Жизнь сельская, огородно-подзаборная...

Приехав первый раз на всё лето в деревню, я задался вопросом: «А может ли огород прокормить сельского жителя?». Поинтересовался у своего соседа Валеры, почему его огород заброшен уже много лет. Помню, что десять лет тому назад, когда я купил здесь половину дома, у него в огороде были какие-то грядки. Получил в ответ: «А зачем?». Позубоскалили о том, что не худо бы на его участке посадить зерно, потом его прорастить на солод и пива деревенского наварить, как в старые добрые времена. Или конопли? Но о конопле ни я, ни он ничего толком не знаем, поэтому быстро закруглились с этой темой…

Мои родственники Матросовы помогли мне возделать огородик. Сосед Валера заменил упавшую изгородь, чтобы будущий урожай не разворовали. Я в детстве, как и все пацаны, лазил по огородам. Даже к своим родственникам. В деревне мода была такая. Не только огороды очищали от овощей и фруктов, но не обходили и рыбные крылатки. Баловством это считалось и даже каким-то детским героизмом… С фасада дома Валера набил новый штакетник. Калитку хотел оставить старую, тёмную по цвету. Объяснил это тем, чтобы пьяным я всегда попадал домой: штакетник белый, а калитка – серая. «Вы уж, - убеждал он меня, - в любом случае никак не промажете!». Потом, вспомнив, что мы с ним теперь из трезвого вагона, сменил решение. Прибил белый штакетник к серой основе. И калитка всё равно стала немного выделяться, напоминая пешеходный переход на дороге…

Нет, огород меня не прокормит. Одна большая гряда получилась. А в основном кусты смороды, малины. Есть и вишнёвые посадки. И даже черёмуха большая растёт. Один раз в жизни ел черёмуховое варенье. Очень понравилось. А теперь сахарный диабет возражает против варенья. Черёмухи раньше не было. Но сгорел соседний дом. И при обновлении забора я это дерево прихватизировал. Не всё же этим делом заниматься ученикам Анатолия Борисовича. Огород не накормит меня, а создаст лишние хлопоты и беспокойства. Воду носить надо, колодец метров за сто…

А как же кормится сосед? «Я – тринадцатый дурак!» - любит повторять Валера. У него одиннадцать сестёр и один брат, а он – тринадцатый по общему счёту. Когда-то о его пропитании заботился пёс Жулик. Любой кусок приносил хозяину. Бывало, я дам половину батона, а Жулька – к хозяину. Как-то двух кур задушил у председателя сельсовета, и принёс Валере. Тот не успел ощипать – является ныне уже покойный Николай Михайлович. У цыган с веранды свежие куски свинины приносил. Хороший, заботливый был пёс… Завязав с суррогатным алкоголем и подзаборным прошлым, «тринадцатый» в настоящее время работает у цыганского барона Коли. Его и баронессу Раю я знаю уже сорок лет. Раньше, когда они ещё не относились к баронскому сословию, раскидывали шатёр около моей родной деревни Карасово, и занимались заготовкой леса на продажу. Приезжая на всё лето в деревню, я часто ходил к ним пить чай. Нравился мне цыганский чай у костра. Нравились и пересуды деревенские. Мол, ну и преподаватель, у цыган чай пьёт. Цыганы считались более низким сословием. Впоследствии я узнал через парапсихолога, доктора наук Варвару Михайловну Иванову, что в прежней жизни я родился в Индии. Ну а цыганы произошли в результате ассимиляции индийцев с нашими южными народами. И всё стало на свои места. Значит, был зов крови…

Так вот этот простой цыган давно уже стал бароном, человеком известным в цыганских кругах. Его постройки находятся в ста метрах от моего дома. Раньше, после войны, на этом месте была автостанция. Автобусов, правда, ещё не было. Ходили крытые машины с деревянными скамейками для пассажиров. Как-то меня направили на рентген в Бабаево за 60 километров. Так мы с маманей не доехали, дорога раскисла. Нужно было пересаживаться на какой-то тягач и доплачивать деньги, но мы вернулись обратно.

Предполагаю, что денег не было… У барона есть постоянный работник – бомж из Череповца. Да и Валера здорово помогает. Разобрал пустующий дом на другом берегу реки и сплавил его к цыгану плотами. Сплавил и собрал заново. Внутренней отделкой помещений занимается. Барон кормит его на убой, как своих поросят, да ещё и денег даёт. Где-то по 300 рублей за отработанный день. Правда, два раза жаловался мне Валера, что на обед второго блюда не было подано, и списанный мармелад унесли на корм свиньям, а им с работником не оставили. Колю хоть и поругивают за его спиной, но уважают за трудолюбие. Даже гуси его, попытавшиеся как-то улететь за компанию с дикими на юг, изменили своё решение и в целом мнение о хозяине. У барона тут же в селе Борисово-Судское свой магазинчик для продажи свинины имеется. Когда-то у него был даже медведь. Но он для каких-то своих медвежьих целей снял скальп с баронёнка Ивана Николаевича. Тот, слава Богу, и без скальпа здравствует. Даже размножается…

А как живут другие. Поинтересовался в лесхозе. Работает там всего 64 человека. Кто на валке леса и другой тяжелейшей работе в лесу, зарабатывают до 30000 рублей. А на участке деревообработки – 5000 рублей, на эти деньги живут ребята в возрасте до 30 лет. Работают и бывшие чеченцы, дагестанцы и другие. Впервые встретился я с выражением «дагестанцы». Не хочется, чтобы диапазон участников локальных вооружённых конфликтов продолжал расширяться по названиям горских областей. Но не от нас сие зависит. У многих бывших участников устраиваемых бойней наблюдаются, мягко говоря, особенности психики. Для молодых семейных ребят таких зарплат недостаточно. К примеру, в семье бригадира из трёх человек (жена, работающая в школе уборщицей, сын и он) на человека выходит по 3000 рублей. С подработкой плохо. Хорошо, если какой-то бабке нужно пол в бане перебрать. А с колкой дров чаще всего получается облом. Все бабки скукожились. Говорят, сами расколем. Я не собираюсь упрекать пенсионерок, что они, как более обеспеченные люди, не дают подработки участникам вооружённых конфликтов… Дело хозяйское – способны сами колоть дрова, пусть размахивают топором… Старушка с топором смотрится неплохо. Как-нибудь сфотографирую для рекламы…

На селе существует и сексуальная жизнь. Есть красотки (по сельским меркам), которые не набивают себе цену, а довольствуются алкогольным подношением любвеобильного мужика. И чего это Шендерович вляпался в историю с девушкой. Здесь, к примеру, без всякой виртуальной шумихи смог бы проявить свои мужские способности. И об этом узнали бы только 3000 сельских жителей. Ну, а если он захотел бы прорекламировать свои недюжинные способности на весь мир, я тут – как тут со своим фотоаппаратом «Canon». И из своей избы запустил бы сногсшибательную новость в Интернет. Совершенно бесплатно! Мы, деревенские, такие! Редакция одного из журналов недавно выслала несколько экземпляров с моими статьями. На почте конверт распечатали, проверили содержимое, но вложенные 50 рублей не тронули. В деревне люди честней и порядочней, видимо…

В преддверии Дня Победы в селе Борисово-Судское полным ходом шла уборка территории. Даже около моего дома четверо мужчин прочищали канаву, по которой с горы стекала вода. Один пожилой трудился с лопатой, а трое контролировали процесс. Видимо, из трёх контролирующих инстанций местной вертикали. Покрасили громадный мост через реку Суда. Я имею в виду поручни… Молодец председатель администрации села Махонина, дочь моего бывшего учителя по математике…

В старости о пропитании уже меньше думается. Поэтому до приезда сюда я купил семян цветов. Клумба с цветами будет подкармливать меня духовно и, надеюсь, вдохновлять на творчество…