Отпуск под аккомпанемент вулкана. Как путешествовать по Европе, когда самолеты не летают
Сегодняшние сообщения новостных лент о закрытии аэропортов на юге Европы возвращают к событиям месячной давности. Именно тогда стали на прикол самолеты в воздушных гаванях Северной Европы. У меня через неделю начинался давно запланированный отпуск. Маршрут поездки был достаточно сложным: Москва–Рига–Варшава–Краков–Киев–Днепропетровск–Москва. На его создание (без помощи посредников и агентов) ушел почти месяц. Билеты, бронирование отелей и все, кроме одного, переезды были оплачены заранее.
А еще почти в каждом городе намечены встречи с друзьями. На форс-мажор в виде исландского вулкана Эйяфьятлайокудль мои планы (как и всех тех, кто решил путешествовать в это время) рассчитаны не были. От отпуска мы с женой решили не отказываться, и нам удалось не только почти сохранить маршрут, но и дополнить его новыми интересными впечатлениями. Благодаря чему? Попытаюсь обобщить пройденный путь и дать несколько советов тем, кто все равно решится отправиться в путь, пренебрегая вулканическими капризами.
1. Трезво оценивайте риски – это позволит менее болезненно переносить потери.
Бронируя гостиницы по минимальному тарифу, внимательно прочтите условия: никакого форс-мажора они не предусматривают. Мои прямые убытки от прекращения авиасообщения составили 30 евро – ночь в трехзвездочной гостинице в Риге, забронированной по минимальному тарифу. Вообще-то я написал в отель и отказался от брони. Они поблагодарили, сказав, что у них не хватает мест для застрявших пассажиров, но денег не вернули. С авиакомпанией AirBaltic, вынужденно отменившей рейс, пока не связывался, но, думаю, что неиспользованную сумму она мне зачтет в будущих поездках. Не так уж много для непростого маршрута. Во всяком случае, большой обиды от потери не осталось.
2. Постоянно сами мониторьте ситуацию.
У подножия исландского вулкана я был несколько лет назад, и меня просто потрясла красота и необычайная энергетика ныне растопленного ледника. Но представить себе тогда, что этот величественный красавец способен парализовать движение во всей Европе, я, конечно, не мог. Да и месяц назад в это еще не верилось. Первое, что я сделал тем вечером, – зашел на сайты рижского аэропорта и авиакомпании AirBaltic. Они оперативно сообщали об отмене рейсов в аэропорты Финляндии, Швеции и Норвегии. Остальные рейсы выполнялись вовремя. «До нас не дойдет, уж больно далеко», – подумалось сразу. Через час из Риги позвонил друг, по работе связанный с деятельностью местной службы аэронавигации: «Через два часа Ригу закроют. Хотя они и сами не понимают, какая там концентрация пепла». Я не поверил, и напрасно: утром не только рижский аэропорт, но и пространство над почти половиной Европы оказалось закрытым.
На следующий день работалось с большим трудом. Невольно тянуло на сайты аэропортов, через которые пролегал маршрут отпуска, и авиакомпаний, которыми предстояло лететь. Рига, Варшава, Катовице, Киев давали максимально исчерпывающую информацию, понять что-либо в интернет-представительстве «Шереметьево» было невозможно. Впрочем, сайт наших главных «авиаворот» и без извержения вулкана не отличался качеством.
Дожидаться дня вылета, чтобы узнать об отмене рейса, я не стал и с некоторым опозданием начал поиск альтернативного маршрута.
3. Вспомните школьный курс географии или откройте атлас.
Сразу же потянуло к сайту «Российских железных дорог». Он вполне доходчиво объяснил, что билетов до Варшавы почти нет. Вернее, есть, но только два места и на поезд, график которого, очевидно, лишает дневной прогулки по Варшаве и обеспечивает ночь на вокзале.
Пока я размышлял, билет остался один, а это означало, что долгожданный отпуск находится под угрозой срыва. В этот момент заверещал мобильный, звонил мой приятель, польский журналист. После слов сочувствия по поводу трагедии под Смоленском, я начал жаловаться на судьбу, которая не пускает меня в Польшу. «Зачем отменять отпуск, тем паче, что ты давно обещал показать жене ее историческую родину? – поезда до Варшавы сейчас неплохие», – посоветовал он. Легко сказать «садись на поезд», когда нет билетов. «Ты давно не был в Вильнюсе? – поинтересовался приятель. – Там до Варшавы совсем недалеко, заодно и симпатичный город посмотрите». Посмотрев на карту, даже удивился: и почему же я сразу об этом не подумал?
4. Помните, что железнодорожные билеты имеют обыкновение быстро заканчиваться.
До литовской столицы билеты были. Но привычка досконально собирать схему перед поездкой взяла свое. В Литве колея 1520 мм, а в Польше – европейская. И как там ходит поезд? Оказалось, очень просто: до границы один, а потом другой. И маленьких, приятных и очень недорогих отелей в Вильнюсе оказалось много. Решено: едем в Вильнюс. Пока принималось решение, до литовской столицы оставались билеты только в вагоне СВ. Дорого, конечно, но не отменять же отпуск. Впоследствии оказалось, что это редкий случай адекватности немалой цены и очень высокого качества на железных дорогах.
И отпуск начался с положительных эмоций, а это необычайно важно.
Вообще, одним из главных достижений РЖД за годы существования компании в акционерном статусе стало создание доступной системы бронирования и платежей в интернете. Так что кредитная карта должна быть под рукой.
5. Форс-мажор может стать поводом для дополнительных впечатлений.
Замена Риги на Вильнюс, в котором мы никогда не были, оказалась вполне адекватной, хотя и потребовала дополнительных вложений. Конечно, маршрут можно было и удешевить. Например, доехать до Бреста, оттуда белорусской электричкой – в польский Тересполь, а уже оттуда – в Варшаву. Но вместо дня в приятном городе, перед глазами было бы постоянное мелькание придорожных пейзажей. А отпуск, все-таки, не для этого. Отпуск – это время новых впечатлений.
«Визовых» пассажиров в поезде Вильнюс–Варшава оказалось два: моя жена и я. С трудом протискивающиеся через заставленный багажом, явно не предназначенным для поезда, проход полицейские спросили, куда мы следуем, и посмотрели с явным недоумением. Остальные пассажиры были гражданами Евросоюза, пытающимися вернуться на родину. Испанцы ехали с севера Финляндии, итальянки – с эстонского острова Сааремаа, пожилая полька – из Норвегии и Дании, французская тургруппа – непонятно откуда пробиралась на родину. Наверное, у пассажиров этого поезда были и не менее экзотичные маршруты.
С нами в восьмиместном купе оказались испанцы и итальянки, они были в пути пятые сутки.
И с гордостью делились сложностями маршрута и полученными впечатлениями. Отмена авиарейса стала для них не трагедией и испытанием, а приключением.
6. Как можно быстрее сориентируйтесь в местной специфике.
Когда мы вышли на перрон последней литовской станции Шештокай, польского поезда с другой его стороны не оказалось. «Если он опаздывает, то мы его ждем, чтобы забрать пассажиров», – предупредила меня еще в Вильнюсе очень любезный билетный кассир.
Для Польши опоздания и неразбериха на железных дорогах – явление не экстраординарное, и относятся к этому все абсолютно спокойно. Мне это стало очевидным не сразу, что стоило абсолютно лишних переживаний.
Когда через полчаса поезд все же прибыл, то оказалось, что это три вагона, один из которых почти полностью предназначен для перевозки велосипедов, еще один – абсолютно пустой вагон первого класса, о существовании которого в Вильнюсе нам ничего не сказали. В итоге, все пассажиры отправились в вагон №22, вокруг которого образовалась страшная толчея. Кондиционер во втором классе (как и в большинстве вагонов первого) в Польше не предусмотрен. Дышать было абсолютно нечем, а выйти из купе мешал громадный рюкзак. Идея переселиться в первый класс и провести почти семь часов в относительном комфорте посетила меня через 15 минут, и еще через 10 минут была успешно реализована. Благо, разница в ценах между классами оказалась смехотворной по российским меркам (около 300 рублей с человека). Остаток пути мы провели вдвоем в шестиместном купе. Почему остальные пассажиры вагона №22 не сделали этого, я так и не понял. Не думаю, что у них не было этой суммы, просто предыдущий путь, видимо, отучил их от комфорта.
7. Запаситесь «Шенгеном», евро, водой и чувством юмора.
Конечно, описанные изменения в маршруте стали возможны благодаря созданию Шенгенской зоны и наличию многократной долгосрочной визы. А вот купить национальную валюту стран, через которые ты едешь, стоит до отъезда. В Москве без труда и больших курсовых потерь я запасся литовскими литами и польскими злотыми. Последнему приобретению особенно порадовался на первой же польской станции.
Представить себе, что в поезде, идущем почти семь часов, не окажется даже буфета, я никак не мог. А пить очень хотелось. Кстати, европейцы были «экипированы» более основательно. Пакеты с бутербродами, бутылками с водой и пакетами с соком были у каждого из них. Мы же ехали «налегке». Пришлось в маленьком городке Сувалки отправиться в склеп (по-польски – магазин). И как я радовался наличию в кошельке злотых!
Предварительно я спросил у кондуктора, сколько стоит поезд. «Минут 15, но без вас не уедем», – в ее ответе прозвучала специфика местных железных дорог. Когда через 10 минут я вернулся, то поезда на перроне не было. Жена осталась в вагоне без документов и денег. Полицейские на платформе с серьезным видом сказали, что моя пани вместе с поездом поехали в Варшаву. Правда, тут же громко захихикали. Оказалось, что наши три вагона цепляют к основному составу. Примерно так же они пошутили и с моей женой, пытавшейся выскочить из поезда на ходу. Смеялись мы вместе, а без доброй шутки в пути никак не обойтись.
8. Подумайте о мелочах.
На варшавском вокзале количество пассажиром с крупным багажом, неразберихи и суеты явно зашкаливало. И тут я порадовался тому, что заранее распечатал номера касс, где продаются билеты на экспрессы InterСity, а также расписание их движения. В итоге, мы избежали поиска касс, очереди и нервотрепки. А уже полученный опыт подсказал, что не стоит экономить 50 злотых (примерно 550 рублей). Билеты лучше брать в первый класс и с гарантированным местом.
9. «Низкобюджетные» начинают первыми.
Краков, куда мы попали на следующий день, наоборот, показался немного пустынным. Вообще-то его ежегодно посещают до 9 миллионов туристов. Это столько же, сколько Москву и Питер, вместе взятые. И вдруг – почти пустая рыночная площадь! «Не летают дискаунтеры, вот и нет туристов, – пожаловалась давно знакомый краковский экскурсовод. – И вообще, ничего непонятно с этим вулканом, ну прилетели же на похороны нашего президента Медведев и Янукович!»
На следующий день аэропорты начали открываться. Первым в Польшу прилетел украинский борт из Киева, который вообще ни на минуту не закрывался (об этом постоянно сообщал сайт аэропорта «Борисполь»). Как, кстати, и расположенный рядом с польской границей Львов.
За смелыми украинскими пилотами последовали ведущие европейские низкобюджетные авиакомпании, выполняющие полеты в Краков и Катовице. Второй аэропорт вообще расположен в «чистом поле» в 100 и 40 км от указанных городов, что не мешает ему обслуживать 2,5 миллиона пассажиров в год. Для сравнения: примерно столько же, сколько и аэропорту «Кольцово» в Екатеринбурге. Сайты показывали, что аэропорты наверстывают упущенное. И уже вечером Краков бурлил. Норвежские нефтяники и британские поклонники «Манчестера», ирландские фермеры и любители дешевого пива (у многих профессиональная и национальная принадлежность была выведена на футболках), респектабельные еврейские семейства, шумные испанские школьники и многие другие заполонили этот невероятно красивый город.
Авиационная часть нашего маршрута заканчивалась полетом Катовице–Киев. Венгерский дискаунтер WizzAir, зарегистрировавший часть самолетов на Украине, вложился в положенные по расписанию от прилета до вылета 35 минут. «Наверстываете?» – в шутку спросил я у стюардессы. «А мы летали по Украине, – вполне серьезно ответила она. – А вот сегодня полупустые, а обычно полные. Видимо, не все добрались до Польши». Мы добрались и не пожалели об этом. Отпуск удался.
Вместо резюме.
Самое абсурдное заявление за неделю внимательного наблюдения за авиационным и информационным пространством (а ноутбук пришлось взять с собой, хотя изначально этого и не планировали) Европы исходило из России: указание премьера Путина министру транспорта Левитину «эвакуировать» наших граждан из Европы на автобусах.
Откуда бы эти автобусы взялись в Европе, и как узнать, где находятся в этот момент наши граждане, жаждущие вернуться на родину? Например, меня бы «эвакуаторы» точно не учли бы. Руководство других стран «вулканическим» пиаром не занималось, а их граждане выбирали маршруты, совершали бесконечные пересадки, заодно открывая для себя что-то новое в старой доброй Европе. И для них это была не эвакуация, а продолжение путешествия. Пусть и вынужденное, и не всегда простое.
Комментарии
Да, рынок диктует свои законы ...