Следующие год-два могут оказаться фатальными для ЕС
Создается впечатление, что Евросоюз, состоящий из 28 демократий, в которых живут более полумиллиарда человек, всегда будет меньше суммы составных частей.
«Если взглянуть на совместную политику в области обороны, — сказал в октябре председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, — то стая куриц покажется более боеспособной, чем ЕС». Именно на примере жалких попыток Евросоюза сотрудничать в области обороны, особенно наглядно, по мнению Financial Times (FT), видны сегодня проблемы Европы.
Рецессия, кризис с мигрантами, конфликт с Россией и теракты и множество других проблем не позволяли европейцам расслабиться. Следующий год обещает быть, по мнению многих аналитиков, еще хуже, поэтому и звучат жесткие оценки.
Закат — или угасание (decline) Европы — так называет происходящие сейчас на Континенте процессы FT. О чем бы ни шла речь: о терроризме, миграции, доморощенном внутреннем экстремизме, единстве еврозоны, уровне безработицы, очень слабом росте экономики и даже об обороне, национальные правительства и еврочиновники все меньше производят впечатление дееспособных институтов власти и организаций. Но проблема шире — речь идет о глобальном закате, составной частью которого является и Европа. И о культурных, экономических, политических и технологических изменениях западного общества в целом. Они могут иметь разный характер, но в целом, к сожалению, эти перемены разрушают привычный образ жизни, подрывают доверие населения к властям, ослабляет способность правительств к решительным действиям.
Евросоюз, по мнению FT, виноват далеко не во всем плохом, что происходит сейчас в Европе. Несмотря на то, что закат представляется автору статьи глобальным феноменом, именно к ЕС приковано всеобщее пристальное внимание. Неудачная и непрофессиональная реакция на один кризис за другим создает впечатление, что Евросоюз, состоящий из 28 демократий, в которых живут более полумиллиарда человек, всегда будет меньше суммы составных частей.
К перечисленным выше проблемам и угрозам можно добавить и вполне реальную, считают в Financial Times, угрозу распада объединенной Европы.
Европейские лидеры испробовали не один способ решения настоятельных проблем как во время кризиса еврозоны, так и в ходе текущего кризиса с мигрантами. Но найденные решения создавали лишь видимость решения проблемы, а не ее практическое решение.
В качестве примеров можно привести три страшно дорогие программы помощи Греции и создание банковского союза. В обоих примерах просматривается еще одна характерная деталь: препятствием на пути эффективного решения проблем была Германия, первая экономика континента.
Если кризис еврозоны расколол валютный союз по географическому принципу, между севером и югом, то кризис с мигрантами провел черту между старыми, зажиточными членами ЕС — и новыми, находящимися в центре и на востоке Старого Света. Краеугольный камень евросоюзовской интеграции, шенгенская зона провела разделение между востоком и западом континента. Для сохранения Шенгена ЕС просит помощи у Турции, обещая ей 3 млрд евро за ограничение потока мигрантов, въезжающих на территорию ЕС. Кроме того, Брюссель предлагает создать мощное и эффективное пограничное агентство.
FT оценивает Национальной Фронт во Франции как правых популистов и замечает, что поражение этой партии на местных выборах относительно. Его можно считать и победой, и оно вовсе не означает, что Фронт не придет к власти в будущем, что является угрозой в глазах автора статьи.
Следующие год-два могут оказаться фатальными для объединенной Европы. Столь сильной угрозы ее существованию не было за все 58 лет. Серьезным вызовом, к примеру, вполне можно стать и референдум о членстве Великобритании в ЕС, который пройдет в конце 2017 года.
Конечно, ЕС, считает FT, может не распасться, а перейти в состоянии сильного и продолжительного упадка. Элиты при этом будут продолжать соблюдать потерявшие всякий смысл обряды союза, который лишится какой бы то ни было власти. Конечно, здравомыслящие европейцы опасаются такого сценария, но он с каждым днем становится все более вероятным.
Комментарии