Инфаркт по заказу. Экстремально-опасный туризм набирает обороты
Оказаться в центре торнадо, вступить в схватку с настоящей акулой и даже принять участие в операции по разминированию – вот далеко не полный список услуг, предоставляемых новомодными агентствами экстремального туризма. Россия не отстает от мирового тренда и тоже предлагает туристам Wild Russian trips. Ответственность за жизнь и здоровье клиент берет на себя…
Фермер из Аризоны Роберт Мартинес проиграл у себя на родине громкое судебное дело. Страстный любитель активного отдыха и всевозможных приключений обвинял известную американскую турфирму в «подлоге», «издевательстве над личностью» и даже «покушении на убийство». Дескать, сотрудники организации методично доводили его до сердечного приступа, не оказывая при этом никакой медицинской помощи, а после «чудесного самоспасения клиента» не удосужились перед ним даже извиниться. С точки зрения обывателя приговор судьи прозвучал не столько неожиданно, сколько кощунственно: во всех своих проблемах мистер Мартинес виноват сам, и именно он теперь должен покрыть юридические издержки и заплатить туристической компании более 40 тысяч долларов за «порчу её имиджа».
А всё начиналось банально. Когда-то в руки фермеру попался красочный буклет, рекламирующий «незабываемый отдых с элементами нервного потрясения». Авторы издания подчёркивали преимущества услуг турфирмы — клиент испытает на себе «ужас одиночества», «страх смерти» и даже «переход в мир иной». Решив в некотором роде испытать судьбу, Мартинес приобрёл полный пакет услуг пресловутой компании и отправился отдохнуть от повседневных проблем и забот в Перу. В самом сердце цивилизации майя — легендарном индейском лабиринте в окрестностях Уанкайо. Согласно условиям контракта, турист доставляется к входу в лабиринт, где он начинает своё «экстремальное путешествие», обеспечивается запасом пищи и воды на трое суток и, наконец, получает так называемую «тревожную рацию» — на случай, если, окончательно заблудившись, он по тем или иным причинам потребует срочной эвакуации.
Если бы только незадачливый фермер-турист знал, что выхода из лабиринта Уанкайо попросту не существует (финальный «коридор» каменного строения в сельве упирается в глухую стену с надписью «А теперь — идите обратно»), он наверняка бы не стал испытывать себя.
Однако факт остаётся фактом: проблуждав по тропам лабиринта в полнейшем одиночестве около недели, американец решился вызвать спасательный вертолёт. Но вот ведь незадача — аккумулятор в портативной рации окончательно разрядился и отправить просьбу о спасении не представлялось возможным. Кроме того, у любителя экстрима внезапно обострилась язва, началась лихорадка и поднялось артериальное давление. Из плена цивилизации майя бедолагу вызволили лишь через девять дней, когда «фирма-отправитель» выслала на поиски туриста вертолёты гражданской авиации Перу. По словам врачей, Мартинес перенёс микроинфаркт, находился в шоковом состоянии и не мог объективно воспринимать реальность; на лечение фермера-экстремала ушло около полугода.
Окончательно выздоровев, турист фермер открыл в Интернете новый блог, где, рассказав о своих злоключениях в лабиринте, фактически обвинил турфирму в издевательстве над личностью, бессердечии и равнодушии. «Никогда не пользуйтесь их услугами, — писал, в частности, Мартинес. — Это опасно для жизни. С начала с вас сдирают кругленькую сумму за сомнительного качества развлечения, а затем бросают в буквальном смысле на произвол судьбы. Выживите вы или нет – всё зависит исключительно от вас». Более того, разгневанный путешественник подал на «обидчиков» в суд, требуя компенсировать не только общую стоимость лечения, но и так называемый «моральный ущерб».
Впрочем, у суда на этот счёт было собственное мнение. Удовлетворив встречный иск турфирмы, служители Фемиды создали определённый прецедент: отныне недовольные качеством предоставленных услуг клиенты, испытавшие на себе «все прелести экстрима», не смогут рассчитывать на возвращение своих денег.
«В контракте чётко написано о том, что вся ответственность за любые побочные эффекты, будь то инфаркт, инсульт или даже смерть в результате оных лежит исключительно на заказчике, — подчеркнул адвокат стороны-ответчика. — Мы лишь предоставляем экстремалам то, чего им не хватает в обычной жизни. А этот судебный процесс только добавит популярности рынку системы экзотического туризма».
С последним заявлением трудно не согласиться. Но даже и без этой относительно резонансной «американской шумихи» интерес к экстрим-отдыху во всём мире растёт. Практически ежедневно в разных уголках земного шара открываются десятки структур, готовых отправить состоятельного клиента туда, куда нормальный человек по вполне понятным причинам не отправится никогда. Тысячи постов в Сети рассказывают обывателю обо всех преимуществах «суперактивного отдыха, сопряженного с непосредственной опасностью».
«В прошлом году мы с другом купили «тур чистилища» — путешествие в Теневые пещеры Зимбабве, — пишет немецкий пользователь под красноречивым псевдонимом Выживший (в данном случае — избежавший гибели. — Авт.). — Одно неосторожное движение в пещере — и вас может атаковать целая армия опаснейших летучих мышей, спасения от которых не существует. Но и это ещё не всё: на карликовых деревьях путник наверняка не заметит гнёзда диких африканских пчёл. Если такое гнездо зацепить, шансы на выживание равны нулю. Нам повезло, мы вернулись в добром здравии, но нервы и впрямь пощекотали. До сих пор снятся кошмары. Впечатления стоили тех 10 тысяч долларов, которые мы потратили на организацию экстрим-тура».
Впрочем, путешествие в зимбабвийские пещеры — далеко не самый радикальный вид экзотического отдыха. Так, например, знаменитое агентство ETT (США) предлагает покупателю «экстремального пакета» побывать если не в самом центре торнадо, то по крайней мере оказаться в непосредственной близости от него. Шести- или десятидневная охота за стихийным погодным явлением предусматривает проникновение в самые опасные регионы потенциального возникновения торнадо в штатах Канзас и Оклахома. Специалисты компании располагают самой детальной информацией метеорологов на ближайшие к моменту заказа тура три недели, а профессиональные гиды расскажут о том, как правильно себя вести в том случае, если турист попадёт в «воронку». Естественно, никаких гарантий безопасности компания-отправитель не даёт, и, приобретая пакет услуг (средняя стоимость составляет 3 тысячи долларов), клиент автоматически соглашается с этим основным условием.
«Несчастных случаев у нас пока не бывало, — смеётся гид, известный «охотник за торнадо» Дейв Холдер.
— Но ведь никогда точно не знаешь, как поведёт себя природа в следующий раз. Вот это и есть тот самый эффект неожиданности, который заставляет человека хотя бы в некотором роде почувствовать себя героем сказки «Мудрец из страны Оз». Романтика переплетается с чувством страха. Что может быть интереснее?»
Не менее «интересные» приключения гарантирует и южноафриканская компания Unreal Dive. Она, как региональный лидер на рынке услуг top danger, предлагает за две тысячи долларов США потенциальным клиентам экстремальное погружение в воды Атлантического океана у берегов ЮАР и Намибии. Экстрим заключается в том, что любитель острых ощущений попадает в район, буквально кишащий акулами. Из всех средств защиты у решившего испытать судьбу — лишь узкий металлический каркас, не позволяющий хищнику растерзать экстремала. С другой стороны, ныряльщик не может вытянуть руку или ногу — акула моментально их откусит.
«Стоишь, словно оловянный солдатик, — делится впечатлениями один из клиентов компании, британский турист Найджел Осборн. — Подплывающая акула швыряет каркас из стороны в сторону, и с каждым её новым нападением становится всё страшнее. Говорят, многие не выдерживают и пяти минут, после чего подают сигнал SOS. Я продержался минут пятнадцать, и впечатлений от этих пятнадцати минут мне хватит на всю оставшуюся жизнь». Следует особенно отметить, что в рекламном буклете Unreal Dive весьма недвусмысленно заявлено: «После нашей экстремальной программы вы пожалеете, что не умерли ещё в самолёте по пути к месту отдыха».
А гватемальская компания «Отупак» несколько лет назад пошла гораздо дальше. Поговаривают, что кроме обычных ознакомительных и культурных туров по странам Центральной Америки её агенты предлагали так называемое поствоенное путешествие. Его суть заключалась в том, что турист в сопровождении одного-единственного гида попадал в регион, где когда-то велись боевые и партизанские действия. Например, в Никарагуа, Сальвадоре и Гренаде экстремал мог поучаствовать в очистке конкретно заданного района джунглей от мин, провести ночь в импровизированном лагере повстанцев, и, наконец, получить урок выживания в поединке с хищниками. Общий пакет экстрима оценивался в 3—5 тысяч долларов.
Проект был временно приостановлен после гибели двух экстремалов, подорвавшихся на старом снаряде. Однако, несмотря ни на что, целый ряд туроператоров и агентов намерены отстоять свои лицензии на подобные «супертуры» — число желающих отправиться «по тропам войны навстречу адреналину» крайне высоко.
«В этом нет ничего удивительного, — констатировал американский психолог, автор книги «Опасность — второе имя» Дэвид Блечман. — Резкое развитие городов, новейшие технологии и стремительный рост темпа жизни вызывают у обывателя логичное желание «выпустить пар» и хотя бы на некоторое время абстрагироваться от рутины. Скажем, простой клерк ежедневно проводит в своём офисе не менее восьми часов. Круг его общения — коллеги, место общения ограничено кабинетом или перегородками компьютерных столиков, выходные приходится посвящать дополнительной проверке отчётов, а в лучшем случае уделить малую толику внимания семье. И здесь свою нишу занимает экстремальный туризм. Иными словами, если клиент хочет испытать свои нервы на прочность, почему бы не пойти навстречу этому желанию? Всё остальное уже зависит от толщины кошелька туриста и, конечно, от его физической выдержки. Иначе выходит парадокс: полученный инфаркт был заранее оплачен».
Любопытно, что в последнее время наряду с американскими, немецкими, австралийскими и японскими любителями острых ощущений, услугами «экстрим-турагентств» стали активно пользоваться россияне. И если раньше большинство наших сограждан испытывали себя на прочность, занимаясь рафтингом или покоряя труднодоступные горные вершины, то сейчас предпочтение отдаётся именно смертельно опасному туризму.
В отличие от своих западных коллег российские агенты туристических компаний не предлагают клиентам отдых, так или иначе связанный с непосредственной опасностью для жизни. Впрочем, пакет услуг, характеризуемый нашими специалистами как «экстремальное путешествие», не менее популярен, чем, скажем, африканское сафари или австралийские гонки по пустыне. В зависимости от интересов и предпочтений клиент может выбрать либо сплав по Енисею, либо восхождение на Алатау, либо даже катание на оленьих упряжках в тундре.
Большим спросом как у россиян, так и у иностранцев пользуется так называемый медвежий экстрим — поход в глухую тайгу к берлогам бурого медведя. Потенциального охотника снабжают ружьём и провизией, после чего он, естественно в сопровождении егеря, отправляется «на поиски новых ощущений». Любопытно, что все отзывы о «медвежьем экстриме» самые восторженные: «Получил настоящее удовольствие, — говорится, в частности, на одном из форумов. — После душного офиса проблуждать несколько дней в тайге, на свежем воздухе, среди речушек, поспать в палатке, посидеть у костра — что может быть лучше? Однажды даже видел медведя. Правда, издалека, и пришлось ретироваться, но это поистине незабываемо».
Как бы то ни было, а большинство российских туроператоров экстрима работают по формуле «испытай себя». Так, например, известная московская фирма «Эктив турс» среди прочего предлагает пеший поход в Хибинские горы (Кольский полуостров). Экстремальный тур стоимостью 9900 рублей рассчитан на людей с определёнными физическими навыками: недельное путешествие, включающее в себя прохождение по самой длинной долине региона, ночлег в полевых условиях и спуски в опасное ущелье Аку-Аку требует исключительной выносливости. Именно поэтому услуга доступна лишь путешественникам, начиная с 18 лет. Лицам, нуждающимся в лечении или постоянном врачебном наблюдении, участвовать в туре не рекомендуется вовсе, предупреждает рекламный проспект.
Горный отдых, сопряжённый с экстримом (на выбор от рафтинга до горнолыжных спусков и сафари на снегоходах), гарантирует и туристическая компания «Алтай-тур» (Барнаул). По словам её постоянных клиентов, «экстрим-пакет», предлагаемый агентами, предусматривает «самое настоящее щекотание нервов» — от покорения труднодоступных вершин Алтая на лыжах (!) до подлёдной рыбалки в самых безлюдных горных регионах. Протяженные и сложные маршруты предполагают преодоление препятствий по пути следования группы, ночевку в самостоятельно разбитом лагере, поиск дров для приготовления пищи на костре в условиях сурового климата (минусовая температура воздуха, снегопады, сильный ветер). Лыжные походы высокого уровня сложности также требуют опыта, физической и моральной подготовки участников.
Комментарии