Противоречие между Россией и Европейским судом исчерпан
На модерации
Отложенный
Противоречие между Россией и Европейским судом исчерпано
В декабре 2015 года Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон " О Конституционном Суде РФ» № 7-ФКЗ, который говорит о приоритете Конституции РФ над решениями Европейского Суда.
Многие поспешили заявить, что теперь решения Европейского суда будут не исполняться. Однако это не так. Россия как была обязана исполнять решения Европейского суда, так и осталась обязана их исполнять. Это базируется как на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит о приоритете норм международного права, так и на Федеральном законе РФ «О ратификации Европейской Конвенции» от 30 марта 1998 года.
В международном праве существует основополагающий принцип «Пакта сунт серванда», который предписывает безусловную обязанность государств исполнять подписанные международные договора. Этот принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН и Венской конвенции о праве международных договоров.
Для того чтобы не исполнять решения Европейского суда России сначала надо выйти из Совета Европы и заявить о денонсации международного договора путем принятия соответствующего закона. И только через год после принятия такого закона Россия сможет игнорировать решения Европейского суда. Мне видится, что такой вариант событий совершенно невозможен.
Во-первых, Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что мы не собираемся отгораживаться от всего мира. Такие действия похоронят экономику нашей страны, а президент не глупый человек, и никогда не пойдет на такой шаг.
Во-вторых, всем понятно, что закон от 2015 года, который говорит о возможности неисполнения решений ЕСПЧ был специально создан из-за решения Европейского суда по делу ЮКОСа. Это решение ЕСПЧ 2014 года, по которому Россию обязали выплатить 1,9 миллиарда евро, действительно неоднозначно. Нормы Европейской Конвенции вступили в коллизию с нормами
Энергетической хартии, на основании которой было вынесено решение в Гаагском международном суде о компенсации на 50 миллиардов долларов. Так Европейский суд признал, что это дело не имеет политической составляющей, а Гаагский суд основывался именно на этом постулате по делу ЮКОСа.
Таким образом, два международных суда приняли противоречащее друг-другу решения.
В-третьих, более 95 процентов всех решений Европейского суда касается нарушения прав физических лиц и только небольшая часть этих решений относится к юридическим лицам.
Россия не пойдет на то, чтобы специально по запросу Президента или Правительства (именно такая процедура прописана в законе) рассматривать в Конституционном Суде РФ каждое вынесенное решение ЕСПЧ, чтобы заявить об отказе в выполнении такого решения. Такие действия будут выглядеть не только абсурдно, но и комично для всего международного сообщества.
В 2016 году Европейский Суд объявит свое решение по делу «Матерей Беслана», представителем которых я являюсь. Там действительно было допущено нарушение их прав, когда антитеррористический штаб бездействовал почти двое суток, когда местные чиновники не предприняли необходимых мер для защиты от угрозы теракта и когда пожарники отказались тушить здание школы, что привело к массовой гибели детей.
Я убежден, что ни один чиновник даже не посмеет заявить, что решение ЕСПЧ по данному делу противоречит Конституции РФ и его не надо будет исполнять.
Считаю, что закон от 15 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон " О Конституционном Суде РФ» № 7-ФКЗ внес финальную точку в спорах России с Европейским судом. Он еще раз подтвердил приоритет Конституции РФ над иными нормативными правовыми актами, но не отменил и не может отменить обязанность России исполнять решения Европейского суда. Исключения будут составлять лишь политизированные решения ЕСПЧ, которые в большей степени будут относится к юридическим лицам. Поэтому простых граждан России закон № 7-ФКЗ от 2015 года касаться вообще не будет.
Кстати, Россия как исполняла, так и исполняет сейчас все решения ЕСПЧ и исправно выплачивает все компенсации по ним в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Комментарии