Марксизм и утопия
На модерации
Отложенный
Этот материал рождается из ответа на комментарии Vladimira Simonenko в материале Будет ли восстановлен СССР? , прежде всего, для того чтобы уже не мешать содержанию чужой ветки, а, во-вторых, Владимир ответил достаточно большими цитатами на три материала, которые требуют сколько-то пространного ответа.
Итак, мой ответ на "Проект конституции", "Профессиональное управление государством" и "Парламент и координационные центры".
Начну с цитаты. "Основу экономической системы государства составляет народная, государственная собственность на средства производства. Государство охраняет народную собственность и создает условия для ее приумножения. Никто не вправе использовать народную собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях". Цитата подтверждает, что Владимир предлагает социалистический проект. Все было бы прекрасно, но этот проект одновременно утопический. Утопический, не потому, что социализм невозможно воплотить на практике, а потому, что проект Владимира, как только он начнет воплощаться перестанет быть социалистическим, и, более того, может привести к осложнениям в политике и экономике, гораздо более сильным, чем мы пережили в 90-е годы прошлого века.
Я бы, может быть, оставил эти материалы без внимания, но они в очередной раз подтвердили, что "призрак коммунизма" снова возрождается, но кризис который пришлось пережить коммунизму в конце прошлого века, и то, что его разрушили, прежде всего, сами коммунисты, ну и, наконец, тот системный экономический кризис, который обвалил государственность СССР - все это приводит к тому, что коммунизм опять приходит как утопии, опасные утопии, утопии, которые отдаляют мир от возможности коммунизма.
В настоящее время утопично все что вращается вокруг истории СССР и вокруг консервативной коммунистической политики. Утопична своими дейстиями и программой КПРФ, утопичны многочисленные секты коммунистов, носящие на своих знаменах, кто Троцкого, кто Ленина, кто Хрущева, кто Сталина. Утопичны различные народнические проекты от Кара-Мурзы до Мухина. И хотя последние смогли сказать много правды об истории СССР и сталинского периода, они все-таки сводят социализм к геополитической проблеме, а не к социальной, и этим опускают саму проблему "социализма" на уровень противостояния СССР против Запада, что правда - только отчасти, и совсем уж непонятно, какая выгода от такого противостояния простым эксгражданам XUSSR.
Эта всеобщая утопичность, превращающая коммунизм в призрак, заставляет меня вступить в полемику с Владимиром, и вести полемику все-таки с позиций марксизма - единственного научного подхода к социализму. Да, понятно, марксизм требует развития, да глобальный кризис уничтожил самую крупную, самую успешную страну, несшую звание первопроходца социализма. Да в самой политике коммунистической партии была заложена эта печальная веха. Но все это вместе не обозначает гибели социалистической государственности, как в свое время ссылка Наполеона вовсе не закончила победное шествие буржуазной революции и либеральной идеи.
Однако, возвращаюсь к народной государственной собственности, которая предложена в проекте конституции. Эта народная государственная собственность будет уничтожена в первый же год существования "принципиально новой государственной системы", предложенной Владимиром Симоненко. И закончится это дело прежде всего пересмотром самой Конституции. Почему?
Ответ в следующей цитате "Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям и п а р т и я м (разрядка моя Э.Н.), профессиональным союзам, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям".
Кроме того, мы находим и следующие дополнения в другом материале: "Партии нужны для объединения людей по определённым идеям и признакам, они вырабатывают стратегию для продвижения своих идей в жизнь. В совете-парламенте они могут свои идеи воплощать, посредством принятия законов. Ни какая партия не может выражать волю всего народа, она всегда выражает волю только определённой группы населения.
В совокупности партии уже более приближены в своих разных мнениях к выражению чаяний разных групп народа. Поэтому только в дискуссиях из разнообразных мнений может вырабатываться наиболее приемлемая линия развития государства, его отдельных отраслей и целей и задач для всего народа. Правящей или привилегированной партии быть не должно. У всех партий должны быть равные права, а количество депутатов от партий должно исходить из квот и численности этих партий".
А так же: "Я тоже нахожу, что возможен перекос от того, что какая-то партия имеет больше голосов из-за своей многочисленности, чем другие. И не обязательно у этой партии самое мудрые и справедливые идеи. По одному от каждой партии - это тоже не решение проблемы, может оказаться множество партий типа: любителей пива, сексуальных меньшинств, зелёных и т.п., которые будут превалировать над действительно достойными партиями. Тут надо искать какое-то мудрое решение, чтобы хотя бы соблюдался принцип: семь раз отмерь, раз отрежь".
Прошу прощение за столь обширное цитирование, но в этих цитатах и есть ответ, почему народная государственная собственность по проекту Владимира не состоится. Как только мы допускаем политическую дискуссию партий, и если не оговорено, что партии могут представлять только интересы трудящихся, мы тут же получаем частную собственность в Конституции.
Предположим, что каким-то чудом, без мирной или не мирной революции, по какому-то "чудесному" общественному договору, прямо завтра вся собственность национализирована. И куда делись в этому случае все сегодняшние ее обладатели, и многочисленные менеджеры, которые обслуживали частную собственность, и иностранный капитал, который в эту собственность инвестировал, и банки, и их служащие, и обладатели земли в дачных поселках и на курортах, и бюрократия, которая возле частной собственности кормилась, и СМИ, и рекламные агентства, и юристы, и экономисты?.. Все вот так легко, без эмоций, прямо завтра стали трудящимися? Променяли свой эфемерный, безответственный продукт, на освоение профессии, которая требует создания реального качественного продукта?
Нет, эти люди в лучшем случае изобразят из себя святых чистых агнцев и пойдут "служить" новой власти, а в худшем начнут гражданскую войну в союзе с державами, которые тоже окажутся ограбленными в результате национализации.
Но мы примем за правило мирное течение процесса. Эти люди пойдут служить. Тем более, что они не глупы и сразу увидят - партии разрешены. И партии будут созданы. Не голубых и зеленых, как опасается автор, а вполне серьезные либеральные партии с общечеловеческими ценностями на знаменах. И эти партии найдут обильное финансирование, как за рубежом, который ограблен, так и из собственных средств в заграничных банках, которых хватит на то чтобы противостоять сотне таких национализаций. И эти партии быстро и без всякого шума изменят пункт Конституции о народной государственной собственности, и получат основательную поддержку в СМИ, ведь СМИ не коммунистические, а следовательно зависят "от подкупа, от содержания".
Собственно, на этом все. Вы не получите ни реального права на труд, ни всеобщего равного среднего образования, ни бесплатного здравоохранения, ни профессионалов координаторов, ни честных выборов, ни ясного плебисцита, ни реального объективного аудита и контроля. То есть все эти позиции останутся только зафиксированными на бумаге, но реального содержания не получат.
Ну а если вы попробуете закрепить положение о народной государственной собственности, как неизменяемое, то получите полномасштабную гражданскую войну и иностранную интервенцию. Причем эту войну вы проиграете. Потому что ваша профессиональная армия не будет защищать народную государственную собственность, а пойдет служить тому, кто прилично заплатит...
Другими словами, в окружении собственников и стран с развитым буржуазным строем социализм не выживет, если не введет ограничения на политическую свободу, то есть диктатуру пролетариата, если хотите. Можно само понятие пролетариата расширить до понятия трудящихся, но сути это не меняет. Социализм не выживет без партии, которая будет его проповедовать и воплощать, без партийной прессы и без партийной совести. Потому что координатор, не подчиненный партийной, христианской, мусульманской, общечеловеческой или хоть какой-нибудь совести, будь он три тысячи раз подготовлен к управлению - всего лишь человек. И если один из координаторов в этом случае не хапнет, то хапнут остальные, а этого странного съедят...
Невозможно быть немножечко беременной, немножечко социалистом быть еще фантастичней...
Комментарии
Теперь по существу.
1) Социализм, сам по себе - не утопия, и, конечно же, не был утопией "реальный социализм", построенный в СССР. Потому он был и реальным, что был построен и на определенных этапах своего 70-летнего существования был очень эффективным. Я нигде в тексте и не называю "реальный социализм" утопией и не отрицаю возможности его построения.
2) Абсолютно согласен, что в будущем социализм должен получить более гибкую систему управления. И тут в плюсе и компьютерные комплексы, и общенародные голосования, и, возможно, система сменных координаторов. Тут возможно в плюсе даже плюрализм СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ партий, ведь именно такую систему первоначально строили большевики вместе с левыми эсерами, и если бы не предательство левых эсеров... И подобные "кочки" впереди предвидятся неоднократно. А поэтому, давайте смотреть реально, а не утопически. Внутри самой социалистической системы есть и будет множество сил, которые ей противостоят.
3) Никакие разведки мира, никакие тонкие средства психологической обработки подсознания не могли сломить СССР до тех пор пока большинство народа реально видело направление развития и ощущало на себе эти изменения, пока это большинство трудового народа - реально управляло своей страной, а экономика приносила очевидные успехи. СССР был свален не без помощи буржуазного окружения, конечно, но прежде всего потому, что система построенная в 60-80-е годы, имела внутреннюю ошибку и дала сбой. Этот сбой был вызван в том числе не только удовлетворением первоначальных потребностей, но и появлением новых, на фоне удовлетворенных. С удовлетворением новых потребностей, старые формы социалистического управления не справились. И в эту брешь просочили манипуляции, в которых буржуазный мир чрезвычайно силен.
Вывод, если искать пути в будущий социализм, надо понять почему он погиб в прошлом, и уже на этом основании строить НАУЧНЫЙ подход к социализму. И только в этом случае утопия будет преодолена.
Что касается Господа Бога, отвечу в вашей терминологии, вселенский разум допустил создание человеком компьютера и классовой теории, значит ему это зачем-то нужно... Это чтобы не спорить по поводу веры. Не люблю такой спор. Он все равно ничем не кончится. И нам достаточно, что в нашем вопросе не обязательно к Богу обращаться, на этом уровне все прекрасно объясняется и без таких апелляций.
процветало начётничество,что вполне устраивало не очень
образованных руководителей партии.Не зря же Андропов заявил:
Мы не знаем своей страны!Боязнь адекватной оценки действительности(без оглядки на 19-й век Маркса).Особенно
это видно на сельском хозяйстве-не нашли решения в союзе,так
сейчас взяли и разрушили(и нет проблемы!).
устранением дозрел до ослабления партийной диктатуры и усиления влияния гражданских и хозяйственных институтов,
но не успел ни теоретически ни технологически проработать
этот вопрос;пошла борьба этих двух слепых котят(как в
17-м-двоевластие),подсуетилась третья сила(криминально-клановая),использовавшая
большевистский опыт обещания земли,заводов и воли(только
в других исторических условиях).Я вот до сих пор не могу
понять,почему Институт марксизма-ленинизма красочно
расписывал крах колониальных систем под напором национальных движений,а о своих национальных окраинах
предпочитали не заморачиваться,прикрываясь интернационализмом.Без комплексно просчитанного проекта
добротного дома не построить-это касается и эрефии.
Второе, не менее важное положение. Социализм возникал и возникает в странах, где традиционное (феодальное) переплетено с буржуазным. Не раньше и не позже. И похоже - это правило, имеющее социально-экономическое и историческое обоснование. Я сейчас над этим работаю... А в СССР и Варшавском договоре оказались общества еще не перешагнувшие этот рубеж, и уже перешагнувшие его. То есть такое смешение - не верно. Нужно было на время оставить Среднюю Азию и Северный Кавказ в их феодализме, а Восточную Европу в капитализме. Нужно было достроить социализм там, где он строится реально. А дальше он пошел бы без экспорта, просто в силу очевидных экономических и социальных успехов. Но это пока гипотеза. Выношу на обсуждение
Причинно-следственные связи - не диалектика, реализация этапов последовательно - не диалектика, это все, что ей предшествовало. И у меня здесь нигде не звучит, что этапы должны идти последовательно и обязательно одинаково. Другое дело, если общество достигло каких-то возможностей и не знает как их реализовать, не имеет для этого теории... Об этом речь
А более серьёзные случаи надо лечить и исправлять иначе, чем это делают тюрьмы:
www.proza.ru/2009/04/16/454
Конечно, построить коммунизм в отдельно взятой стране - это очень непросто, но во-первых строить мы коммунизм пока не собираемся, а только социализм. А во-вторых возможность такого построения уже в принципе доказана удавшимися экспериментами.
Берите лутше пример с Социализма в Швеции!
А вот что? – вряд ли многое могут ответить на этот вопрос.
Социально-экономическая теория? – с этим, пожалуй, не спорит ни один здравомыслящий человек. А вот какая? Конкретно-временная, верная для определенного периода исторического развития? Или – у
ниверсальная?
Противники марксизма дают первый вариант ответа.
Его сторонники – пытаются доказать справедливость второго его варианта. Ответ, однако, как обычно, даст время.
В России, в последние два десятилетия марксизм поочередно предавался то анафеме, то шельмованию, то замалчиванию. Свидетельством последнего является уничтожение – это не фигуральное выражение, а бесстрастная констатация достаточно широко известных фактов, марксистской литературы – не только в районных, городских, но и подавляющем большинстве вузовских библиотек, вы не найдете марксистской литературы – от сочинений «классиков»-основоположников, до более поздних работ последователей марксистского учения и методологии.
Как известно, мировой экономический кризис 2007 – 2010 годов вызвал рост интереса к марксизму во всем мире. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия.
В ней уже вышли конспекты всех трех томов «Капитала» К. Маркса, «Марксизм и наука» Дж. Бернала, некоторые работы В.И. Ленина, включая «Что делать?».
Конечно, ожидать ренессанса марксизма в нашей стране в ближайшем будущем не приходится, но возникает, по крайней мере, возможность для, в полном соответствии с принципами свободы получения информации и плюрализма, изучения и критического осмысления идейно-теоретического наследия основоположников научного социализм.
2) Разве я сказал где-то что нужно искусственно замедлять прогресс? Я говорил о том, что при социализме так же совершался прогресс, вне западного рынка и очень быстрый. И его последующее замедление, хотя и названо застоем позволяло людям в 60-80- е годы жить безбедно не особо напрягаясь, и не выпрыгивая в ненужной спешке из штанов.
3) Ну и, наконец, после того как феодальные державы в союзе с одной хитрой буржуазной побили Наполеона, где-нибудь в Прусской пивной тоже можно было рассуждать, что феодализм эффективней и он бьет буржуазный строй, побеждает. Но через три десятка лет забурлила и сама Пруссия, и буржуазный строй начал торжественный марш по Европе.
НЛ - http://newsland.ru/Blog/View/user/302072/id/66366
Последний кризис показал призрачность надежд на общество "всеобщего благоденствия". И это только первый звонок...
Конечно, "бандитский капитализм", что возник на просторах бывшего СССР вызывает у все большего числа людей отвращение. Но, нет и возврата к "развитому социализму" брежневских времен, когда людей не посылали уже эшелонами в гулак, но разложение парт верхушки достигло своего апогея. Закрытые инвалютные "Березки" и спец. распределители, элитные санатории, похождения Галины Брежневой и др. жен "великих", напрочь отбили у большинства интерес к этому "развитому".
Так можно ли все таки построить нормальное общество, где сочетаются интересы и труда и капитала, разных этносов, разных интересов людей?
Да, возможно, если понимать все глубже, как "устроен" человек, куда развивается. Без этого будет "как всегда"
И если в первые годы Сов. власти еще были деятели, у которых были определенные идеалы и умели ограничивать себя, да и карающее ЧК не дремало, то в брежневском "развитом социализме" каждый только тянул все блага для себя, жен и любовниц.
Что есть в природе человека , если дать ему разгуляться, или.. понять, осознать, что "раковые клетки", в которых нарушен баланс потребления -отдачи разрушают все вокруг себя, уничтожают в конечном итоге весь организм, к которому она принадлежит, а вместе с ним и себя саму. И не спасут от такого сценария ни миллиарды, ни тонны оружия.
А противоречия между трудом и капиталом есть при всех общественных формациях, только скрыты в разных формах.
Марксизм теоретически верное учение, но не учитывает одну "мелочь" - самую внутреннюю природу человека: "желание получать все блага мира для себя".
Пока это не будет выведено из тайников подсознания на уровень сознания, противоречия будут только множиться.
см. "Похоронили ли марксизм" http://kabmir.com/novosti/pohoronili_li_praktiki_marksizm.html
Мы уже живем в глобальном, взаимозависимом мире, где каждый зависит от каждого и всех. Никакие попытки изменения общественных формаций не изменят этого глубинного свойства человека, если на уровень сознания не будет выведена из подсознания истинная природа человеческого Я.
Люди приспосабливаются к любому строю, достаточно быстро обучаются использовать его для своих нужд, которые растут и растут.... Вся череда сегодняшних кризисов и катаклизмов от этого свойства человека.
Как писал Владимир .Вернадский: «Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы». «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».
Это именно закон природы, который и нужно осознать. см. "Закон джунглей" - http://kabmir.com/nauka/zakon_dzhunglej.html
Алчность людей ( природно-инстинктивная - никто в самом деле не виноват в этом) находит любые лазейки то ли в репрессивно-диктаторских, то ли в либерально - демократических обществах, и все больше "тянут одеяло на себя, любимого".
"Жить хорошо" становится главным стимулом жизни все большего числа людей, без учета интересов "ближних" и "дальних", реальных возможностей окружающей среды. И это ведет, при любом устройстве общества, к кризису цивилизации, что мы сегодня и наблюдаем.
Посмотрите на Едином Мире интересную беседу: "Все наши проблемы из-за эгоизма" - http://kabmir.com/kruglyj_stol/vse_nashi_problemy_iz_za_egoizma.html
Думаю, понятней станет, что без современных международных образовательных программ не удасться построить сообщество людей, как единой семьи народов. Будущей Духовной цивилизации.
В отличие от так любимых Вами большевиков, Компартия Китая поняла суть проблемы и очень взвешенно (так пока кажется) начала переходить на развитие нормальной формации. Сегодня еще не ясно когда в Китае произойдут изменения в сторону демократизации, но это дело развития китайского общества.
Так что, Эдуард, взяли Вы на себя неблагодарный труд Мне кажется, что у Вас для этого были другие, невысказанные причины, а не забота о развитии России.
Теперь о втором. Да у меня есть "невысказанные причины", но это никак не связано с тем, что я , к примеру в свои 46 сижу на паперти с протянутой рукой. Нет, у меня есть свое дело, есть квартира, немецкий автомобиль, жена, сын, друзья, уважение. И мои "невысказанные причины" можно назвать одним словом - БЛАГОДАРНОСТЬ. Я благодарен "реальному социализму", что мои предки крестьяне и рабочие получили возможность стать тем, кем они стали - учителями, бухгалтерами, геологами.
Да, для спасения страны нужна твёрдая власть, ликвидация таких дерьмолибералистических свобод - от этого только выиграют люди. Нужно вернуться к Советам депутатов трудящихся. Советы же всё равно придут к идее коммунизма. Только это может ещё спасти страну.
Прочитайте второй раз внимательно, и вы увидете, что автор говорит о ДИКТАТУРЕ пролетариата.
Прочитайте третий раз внимательно, и вы поймете, что диктатура пролетариата в нашей стране - это и есть Советы депутатов трудящихся.
Простите, м.б. я Вас не совсем понял, но и я не говорил о диктатуре пролетариата, а только о принципиальном патриотическом подходе к управлению страной.