И хочется либералу, и колется, а капитализм в России всё не строится.

Вы же знаете, что наш доморощенный либерал всеми фибрами своей тонкой души отказывается признавать наличие в России либерализма и капитализма.  Царь, говорят либералы, не настоящий, опричники его вездесущи и зело злы - не дают головы поднять всему эффективному и свободному. Вот кабы, продолжают они, другого приемника избрал бы самый демократический царь, то и дело бы другое было и капитализм с либерализмом расцвели на Руси пышным цветом.

    Давайте мы с вами разберём почему и для чего они так говорят и для начала запомним, что начало капитализма попытка номер два в России либерал приветствовал и признавал. С этого и начнём - что признали либералы?   Они признали качество приватизации. Их совершенно не волновало, что собственниками общественной собственности становились приближённые, нужные, откровенные уголовники и проныры, совершенно не приспособленные к управлению. Фигня, говорил наш либерал. Рука рынка всё расставит сама и оставит в управлении собственностью самых способных, самых эффективных. Сказал и облажался.

    Потому что упустил главное - приватизация была не только преступной, но и проводилась длительное время, разлагая её участников. Выросла плеяда не умеющих управлять, а умеющих приватизировать. Разложение это коснулось и российского рынка, и предпринимательского сообщества, и госструктур, и права. Всё сгнило едва родившись. Ситуацию нужно было спасать. Путей было два - пересмотр итогов приватизации и закрепление её итогов.   Как произошло, говорит разговор Путина и Ходорковского ещё до посадки последнего.

   Второй начал упрекать власти в том, что они не торопятся фиксировать результаты передела собственности и переходить к цивилизованному рынку и строгим правовым процедурам, а первый, взбешённый самой постановкой вопроса, ответил в стиле «сам дурак»: напомнил «господам олигархам», как они сами сколотили своё состояние, и призвал другим не мешать.

    Такая вот загогулина. Раз украв, деятели приватизации не могли потребовать остановки "передела" и "отжатий" как раз в силу того каким путём они получили собственность сами. В силу этого же они не могли организоваться как неворовская буржуазия и диктовать госаппарату свою волю. Именно поэтому они оказались задвинуты на вторые роли. На первые вышли те, кто согласился "грешить" под надзором госаппарата, а самые продвинутые из них обзавелись ещё и "крышами".

    Итак, поскольку исходный состав класса собственников был говно, то и его говённые стандарты - этические, трудовые, профессиональные - задали тон всему предпринимательскому сообществу.  Именно поэтому, когда в "люди " своими силами выбивался какой-то  предприниматель, то дело его "отжималось" и разрушалось, поскольку завладевали им не те кто умеет управлять, а те, кто умеет "отжимать".

    Защищаясь от "отжатий", собственники стали делать следующие вещи. Открывать фирмы в оффшорах и закабалять свои предприятия в России долгами посредством своих собственных денег. Теперь, в случае захвата, им в оффшор потекли долги.  Открывать предприятия изначально как иностранные. И первый и второй вариант позволяют подпасть под иностранную юрисдикцию, что так же служит защитой от "отжатий". В прессе это выглядело как иностранные инвестиции в Россию. На деле же развалило российскую банковскую систему дешёвыми западными кредитами.

   И как апофеоз всего этого выступало и выступает общественное неприятие приватизации!  А это чревато пересмотром приватизации. Вороватые собственники России это понимают и живут с этим, не доверяя госаппарату в защите от этой угрозы и создавая себе запасные аэродромы за границей, выводя туда капиталы, которые могли бы работать в России.

  Наш либерал эти угрозы видит и требует от власти цивилизованного рынка без государственного террора над бизнесом, защиты собственности и другой лабуды по либеральному списку. Умный у нас либерал, переживающий, но слепой. Он в упор не видит, что у власти категорически нет политической возможности "создать цивилизованный рынок" в силу того, что главное лицо этой власти отказалось в своё время пересмотреть итоги приватизации.

  Хотя сделать это можно было и без национализации. Достаточно было отменить итоги одиозных залоговых аукционов и приватизации флагманов экономики. С остальной  мелочи достаточно было собрать сверхприбыль дополнительными платежами или увеличенными платежами через НДПИ с сырьевых компаний.   И счастье было бы не от дополнительных денег в бюджет, а от изменения самой атмосферы. Госаппарат вёл бы себя более прилично, увидев примерное наказание преступников 90-х. Общество приняло бы предложенный компромисс и уже было бы готово примириться с новым распределением собственности, помогло бы пресекать «отжатия». Оставшиеся предприниматели, относительно незапятнанные, уже могли бы формировать движения, представляющие их экономические интересы.

   Но увы и ах. Гнилое проросло и укоренилось. В том числе с помощью второго Указа действующего Президента, которым он,  внаглую превышая полномочия, определил иммунитет главного организатора и бенефициара ваучерной приватизации и залоговых аукционов, а также его семьи.  Либеральное божество получило индульгенцию от князя тьмы либерального сообщества. Такая вот ещё одна загогулина в становлении капитализма в России.

   Таких загогулин у меня есть ещё, но о них в другой раз.  С помощью товарища miguel_kud надеюсь их вам показать.