Они будут просто резать расходы

Когда я в 2009 году только стал депутатом екатеринбуржской Гордумы, на одном из первых заседаний я столкнулся с секвестром городского бюджета. Кризис наложился на решение областных властей об уменьшении норматива зачислений НДФЛ в городской бюджет с 40% до 30%. Городские власти тогда восприняли это как трагедию: собираемый в городе НДФЛ был главным источником пополнения муниципальной казны, и снижение сборов на четверть вынуждало резать почти все долгосрочные муниципальные инвестиционные программы.

С тех пор прошло много лет, и сейчас Екатеринбург получает только 18% от НДФЛ, собираемого в городе; 82% попадает в областной бюджет. Тогдашние 30%, казавшиеся трагедией, теперь были бы восприняты как манна небесная. Но те времена безвозвратно ушли.

Такая ситуация не является чем-то специальным; во всей стране местное самоуправление лишено денег на реализацию любых долгосрочных программ, а реакция региональных властей на финансовые трудности заключается в том, чтобы выпотрошить и без того пустые карманы муниципалитетов в поисках спасательных кругов. Вот я сейчас лечу в Новосибирск, там городские власти долго держались, но в бюджете 2016 года норматив зачисления НДФЛ тоже снижен с 40% до 30%, это не меньше 3 млрд рублей выпадающих доходов, и можно забыть про все большие проекты типа строительства метро и нового моста через Обь.

Правительство РФ уже сейчас рассматривает секвестр всего-то месяц назад утвержденного федерального бюджета, следом посыпятся региональные бюджеты, и снова они полезут за деньгами в бюджеты муниципальные (больше-то ничего не остается).

Муниципалитеты в России — самые бесправные, у них способов защиты нет. Они будут просто резать расходы.

Какие у них расходы? 60-70% — это зарплаты и коммуналка по всем муниципальным учреждениям. С этим сделать ничего нельзя; нельзя оставить учителей без зарплаты (особенно в предвыборный год), а садики без тепла. Остальные расходы — это всякие стройки и ремонты; ну, от строек за последние годы остались рожки да ножки, так что ремонты и эксплуатационные расходы на всяких муниципальных сетях (дороги, городской транспорт, водоканал). Вот их и будут резать.

Следовательно, надо ждать к концу 2016 года массового банкротства мелких строительных и ремонтных подрядных организаций, а к 2017 году серьезного роста аварийности на всевозможных объектах коммунальной инфраструктуры.

Все эти малые подрядные предприятия — они же абсолютно в заложниках. Доля государства в экономике выросла за путинские годы с 30-40% до 70-80%, так или иначе они все работают почти целиком на государство (в лице муниципалитетов, регионов, госкомпаний). Те постепенно начинают задерживать платежи (когда был в Екатеринбурге в начале января, все знакомые предприниматели на это жаловались), а деваться-то подрядчикам некуда. При альтернативе "отказаться от работы с государственным заказчиком" или "сидеть и ждать, пока хоть что-то заплатят" все они вынужденно выбирают вторую опцию. Заказчики тоже это знают, и будут пользоваться. Чтобы как-то перетерпеть — авось, нефть подорожает...