Российские угрозы, американские ракеты и болгарский выбор

На модерации Отложенный

В октябре прошлого года президент Барак Обама решил отменить планы базирования ПРО в Чешской республике и Польше. С тех пор Вашингтон разрабатывал альтернативу, которую Обама называет «более сильной, разумной и стремительной обороной», которая «лучше отвечает тем угрозам, которые стоят перед нами». Новая система строится на базирующихся на земле и на море перехватчиках SM-3.

Осознаваемую угрозу представляет Иран. Тегеран говорит, что программа развития ракет имеет исключительно научные, наблюдательные или оборонные цели. Однако и Запад, и соседи Ирана чувствуют, что развитие иранских ядерной и ракетной программ несёт риск использования ядерного оружия.

Эта новая система ПРО будет включать различные европейские страны, в том числе Румынию и Болгарию. Переговоры между Софией и Вашингтоном уже начались.

Россия, однако, противодействует европейской системе обороны. Российское правительство было в ярости из-за старых планов ПРО в Чешской республике и Польше. Российский президент Медведев приветствовал решение США уступить в вопросе первоначальных оборонительных планов и назвал само решение «ответственным действием». Но и новые планы не так уж легко воспринимаются Россией. Она теперь оказывает давление на Болгарию, чтобы та отменила планы своего сотрудничества с США в рамках европейской системы обороны.

На кону здесь более, чем просто разрушение местной европейской политики. Противоракетный щит имеет фундаментальное значение для нового сдвига баланса между двумя основными мировыми державами — Америкой и Россией. Эти две страны действуют уже не в биполярном мире холодной войны. Обе они борются за установление новой многосторонней мировой действительности и формирование этого мира по своим меркам.

Болгария как опора


Идея Болгарии, как российского сателлита, предшествует Второй Мировой войне. Последние 150 лет Болгария была под наблюдением мировой державы ради гарантий её безопасности; её первым «защитником» была Россия. После получения Болгарией независимости в 1878 году, последовавшей за войной с Оттоманской империей, Россия была бесспорным борцом за свободу Болгарии.

Однако отношения вскоре омрачились. Россия в сущности отказала снова независимой Болгарии в самозащите. Позже, в начале 20 века Россия пыталась диктовать Болгарии её внутреннюю и внешнюю политику по различным вопросам. С тех пор болгарская внешняя политика колеблется между про- и анти-российскими идеями.

С момента падения Берлинской стены болгарская внешняя политика снова стала ориентироваться на Запад. Болгария присоединилась к НАТО и недавно — к Евросоюзу, так что вполне естественно, что правительство стремится получить защиту этих двух организаций. ЕС, однако, создал довольно слабую внешнюю политику и организации безопасности.

Ещё более осложняет положение то, что генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что ЕС должен вложить больше денег и сил в оборону, если желает стать глобальным игроком, и что европейцы не должны принимать трансатлантический альянс как бесплатный дар.

Расмуссен посоветовал европейским государствам сотрудничать с Россией по ПРО при любой возможности.

Но европейские страны не обязательно воспринимают с энтузиазмом ПРО. «При стоимости системы ПРО и ограниченном оборонном бюджете, — заявил французский министр Герве Морин, — я глубоко озабочен тем, что ПРО будет построена за счёт военных возможностей европейцев, которые уже часто становятся европейской слабостью».

Это значит, что Болгария, несмотря на членство в ЕС, всё ещё зависит от России.

Россия возвращается

Россия с шумом провозгласила своё возвращение в качестве мировой державы. Военная кампания в Грузии вдребезги разбила краткую эру одностороннего доминирования США в мировой политике. Россия продемонстрировала, что она тоже может действовать в одностороннем порядке, и во многом — безнаказанно.

С тех пор Россия продолжала демонстрировать политические мускулы. Она заблокировала поставки газа половине Европы в прошлом году. Она обезопасила соглашением нахождение своего черноморского флота на Украине благодаря новому про-российскому правительству этого государства. И теперь Россия пытается заблокировать улучшение европейских оборонных способностей.

Если Россия сделает убедительные доводы против системы обороны частью своей новой оборонной стратегии для Болгарии, про-российский сегмент в болгарском обществе мог бы поддержать инициативу. К несчастью, Россия просто пытается настоять на своём, вмешиваясь в болгарскую внешнюю политику без предоставления жизнеспособной, взаимовыгодной альтернативы. При наличии альтернативы болгарскому правительству было бы глупо уступать российским требованиям.

Но это ещё не конец истории. Болгария находится в центре нескольких конфликтных программ. Америка и НАТО поддерживают ПРО (которая действительно является формой распространения щита), в качестве ответа на иранскую ядерную угрозу. Россия боится, что ПРО ухудшит качества её ядерного арсенала и потому прибегает к обычным угрозам. НАТО вдохновляет Европу поддержать инициативу Соединённых Штатов, утверждая, что Европа никогда не будет иметь таких военных возможностей, чтобы стать глобальной силой. А Франция не желает платить за дорогостоящие военные проекты.

После того, как Обама и Медведев подписали новый СТАРТ, США и НАТО теперь отвечают на иранские ядерные устремления и потенциальное увеличение количества ядерного оружия в мире… путём дальнейшего распространения ракет. Болгария не достаточно сильна, чтобы игнорировать США, НАТО и Россию. Пока многосторонние соглашения не смогут ограничить иранские амбиция получения ядерного оружия, разрешить разногласия США и России по поводу ПРО и сохранить безопасность малых стран, подобных Болгарии, — будет продолжаться господство её величества Политики Силы.