А город подумал - учения идут... В память о неизвестных героях.
На модерации
Отложенный
То, о чем я сейчас напишу, произошло на моих глазах, примерно в 1962-63 годах. Мне было лет 14, и жил я тогда в городе Карши, в Узбекистане.
В городе дислоцировалась авиационная дивизия, вернее, она дислоцировалась рядом с городом, в 12 километрах, на аэродроме Ханабад, но летчики и техники жили в основном в городе, в «Военном городке».
Интересна история появления этого аэродрома, как и самого Военного городка. Во время войны в Карши было передислоцировано Рязанское военное училище штурманов, которым на тот момент руководил Александр Васильевич Беляков – тот самый Беляков, который был штурманом у Чкалова во время его знаменитых перелетов, в том числе и через Северный полюс. Для полетов тогда использовали площадку вблизи станции Карши, одновременно подобрали площадку и стали строить аэродром в 12 километрах от города, в районе совхоза Ханабад.
Летом 1942 года выяснилось, что Средняя Азия – не подходящее место для тренировочных полетов существовавших на тот момент самолетов дальней авиации, так как летом дневные полеты там невозможны, да и ночные в определенный момент – тоже : слишком жарко, моторы на взлете перегревались, для предотвращения пригорания колец в поршнях приходилось заливать в двигатели касторовое масло, а в некоторые летние дни полеты были невозможны совершенно, поэтому весной 1943 года школу передислоцировали в Троицк Челябинской области.
Но созданные ею два аэродрома не остались без работы – ближний аэродром, находившийся в двух километрах от станции, стал гражданским, а на аэродроме Ханабад в 50е годы была создана крупнейшая на тот момент на юге СССР авиабаза Ханабад. На ней, по некоторым слухам, до ухода в отряд космонавтов, служил Герман Титов…
Естественно, полеты на таком обьекте совершались постоянно, чуть не круглосуточно. На моих глазах изменялся парк машин – постепенно винтовые «ястребки» заменялись на реактивные МИГ-15, МИГ-17, затем появились сверхзвуковые машины.
О своем появлении они заявили громогласно – громоподбным звуком динамических ударов, возникавших при преодолении звукового барьера, причем, летали они довольно интенсивно, звуковой барьер преодолевали где то недалеко от города, и эти хлопки были обычным явлением.
В тот день, весной, я сидел на крыше своего дома, и наблюдал очередные полеты . Самолеты проходили над городом и уходили на север, где в районе станции Мубарек в степи был полигон, и возвращались обратным курсом чуть восточнее города, уходили на посадку в Ханабад.
Летали СУ-7Б. Мое внимание привлек не очень громкий хлопок, прозвучавший со стороны пары возращавшихся назад самолетов, летевших необычно медленно и низко. Решив, что это входит в их задание , я проводил их взглядом, и уже собрался отвести взгляд , как вдруго от одного из них что то отлетело (как я сейчас понимаю, летчик сбросил фонарь), он начал кренится на правый бок, и ушел вниз.
И через несколько секунд с того мета поднялся огненный столб взрыва.
Меня как ветром снесло с крыши – было понятно, что произощла катастрофа и самолет упал в городе. А приблизительно в том месте – детский интернат, напротив которого детский садик, а чуть дальше – педагогический институт с его общежитиями!
Что есть духу я понесся к этому месту , которое находилось примерно в километре – полутора от моего дома. Прибежав, увидел впечатляющее зрелище – посреди улицы, между зданиями интерната и детского садика зияла огромная воронка, из которой рвалось пламя. Сам самолет полностью ушел в землю. Вокруг , на почтительном удалении, уже стояли жители близлежащих домов. Обломки самолета разбросало на расстояние до 200 метров, но удивительно - никто не пострадал, здания не были разбиты , за исключением выбитых стекол – машина вошла в землю практически вертикально, и поэтому при взрыве осколки также ушли вверх, перелетели через здание и упали на пустыре за интернатом.
Почти одновременно подьехали городские пожарные, которые начали тушить пламя, потом приехали военные, оцепили все вокруг.
Внезапно к военным подбежала испуганная женщина, и стала что им обьяснять, спешно группа военных побежала за ней, за ними последовала санитарная машина. Оказалось, нашли пилота, вернее, его тело…
Уже после я узнал, что у самолета в полете начал отказывать двигатель, резко упала тяга. Летчик сообщил об этом на землю и получил команду катапультироваться – но он уже был на курсе к аэродрому, и находился над окраиной города, над жилыми районами. Катапультируйся он – самолет мог упасть на жилье. Поэтому он тянул до пустыря, до которого недотянул каких то метров 500, теряя высоту. Увидев, что до пустыря не дотянет, и если будет продолжать – упадет на 4х этажное здание, направил самолет на середину широкой улицы - и катапультировался.
Парашют раскрылся и спокойно опустил на землю, в один из дворов, тело пилота – он покинул самолет на высоте не более десяти метров и погиб, ударившись при катапультировании о провода высоковольтной линии, ниже которых уже находился. Не будь этой линии, возможно, он остался бы жив…
Я не помню имени летчика, помню только его фамилию и звание – капитан Казаков. Четырехэтажное здание, в которое он побоялся врезаться, было детской школой интернатом, в котором жило и училось почти две сотни детей, и он спас им жизни.
Капитан Казаков был похоронен на железнодорожном кладбище вблизи городского аэродрома в городе Карши, его именем названа улица вблизи места падения самолета.
Я пытался найти сведения о его подвиге в Интернете, однако – не обнаружил. Если кому то что то известно поэтому поводу, прошу сообщить мне.
Нельзя забывать героев – даже если их подвиг был совершен давно, в стране, которой уже нет.
Комментарии