У еврокомиссаров не поднялась рука на Польшу

Брюссель так и не принял в отношении Варшавы никаких карательных мер, которыми грозил ей всего неделю назад, ограничившись безобидной процедурой «мониторинга».

Впрочем, Евросоюз еще может лишить поляков дотаций на десятки миллиардов евро. Но эксперты не исключают, что новая стратегия Варшавы заключается в том, чтобы на конфликте с Западом выиграть гораздо большие суммы.

Еврокомиссия (ЕК) пока не стала накладывать санкции на Польшу в связи с законами о конституционном суде и СМИ, но все же пригрозила на время лишить ее права голоса в Совете Евросоюза, сообщил в пятницу глава ЕК Жан-Клод Юнкер.

«Шагов по применению санкций против страны не будет. Возможна приостановка права голоса в Совете», – сказал он. По словам Юнкера, он не хочет драматизировать ситуацию, но при этом призывает Варшаву отнестись к ней серьезно. «Я не хочу, чтобы у польского народа было впечатление, что весь ЕС восстает против Польши», – цитировал его ТАСС.

Ранее ЕК решила запустить процедуру мониторинга ситуации в Польше вокруг закона о конституционном суде. По словам первого заместителя Юнкера Франса Тиммерманса, Еврокомиссия идет на этот шаг в связи с тем, что «обязывающие решения конституционного суда на настоящий момент не выполняются, что я считаю серьезным вопросом».

«Цель этой процедуры – прояснить факты объективно, оценить ситуацию глубже и начать диалог с польскими властями, не предрешая никаких возможных дальнейших решений. Задачей является предупреждение любой ситуации, когда верховенство права может оказаться под вопросом», – сказал он. Также Юнкер отверг предсказания о скором развале Евросоюза. «У меня нет больших иллюзий на предстоящий год. Все будет сложно. Но я не намерен сдаваться. Я отклоняю идею о том, что это начало конца», – сказал Юнкер.

Напомним, что на прошлой неделе представители правящего в Германии блока Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) пригрозили санкциями Варшаве в ответ на недавно принятые законы о СМИ и о конституционном суде. Как писала газета ВЗГЛЯД, немецкий еврокомиссар Гюнтер Эттингер пригрозил поставить Варшаву под «надзор», а глава Европарламента Мартин Шульц обвинил новые власти Польши в «путинизации».

Две линии раскола – Север и Юг, Запад и Восток

Лидер польской партии «Смена», бывший депутат сейма Матеуш Пискорский напомнил, что еще неделю назад некоторые представители Еврокомиссии выступали с критикой в адрес Варшавы, в том числе и заместитель Юнкера голландец Тиммерман.

«Впрочем, среди них не было самого Юнкера, который прекрасно понимает, что у Брюсселя на самом деле нет никаких рычагов давления на Польшу, и все закончится процедурой «мониторинга стандартов правового государства», – сказал Пискорский газете ВЗГЛЯД. По итогам этого мониторинга потом Еврокомиссия может выслушать доклад, после чего она даст свои рекомендации Варшаве, но не более того. Варшава может к ним и не прислушиваться, наказать ее все равно невозможно без консенсуса всех остальных членов Евросоюза». Так гласит 7-я статья Лиссабонского договора.

 «Мы пока лишь предполагаем, мы не знаем новой реальной стратегии Варшавы, но нельзя исключить, что взятие под контроль конституционного суда можно расценивать как восстановление суверенитета польского государства, – предположил политолог. – Новое правительство заявило, что КС должен подчиняться самому государству. Но давайте вспомним, что польская экономика была радикально приватизирована внешними контрагентами, самим полякам там принадлежит не так много. Это может означать начало возвращения под контроль экономических активов в Польше. Где тут баланс? Можно потерять субсидии для фермеров, но выиграть гораздо больше, если двигаться последовательно».

Напомним, в начале января президент Польши Анджей Дуда подписал поправки к закону о СМИ, согласно которым правительство получает право назначать руководство государственной телекомпании TVP и Польского радио – «до внедрения новой организации государственных СМИ». Кроме того, глава минфина Польши сможет изменить уставы государственных СМИ, чтобы они соответствовали предполагаемой поправке.

Кроме того, в конце декабря Дуда утвердил поправки к закону о конституционном суде, согласно которым суд расширяется с девяти до 15 судей, а для утверждения решений потребуется согласие двух третей состава, а не обычного большинства, как ранее. Как предполагает польская оппозиция, суд де-факто теряет возможность отменять решения президента и правительства. Оба закона вызвали ожесточенные споры в самой Польше и спровоцировали критику с Запада Евросоюза, который утверждает, что они нарушают принципы правового государства.