50 лет киностудии Министерства обороны. У военного кино есть и свой «Оскар».

Киностудии Министерства обороны исполняется 50 лет. За это время здесь было создано более 5000 фильмов. Часть этих кинодокументов засекречена и хранится как государственная тайна. Наша съемочная группа стала единственной за полувековую историю, допущенной в павильоны и хранилища военной киностудии.

О том, как создается «кино не для всех».

Константин Стеценко, начальник киностудии Министерства Обороны РФ: «Это один из первых фильмов, которые у нас есть под номером один — это фильм «Полигонные испытания ракеты Р-5» 55-го года» На самом деле каждый фильм это кинодокумент длиною в 10 минут. Их здесь называют «частями».

За 50 лет таких десятиминуток было снято больше 5000. На киностудии даже подсчитали: в километрах пленки получается 11 000. На этих стеллажах — в жестяных кофрах — все, чем воевала и как вооружалась наша страна в последние полвека. Здесь не только копии, но и весь исходный материал.

Хозяева военного архива нянчатся с кинопленкой как с ребенком. Бережно укутывают и поддерживают нужную температуру. У каждой коробки — свой особый шифр.

У киностудии три хранилища. В одном из них фильмы под грифом «секретно». Их хранят как «государственную тайну». Со временем что-то разрешается рассекретить. Пленку переводят в диски «для служебного пользования». Например, из материала, добытого нашими разведчиками.

Каждый фильм — это госзаказ. Темы «по разнарядке» расписываются на год. Что-то в качестве учебного пособия потом отправится в воинские части и военные вузы. Чем-то вооружатся конструкторы закрытых КБ и заводов. Творческий процесс в любом случае начинается с планерки в редакторской.

«Кино не для всех» снимают на полигонах, в войсках и «горячих точках». Когда рванул Чернобыль, операторы на месте катастрофы были уже на вторые сутки.

Семен Чернов на киностудию Минобороны попал, отвоевав Великую отечественную. На кинофронте служит уже 40 лет. Но, говорит, рассказывать и сейчас можно далеко не обо всех эпизодах. Проходя по коридорам, словно отматываешь кинопленку назад.

Стиль ретро — фирменный знак киностудии. Эти ковровые дорожки и массивные двери помнят рабочие моменты с легендами ушедшей эпохи. Это оборудование создано в единичном экземпляре. Собиралось по спецзаказу. Оно и сейчас в работе.

Когда говорят пушки, музы молчат, а звукорежиссеры фильтруют звуковой боезапас. Магнитную ленту сейчас вытесняет цифровой звук. Но специалисты говорят — она еще повоюет. Все фильмы озвучивают в специальном тон-ателье. С пошивочной мастерской, правда, ничего общего. Разве что дизайнерские шторы — часть декора гигантского экрана, на котором будущее кино раскраивают и оживляют по кадрам.

Сейчас всю, отснятую за многие годы кинопленку, переводят в цифровой формат. Сначала монтаж негатива, это ручной труд. Все, что нужно — станок и клей. За долгие годы какие-то кадры утратили былой блеск. Им подбирают нужный цвет и заводят отдельный паспорт — на, сейчас уже доисторической, перфоленте. Потом в бой идут уже новые технологии. Частично фрагменты фильмов делают аниматоры. Еще года три назад военные мультфильмы создавали с помощью машины величиной с кабину БТРа. Сейчас все компактнее — в формате 3Д. Теперь наши летчики азы высшего пилотажа познают в «полном объеме».

То, что нельзя ни в мультфильме нарисовать, ни в окопах снять, создадут в этом павильоне. Мастера военной киноиндустрии говорят — для них невозможного мало. Павел Лучков, главный инженер киностудии Министерства обороны: «Ядерный бункер можем сделать и показать, что внутри ядерного бункера»

В арсенале киностудии можно отыскать настоящие раритеты: этой камерой, например, снимали Ялтинскую конференцию и Нюрнбергский процесс; эта своим объективом видела первый советский ядерный взрыв, а этой космонавт номер 2 Герман Титов впервые снимал Землю из иллюминатора космического корабля.

Все камеры боевые, одна даже раненая. При съемках попал осколок от разрыва снаряда. Ринат Багаутдинов, главный по кинокамерам. Собрать-разобрать, как автомат может — по секундам. И рассортировать. Эта хороша для подлодок, эту в танк. А эта работает от двигателя летящего самолета.

Наш видеоинженер, взвесив военно-полевую аппаратуру, говорит — киношный боекомплект раза в три тяжелее привычного — телевизионного.

Самый ценный груз киностудии в драгоценных металлах.

У военного кино есть и свой «Оскар». Два золотых и одно серебряное солнце Версаля, привезенные с кинофестивалей из Франции — знак высшего признания жюри в погонах. Но не менее дороги и другие награды. Их вручают те, о ком снимают фильмы. Нам больше всех понравился боевой пловец. Кстати, вооруженный киноаппаратурой.