни такой и как вернуться к единству с Богом.

Изначально мы едины с Богом и иначе быть не может. Но произошло НЕЧТО, что положило началу нынешнему страшному разделению. Бог, конечно, позаботился о том, чтобы сообщить нам, как это произошло. Не будем далеко ходить – обратимся к первой главе книги Бытия Ветхого Завета. К истории так называемого «первогреха» человека и «изгнанию» его из рая (гл 3):.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Итак, если буквально (то есть, видимо, первое что приходит в голову большинству читателей) – это Бог отделил нас от себя, наказав за ослушание, заставив страдать, даже более того, прокляв саму землю за это преступление человека.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Именно таким образом все сейчас и обстоит по Слову Божьему. Однако я, как и многие другие, восстаю против этого и решаю исправить эту ситуацию. С чего же начать? Начнем с сомнения – а можем ли мы уподобить себе Бога, наделив его собственными эмоциями? А именно – обидой и гневом на детей своих? Разве не истина то, что Бог любит нас и никогда не переставал нас любить? И если для нас естественно «одновременно» и любить и бить, то разве возможно такое явное несовершенство и непостоянство приписать Богу, по определению совершенному и постоянному (несколько упрощая, конечно, его абсолютность). В конце концов – по вере вашей воздастся вам – мой же Бог не обижается, не гневается и не ревнует, а любит совершенно и безусловно. А раз так – он НЕ МОГ ОТДЕЛИТЬ НАС ОТ СЕБЯ. Мой Бог всегда со мной, всегда рядом. Но и человек в здравом уме не может отделить себя от Бога, от счастья, любви и гармонии. Тем не менее это каким-то образом произошло и следствием этого стало удаление нас из Царствия Небесного, от Бога. Собственно, понятно почему случилось это удаление – об этом говорится прямо – дабы мы не могли в том состоянии, в котором оказались (т.с. проклятости) вкусить от древа жизни и стать бессмертными. Что, по видимому, законсервировало бы эту ситуацию навечно, превратив нас… Ну понятно в кого. Поэтому нам дано страдание и смерть, дабы мы смогли в результате их воздействия из этого нашего нынешнего состояния выйти.

Как же случилось то, что случилось? Вернемся к самому началу этой ситуации:

15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Ага, вот она начальная точка отсчета. Заповедь Бога. Но почему Бог запретил своим детям нечто? Стоп. А что значит «запретил»? Чем эта РЕКОМЕНДАЦИЯ отличается от других, ну вот, к примеру, - возделывать и хранить сад? Это первое, что Бог попросил нас НЕ делать? А чем это величественнее и страшнее, чем, к примеру, ДЕЛАТЬ? Может быть только в нашем перепуганном сознании эти два рода рекомендаций имеют разный вес, столь разный вес? Да, Моисеев декалог – заповеди о том, что НЕ делать. Но разве наиглавнейшая заповедь – возлюби Бога, это не именно - ДЕЛАТЬ?

В фокусе нашего внимания именно ситуация с заповедью не вкушай от древа познания добра и зла. И последствия этого – «смертию умрешь» («в тот же день» - это отдельная тема). Разве эти слова – угроза? А не предупреждение? ПОЧЕМУ МЫ, ВСЛЕД ЗА АДАМОМ, ИСПУГАЛИСЬ НАРУШЕНИЯ ЗАПОВЕДИ??? ПОЧЕМУ???

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Итак – УБОЯЛСЯ! И что самое главное – СКРЫЛСЯ от лица Господа Бога. Так вот оно! Вот кто отделился – человек от Бога, а не наоборот. И потому – что ИСПУГАЛСЯ! Страх, СТРАХ СВОЕЙ НАГОТЫ ПЕРЕД ГОСПОДОМ, стыд за себя и содеянное собой – вот это последствие, ПЛОД познания добра и зла. НАЧАЛОСЬ – началось познание добра и зла. И все еще не закончено. Хотя казалось бы – так просто – все что от Бога – добро. Все прочее – зло (может ли быть что-то не от Бога – вопрос совершенно особый и совершенно иной).

Так почему же это вдруг произошло и повторяется отныне снова и снова – этот страх и стыд? Что вошло в человека, чего ранее не было? Как и когда? Как же произошло так, что человек «согрешил», из-за чего?

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Итак, появилось нечто иное, нежели Бог и это иное, в лице змея, принесло СОМНЕНИЕ. Сомнение начало осаждать человека.

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Тут совершенно ясно, кстати, что не запрет, а совет людям дал Бог. Но змей дает новый совет, расходящийся с советом Бога. И что интересно, ведь он в буквальном смысле не врет! В голове людей впервые столкнулись две правды:

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.



Что же происходит в этом момент? Возникает сомнение, рождается ситуация ВЫБОРА, свободы, которой не было раньше – есть или не есть? И что же чувствует человек? У него открываются глаза на спорный объект, он смотрит на него иначе. Впервые человек чувствует ВОЖДЕЛЕНИЕ. Он (она) САМ определяет, стоит ли оно того, чтобы его употребить, и хорошо ли, если он его ВОЗЬМЕТ СЕБЕ, съест. И чувствует что – хочет! Так начинается и продолжается по сю пору тяжелый путь познания, путь ошибок трудный:

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И первое последствие познания – стыд. Не соответствие себя же себе самому. Случился раскол внутри человека, прежде цельного. Человек увидел себя как бы со стороны и устыдился. Одна часть его посмотрела на другую и не все ей понравилось. НАЧАЛСЯ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. И все бы ничего, но еще больше устыдился человек перед Богом. И тут уж он не просто устыдился, а – испугался, ибо понял, что не внял Богу.

11 И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

Ну вот, начинается перекладывание ответственности. Искреннего раскаяния Адам не проявляет.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

То же самое и Ева, всю вину возлагает на змея, причем не просто вину, а вину в ОБОЛЬЩЕНИИ. То есть в том, что змей смог представить дело так, что раз боги едят эти плоды, и, значит, любят их, и значит и людям их любить можно и нужно, отсюда и желание/вожделение появилось. Уподобиться богам самом по себе – желание вовсе не запретное, а вполне естественное. Не естественно не будучи Богом пытаться ему подражать в том, в чем было прямо не рекомендовано. Змей польстил жене – дал понять, что она лучше, чем есть на самом деле в этот момент. Это страшное желание, лежащее в основе развития – стараться быть лучше, чем есть на данный момент, имеет эту неприглядную сторону и это-то и использовал Отец Хитрости.

Ну змею, естественно, досталось, и упоминается механизм воздания и суда: «за то, что ты сделал это проклят ты..» Объяснить наличие временного промежутка между поступком и наступлением его последствий в виде воздаяния в данном случае невозможно иначе, нежели допуская что, ситуация закончилась только что, вот этими ответами людей (Бог ведь всеведущ, и смысл вопросов Бога не выяснить, что случилось тогда, а выявить что случилось с людьми в итоге по их ответам). Смысл суда – не ретроспекция и дознание. Люди отвечая выявляют последствия произошедшего с ними, и когда это оказалось выявленным всю эту команду преступников осуждают, то есть воздают должное. Иными словами если бы Адам и будущая Ева не переваливали вину на другого – возможно и последствия были бы иными. А так произошло всё, в том числе и прискорбное установление господства мужчины над женщиной. И этого Бог хочет так же, как и прочих скорбей человечества – как некой временной страшной необходимости, которую навлекают на себя люди в процессе своего мучительного развития в том секторе мира, где Бог присутствует как бы опосредовано, не напрямую, где он соседствует с чем-то иным, змеем в данном случае. И это иное тоже присутствует, толкется опосредовано, и человек отныне не может позволить себе верить всему, что приходит к нему. Человек познает добро и зло через трудный опыт и избежать этого не может.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Только смерть избавит нас от этого труда. Мы должны научиться жить проверяя все, что говорят нам другие, опираясь лишь на опыт. И в итоге должны уметь различать зло и добро, как боги. Верить на слово, даже самое святое – слишком опасно для всех, это просто нельзя. Не отсюда ли все наши беды? Не от этого ли детского желания «райского состояния» - верить на слово?

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Итак, МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ДОБРО И ЗЛО (как и ОНИ, Бог и некие прочие). Но знаем, как известно, плохо. Что-то нам явно мешает, что-то, через что мы никак не можем переступить – через этот страх перед Богом, через этот стыд перед собой. Что встает между нами и Богом? Не об этом ли говорят наши великие Традиции – что с осознания этого безмерного Страха Божьего и стыда в нас - и НАЧИНАЕТСЯ путь к Нему? С осознания и ПРЕОДОЛЕНИЯ. А пока мы отказываемся даже осознавать это наше разделение с Богом и его главное выражение – СТРАХ И СТЫД – то духовного развития, ради которого мы пришли в этом мир, происходить просто не будет. А пока дела обстоят так - вечная жизнь нам не светит. Но начинается просто – Жизнь. И Смерть.

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина

Но это уже совсем другая история… История истоков испытаний, греха, зависти и убийства , всего самого страшного в нашей истории.