А что мы можем сделать?
Довелось услышать фразу, которая бьет в качестве маркера сегодняшней белорусской идентичности легендарную «вы же сами понимаете». Фраза обнаружилась случайно, в утреннем автобусе на Вильнюс. В Ошмянах в бус вошло на два человека больше, чем было продано билетов. И все хором начали возмущаться.
Водитель предположил, что «он сказал по телефону, что свободных мест 5, а они, видимо, продали 7». Новые пассажиры запричитали, что им нужно ехать, а сесть негде. Прибежавшая кассирша стала жаловаться, мол все это из-за какого-то сайта, который продает билеты, но которых не видно в системе. Сидевшие первоначально пассажиры стали требовать: давайте уже трогаться в Вильнюс— горят авиабилеты.
Безвыходная ситуация: автобус не может тронуться с места, пока в салоне стоят люди, это запрещено какой-то там пограничной инструкцией. И когда все осознают, наконец, трагизм ситуации, каждая сторона этой патовой партии начинает повторять одно и то же.
Дословно: «А что мы можем сделать»? Кассирша: «А что я могу сделать, столько билетов продалось»! Новые пассажиры: «А что мы можем сделать? Мы эти билеты приобрели легально»! Водитель: «А что я могу сделать? Я не могу тронуться, пока кто-нибудь не выйдет»!
В недрах салона рождается идея: давайте высадим тех, кто стоит! Несправедливо, но что поделаешь? Одна из тех, кто стоит, оказывается весьма боевой бабулей, готовой за право ехать в Вильнюс биться до последнего.
«Я была первой в очереди! — доказывает она. — Мой билет раньше остальных приобретен! Пусть высаживаются те, которые приобретали последними!» Запахло судом Линча.
«Вызывайте милицию! — требуют в салоне. — У меня самолет через две часа!» Наконец, выясняется, что последние по времени билеты приобрела молодая женщина с ребенком, ее высаживать ка-то неприлично. Всем ее жалко. Предложение «вызывайте милицию!» начинает звучать чаще. Пусть милиция поработает.
И вот одна фигура в салоне поднимается. И уступает место женщине. Та садится. И берет ребенка на колени. И автобус начинает наконец трогаться.
А фигура садится на ступени микроавтобуса — ее, видно, настолько утомила разборка, что человек не против, даже если его высадят на границе. Более того, последний ряд, пораженный благородством молодого человека, уплотняется и предлагает фигуре подсесть. Проблема решена. Без милиции. Оказывается, что-то сделать было можно.
В отличие от «вы же сами понимаете», «а что мы можем сделать?» — лозунг не новый.
«Что мы можем сделать?» — твердила меж собою белорусская шляхта, когда под угрозой агрессии с востока соглашалась в 1569 году на Люблинскую унию, с подписания которой фактически начался постепенный упадок ВКЛ.
«Что мы можем сделать?» — вопрошали депутаты Сейма в 1772-м, когда Австрия, Пруссия и Россия отхватывали от Речи Посполитой в ходе первого раздела.
«Что мы можем сделать?» — заламывали руки белорусы, когда после разгрома восстания Костюшко земля наша в 1795-м отходила другой стране.
«А что же мы можем сделать? Их так мало!» — вздыхали белорусские крестьяне, когда в 1863-м их пытался защитить Кастусь Калиновский. В результате сдавали повстанцев свои же, белорусы, вовремя проявившие бдительность и «обратившиеся в милицию».
История БНР, создание БССР, 70 лет советской власти, свернутое в 1994-м Возрождение — всё это сплошное «а что мы можем сделать»?
В этой фразе каждое слово имеет значение.
Обратим внимание на это обескровленное «мы», противостоящее всесильным «им», с которыми — фатум, за которых — судьба, и ею предопределено нас растоптать. «Мы» — это всегда беззащитная, но хорошая сторона противостояния. Не приспособленная к сопротивлению, виктимная и уже готовая к поражению. «А что мы можем сделать?» — вопрошают власти, обращаясь к снегу. «А что мы можем сделать?» — вопрошают получатели хамской смски, которая под предлогом лаконизма подменяет вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо» абсолютно равновесным по количеству знаков чугунным «убедительная просьба». «А что мы можем сделать?» — пожимают плечами предприниматели, здоровенные верзилы, привычные торговать на морозе, те самые предприниматели, которым суждено исчезнуть как классу, как исчезла Речь Посполитая после третьего раздела.
Обратим внимание на это растерянное «а что…», вслед за которым звучит мнение, что нужно, наверное, вызвать милицию (ведь милиция — это и есть «они»! Те, кто знают, что именно делать). Порадуемся этому вопросительному знаку в конце. Когда русские говорят: «Так… Что мы можем сделать», здесь совсем другой контекст, здесь готовность перейти в наступление, в атаку, здесь восстановление плана, а не озадаченное мямленье. Когда англичане спрашивают «what can we do?», в их вопросе нет риторичности, сплошной прагматизм. Вот это мы можем сделать, а это — нет. У нас же сразу, на старте — примирение с судьбой, фатумом, третьим разделом. Герои, которые попытались что-то сделать, идут на виселицу. И пишут прощальные слова Марыське своей чернобровой. А всякая посредственность, которая настолько «не может ничего сделать», что именно этим своим неделанием и обеспечивает петлю для героя, остается ошеломлена моргать глазами.
И знаете ли, для меня белорусы — это именно те, считанные, которые «не понимали» и не заламывали руки, «не зная, что делать». Это Его Величество Стефан Баторий, благодаря которому открылся Виленский университет, а не его Светлость Николай Долгоруков, который «ничего не смог сделать» для того, чтобы этот университет не закрыли в 1832-м. Костюшко. Калиновский. БНРовцы.
Что-то сделать можно всегда.
Следует попросту больше думать и меньше бояться.
Виктор Мартинович
Комментарии
Это тогда когда белорусы понимали, что нечего рисковать своей жизнью за то, чтобы оставить своими господами польскую шляхту вместо российской. Хрен редьки не слаще.
А вот когда почувствовали, что будет хуже, то показали какие они не приспособленные к сопротивлению (1941-1944гг партизаны, подпольщики). Так что нечего всех на свой аршин мерить.
Пора и нам забыть об этом искусственном национальном разделении, ОБЪЕДИНИТЬСЯ и СКИНУТЬ АНТИНАРОДНУЮ ВЛАСТЬ!
И ВОЗРОДИТЬ ВЕЛИКИЙ СОЮЗ!
Надо ПРИДУМЫВАТЬ.
Но я считаю, что:
- необходимо объединяться образованным, грамотным, активным гражданам,
- создавать свои партии и движения,
- выдвигать власти свои требования,
- требовать честных выборов, т.е. голосования должны быть электронные (по паспортным данным), например..
А иначе мы, простой народ, скоро все просто сдохнем...
Комментарий удален модератором
Напомню Великие слова:
"Не важно как голосуют, важно как считают"! А вот это "считают" всегда в наших пенатах будет у того, кто успел "залезть наверх, чтобы плюнуть вниз"!
И народ не сдохнет, вернее сдохнут не все. Естественный отбор, Социальный Дарвинизм.По крайней мере на это наши власти сильно рассчитывают!
Опыта в этом у России предостаточно...
Русский долго запрягает, зато потом летит напропалую и давит эту власть..
Комментарий удален модератором
Что Беларусь, что другие страны, из бывших, все так и не стали правовыми государствами,наследие негативом одинаковое у нас.
Белорусам по направлению автора только и светит что бы повторить судьбу Украины.
Так жалобно про судьбу Калиновского, но зато молчок а почему белорусы его предали.
Для особливо ленивых автор даже ответ разжевал, и по ртам вот раздает, мол а что вы еще можете сделать, как только проглотить.
Внук мельника. кстати большого антисоветчика....
Я конечно всяко могу понять, я живу на севере, где за слова нужно отвечать.
У нас, за ваши комменты, даже на толчок в западло зайти после вас.
А здесь с вами еще и целоваться будут.
Так что в ЧС, к остальным западло.... и к словам пжлста внимательнее на будущее.
вы других, меня не уважать можете, но в себе то человека то хоть уважьте.
Комментарий удален модератором
В 1919 году даже была Литовско-белорусская ССР со столицей Вильно.
Насколько я помню,- "Восточников и Советок" белорусы сами вешали в том же Бресте ещё немцы не успели в город войти! Прямо на деревьях в центре города! А потом во время оккупации всех не успевших убежать (включая жён и детей Красных командиров)выдавали CD,как говорится: "оптом и в розницу". Вы об этом конечно не знаете...,а то что т.н. "Силы самообороны"(полицаи) в Белоруссии составляли более 200 тыс. человек, больше чем всех партизан с семьями вместе взятых, Вы тоже не знали?
Избирательное знание истории у Вас. Вы конечно про бандеровцев и Хатынь в курсе, а про остальное можно и не знать!
Комментарий удален модератором
Чем белоруссы сегодня и занимаются.
Все довольны, все смеются...
Там где нет майдаунов, вежливые да еще и зелёные не появляются. Это доказано британскими учеными.
Тогда приведу Вам пример:
За 20 лет правления " Самого Пророссийского Президента" число этнических Русских в Белоруссии сократилось с 1,34 млн в 1992 г до 730 тыс в 2014, практически вдвое. Это данные переписей населения и Национального Статистического комитета РБ.
Что скажете,- почему до сих пор Россия молчит, не вмешается, не поднимет это вопрос, который в Белоруссии- "фигура умолчания"?
Кстати, когда в Туркмении унижали, вытесняли Русских ,"создавали условия" для того чтобы уехали, даже паспорта не выдавали...при "Туркменбаши", большинство из которых тогда вынуждены были уехать " в никуда", их ведь даже в России беженцами не признали... ГДЕ ТОГДА БЫЛА РОССИЯ?
Вы уполномочены ответить на такой вопрос?
1. Людям, развалившим СССР судьба русских в республиках была пофиг, они были заняты приватизацией. Но все кто очень хотели, уехали.
2. Россия считает своими только свои территории. На других территориях она ничего не делает. Только в рамках заключенных с соседями договоров.
Я ошибаюсь?
А вот насчёт разваливших СССР вы зря,- наш Лукашенко все 20 лет только и желает его восстановить... под своим руководством конечно!
Дороги во дворах отремонтировали, деревья и цветочки сажаются. Не шикарно, но и не заброшено.
Мне проще- у меня своя хибара. Сам ремонтирую: вот подпорки под крышу поставил, чтобы совсем не завалилась, а забор -плетень сделал. Правда газ дорого стоит и электричество в нашем суперсоциальном государстве с НГ на 20% вверх!
Объясняю в 1001 раз:
В Киеве произошёл националистический переворот, Крым провел референдум вернуться в Россию и обратился с просьбой включить в состав РФ. Россия приняла. Все это уже азбучные истины, а вы все слюной брыжжете. И Абхазия, и ЮО уже давно не Грузия. Также и Крым больше не Украина. Выгнать из русского города Севастополя российский флот и пустить туда американцев вам не удалось. Утритесь. Теперь так и будет, как бы вы ни бесновались. Аминь!
Дама, вы в курсе, что страна после переворота это уже иной субъект международного права, и строго говоря после этого старые договоры уже недействительны. В 1991 Украина провозглашала себя нейтральной страной.
Вышли на майдан тысячи боевиков (а в стране меж проч 40 млн населения) и установили свой нацистский режимчик, и давай орать о поголовной украинизации всей страны (где 20% этнического русского населения)... Потом правда спохватились, и на словах отъехали, но слово уже сказано, и кому надо, услышано... Так что не фиг валить с больной головы на здоровую.
Создали дураки на свою голову братскую лоскутную республику... На фиг такие братаны, лучше сиротой. Вы жадные, еще и безмозглые. Еще и возомнили о себе невесть что. Все наконец вздохнут, когда Украина распадётся и по кускам вернётся к близлежащим соседям.
Такова реальность!
-----------
Они называли себя "русскими".
много крупных лесных массивов
-----------------------------
Основные - Беловежская и Налибокские пущи. Полоцкий лесной массив.
К тому же партизаны действовали в основном до линии Витебск-Могилёв-Гомель... далее была зона ответственности Вермахта, т.е. Фронтовая зона и там сильно не забалуешь. Моментом снимут полк или даже дивизию с резерва фронта и всё подчистую прочешут!
Такой же миф и о. т.н. "Брянских партизанах"- это были армейские группы в тылу, которые действовали в рамках определённых операций и потом уходили либо на запад в леса либо снова за линию фронта. На постоянной основе там никаких баз не было- жили втихаря в деревнях как мирные люди, а иногда выходили на диверсии.
Леса в Белоруссии есть и большие.. Юго-Восточнее Бреста лесной массив с огромными болотами, там кстати шёл Ковпак, вернее часть его отрядов. Там действовали и "бандеровцы", воевавшие и с немцами и с большевиками. Там были и представители Польского АК, то же самое было в Беловежско-Налибокском лесном массиве(пару сот километров).