Российское ТВ всерьез разозлило немцев
На модерации
Отложенный
Прокуратуру Германии просят начать уголовное преследование корреспондента «Первого канала» в Берлине за «возбуждение межнациональной розни».
Прокуратура Германии рассматривает вопрос о начале уголовного преследования корреспондента российского «Первого канала» за «возбуждение межнациональной розни». Немцы, похоже, уже не видят другого способа обуздать российских журналистов, которые, по их мнению, занимаются пропагандой.
Масс-медиа в Германии с самого начала так называемого «украинского кризиса» обсуждали «бесстыдное вранье» и «беспардонность» отдельных материалов российской прессы. Однако рядовых немцев эта «кремлевская пропаганда», как ее обычно называют, не касалась, и в целом реакция на нее была достаточно вялой.
Первая косвенная попытка привлечь немецкую юстицию к борьбе с сомнительными действиями российских медиа была связана с судом по так называемому «делу хакера Хэлла». Это расследование взломов аккаунтов российских блогеров, в том числе Алексея Навального, которое вновь слушается немецким судом. Хакерские атаки, как полагает следствие, совершались с территории Германии, а краденные материалы впоследствии публиковались в российской прессе с целью скомпрометировать представителей российской оппозиции.
Как напоминает Deutsche Welle, в августе 2015 года после четырех судебных заседаний выходец из России, известный под псевдонимом «хакер Хэлл», проживающий в Германии с 1998 года, был признан виновным во взломе аккаунтов нескольких известных российских блогеров. Тогда его приговорили к 17 месяцам лишения свободы условно, 400 часам общественных работ, а также штрафу в 400 евро в пользу правозащитной организации Amnesty International. Однако он настаивает на своей невиновности и защита добилась обжалования приговора. 22 января в Бонне пройдет очередное заседание суда по этому делу.
В случае с так называемым «хакером Хэллом» речь идет исключительно о рассмотрении кражи персональных данных. Последующие действия российских СМИ находятся за пределами зоны ответственности немецкой юстиции. Новый же прецедент может оказаться гораздо серьезнее.
Немецкий адвокат Мартин Лютле обратился в прокуратуру Берлина с ходатайством о проверке законности вышедшего в эфир сюжета российского «Первого канала», автором которого выступил аккредитованный в Германии журналист этого СМИ Иван Благой. Речь в материале идет о предполагаемом изнасиловании в Берлине беженцами из арабских стран 13-летней русскоязычной девочки.
Впрочем, вопрос о том, было ли само изнасилование, факт которого ставит под сомнение берлинская полиция, но на чем настаивают, по данным российских журналистов, родственники девочки, немецкий адвокат в своем ходатайстве не затрагивает. Он пояснил корреспонденту РИА Новости, что «немецкая полиция сделала заявление по этому вопросу, но репортаж совершенно другой». В частности, в материале Ивана Благого показан митинг националистической Национал-демократической партии Германии (НДПГ), «так, как будто это демонстрация российских немцев – исключительно друзей, знакомых и родственников девочки», что искажает реальность. Кроме того, звучат и очень «жесткие обвинения в адрес берлинской полиции».
По словам Лютте, в качестве доказательств к ходатайству также прилагаются интервью, выложенные в российском и немецком сегментах видеохостинга YouTube, «пост на сайте Anonymous», а также текст в социальной сети Facebook «с призывами к российским немцам». Причем характер этих призывов, по мнению адвоката, как раз и позволяет говорить о разжигании межнациональной розни.
Как отмечает Лютле, этот текст был просмотрен более миллиона раз… Он получил 14500 лайков, был переопубликован 28 тысяч раз и почти 3473 раза прокомментирован «в ненавистническом тоне».
«Эти призывы противоправны. Мы не можем терпеть подобного. Мы находимся в правовом государстве и не будем с этим мириться», - возмущается немецкий адвокат. Немецкая пресса добавляет, что само появление репортажа в эфире российского «Первого канала» — это уже воздействие на немецкую аудиторию, поскольку российское телевидение, по данным Deutsche Welle, доступно не менее шести миллионам жителей Германии. Однако русскоязычные немецкие блогеры в соцсетях пишут, что если то, что случилось с девочкой пока не выяснено до конца, то действия российских тележурналистов действительно могут вызывать вопросы. Ходят даже слухи, что немецким полицейским предлагалась взятка за доступ к информации.
«Проблем с так называемыми беженцами у нас предостаточно, но мне кажется, что некоторые российские журналисты их специально представляют преувеличенно и искаженно», - так прокомментировал «Росбалту» этот медиа-скандал заместитель председателя сообщества российских немцев в партии Христианско-демократический союз (ХДС) Николаус Хауфлер. По его словам, «люди в ужасе пишут из России, боятся за нашу жизнь и безопасность». «Зачем им представляют нашу жизнь в Германии настолько невыносимой, я не знаю, - задается он вопросом, и добавляет, - Скажу только, что никто из моих знакомых пока отсюда из страха за безопасность семьи и детей не уезжал, и уезжать не планирует».
В любом случае, нынешний скандал — результат долгих размышлений в германском обществе. По словам немецкой журналистки Анны Садовниковой, «ступор длился очень долго, было несколько ток-шоу на тему материалов российских СМИ о Германии, были и попытки общаться с ними, например, с представителями телеканала Russia Today». В итоге, «немецкое общество, похоже, осознает, что может действовать против российских медиа точно такими же методами, которые приняты в самой России, например, используя статью «за разжигание межнациональной розни». Как отмечает Садовникова, «оказалось, что и в Германии есть ее полный аналог».
В то же время, немецкая журналистка подчеркивает, что происходящее крайне неприятно, как потому, что немецкая юстиция вынуждена использовать такие методы давления на российские медиа, «теряя лицо», так и потому, что такие действия вряд ли останутся без ответа. «Это приведет, скорее всего, к эскалации», - предупреждает Анна Садовникова.
И с ней вряд ли стоит спорить. Хотя бы потому, что история с русской девочкой до сих пор окончательно не прояснилась. Что гарантирует появление новых материалов в российских СМИ на эту тему.
Теперь главный вопрос для обсуждения — распространяется ли компетенция немецких органов юстиции на корреспондента «Первого канала», работающего в Берлине, на русскоязычные публикации в соцсетях, сделанные с территории Германии и на снятые там же репортажи зарубежных СМИ. Как сообщает автор ходатайства Мартин Лютле, произвести предварительное рассмотрение дела должен генеральный прокурор Берлина. После этого, собственно, и станет понятно, считает ли немецкая юстиция, что данный случай, а значит и так называемая «кремлевская пропаганда», хотя бы в части, касающейся Германии, находится в германской компетенции.
Иван Преображенский
Комментарии