Омбудсмен-вегетарианец

Меня умилило высказывание уполномоченного по правам человека Владимира Лукина о том, что руководство МВД должно извиниться перед задержанными на Триумфальной площади в Москве. А заявление о том, что глубоко потрясенный защитник вольностей и прав не подпишет договор о сотрудничестве с министерством до тех пор, пока извинения не будут принесены, рассмешило до колик в животе. От всего этого веет надушенными дамскими платочками из романов про благородных аристократов и доблестных мушкетеров

По-моему, уважающий себя омбудсмен уважающего конституцию народа должен добиваться не извинений от руководства милиции, после того, что произошло на Триумфальной площади, а его отставки.

А что касается договора…Чего-то я по темноте своей не понимаю. Какой договор может быть у волка с зайцами? Что такое сотрудничество уполномоченного по правам человека с руководством МВД, ФСБ, Прокуратуры? Может быть и с авторитетами уголовного мира подписать хартию о взаимодействии? Омбудсмен для того и поставлен наблюдать за сильными мира сего, чтобы те не слишком шалили. Все сотрудничество ограничивается выявлением: был нарушен закон или не был. Если права человека унижены, омбудсмен должен открыто об этом заявить и добиваться восстановления законности и наказания виновного. Кем бы он ни был.

Порадовало намерение Лукина представить руководству страны предложения по "нормализации ситуации с проведением митингов". Об этом он заявил, комментируя разгон акции в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний. "В российском законодательстве нет слов "санкционированный", "несанкционированный", и все разговоры о санкциях носят лирическо-субъективный характер", – сказал Лукин представителям СМИ.


Интеллигентный уполномоченный подыскивает деликатные обороты для обозначения хамства и беззакония. Все, что с благословения Кремля творится местными властями в отношении митингующих и пикетирующих в последние десять лет – это сплошная череда нарушений закона и Конституции. Надо признать: в нашей стране не действует норма Конституции, которая позволяет гражданам собираться в мирной форме и высказывать свое отношение к любым событиями жизни. Вот о чем надо говорить. Также как и о том, что у граждан давно отнято право свободно избирать выборных чиновников и быть избранными.

Но если этого нет, если об этом не говорить – кого и что защищает омбудсмен?

Уполномоченный по правам человека в России скрючен в неудобной позе: он вынужден охранять права граждан, примеряясь к законам, которые с момента их принятия уже ограничивают права и свободы. Поле деятельности уполномоченного превращается в подмостки кукольного театра. В ежегодных отчетах уполномоченный давит скорбной статистикой о многочисленных нарушениях прав человека в стране. А где борьба? И если полноценная бескомпромиссная борьба за права человека в официальном статусе омбудсмена невозможна в нынешних условиях, имеет ли смысл цепляться за ее имитацию и подменять не исполняющие свои функции правоохранительные структуры большой общественной приемной уполномоченного по правам человека?