Александр Суворов считается полководцем, ни разу в жизни не потерпевшим поражения. Михаил Кутузов представляется историкам седым, полным и обязательно одноглазым. Однако эти факты – всего лишь мифы! Нельзя умалить достоинств этих легендарных военачальников, но есть в их биографиях нюансы, дошедшие до современников в искаженном виде или вовсе не дошедших.
Неудобный Суворов
Легендарный русский полководец Суворов
Александр Васильевич Суворов – личность поистине легендарная. Его биография во многих исторических документах не содержит пятен.
Нередко утверждают, будто у него не было ни одного боевого поражения. Однако не бывает полководцев, совсем не испытывавших неудач. Были они и у Суворова.
Переход Суворова через Альпы
Польский монарх Станислав Понятовский некогда был одним из любовников Екатерины Второй. В 1768-ом году польская знать подняла против него мятеж. Александр Суворов во главе с армией был послан унять конфедератов. Тогда он был в бригадирском чине, а в ходе военных действий дослужился до генерал-поручика.
В целом его действия были успешными. В мае 1771-го года он победил мятежников в пригороде Кракова, у особняка Лянцкорон. Но незадолго до этого (при первой попытке штурмовать крепость) полководец потерпел неудачу.
Еще одно поражение постигло военачальника уже в конце военной карьеры, после выдающегося Итальянского похода против французов в 1799-ом году. Остановившись в Милане, генералиссимус намеревался захватить переправы через реку По.
Он приказал авангарду под командованием генерал-майора Чубарова с 3000 солдатами переправиться на Мугарроне и вброд перейти на правобережье По. Но там по авангарду неожиданно ударили две французские дивизии числом 13000 бойцов.
Чубаров ждал помощи от Суворова. Но тот поступил неожиданно и запретил корпусу генерала Розенберга двигаться на помощь, и приказал отступать. Сам же Чубаров никакого приказания не получил. Геройски отбив атаки врага и потеряв 1200 своих бойцов, генерал-майор отступил на левобережье.
Поступок Суворова кажется странным. Ведь с чубаровским отрядом находился подвергавшийся опасности второй сын императора Павла – великий князь Константин.
Суворов был масоном, принадлежал ложе шотландского обряда «К трем коронам».
С 19 столетия сей факт перестал предавался огласке, ведь тогда власти резко поменяли свою позицию по отношению к масонству в отрицательную сторону.
Зрячий слепец Кутузов
Личность полководца Михаила Илларионовича Кутузова считается сакральной. В толстовской «Войне и мире» описано поражение при Аустерлице, поэтому этот факт приходилось освещать.
Генерал-фельдмаршал Кутузов
Но писатель оправдал фельдмаршала, переложив ответственность за разгром в 1805-ом году на Александра I, вмешательство которого не лучшим образом сказались на делах военачальника. Поэтому основным минусом Кутузова стало проявленное неумение быть настойчивее в общении со «старшим по званию», или он просто «соблюдал субординацию».
Толстой не счел нужным распространяться, чем именно занимался Кутузов во время «тарутинского стояния». Ведь (наряду с обучением резервов) он интенсивно бросал войска на подавление крестьянских бунтов в окрестных имениях.
Официально задокументировано лишь три случая, но ни в одном из них не идет речи об армейских нуждах или императорских приказах. Главенствовала исключительно воля самого военачальника.
Такие сведения порочили биографию «народного полководца», и их вычеркнули.
Бытует мнение, что и история о его слепом глазе, который скрывала легендарная черная повязка, сомнительна.
Картина «Военный совет в Филях». А. Д. Кившенко, 1880 г.
Полководец действительно получил тяжелое ранение в 1774-ом году. Пуля вошла в левый висок, а вышла из правого. Мозг не повредился чудом. Генерал-фельдмаршал оправился от ранения, но не ушел в отставку, а в следующую турецкую кампанию снова воевал против турок. Те словно решили: «Так ты зрячий? Сейчас будешь слепой!» В 1788-ом Кутузов получил новое ранение: пуля прошла через левую щеку, через мозг насквозь и вышла в районе основания черепа!
Но полководец снова не погиб, и даже не ослеп!Один глаз при ярком освещении у него иногда болел (отсюда и повязка), но зрение у Кутузова было не многим хуже любого из ровесников. Проводивший обе операции хирург Жан Массо, поражённый произошедшим, философски заметил: «Должно быть, судьба хранит его для чего-то великого!»
С конца 1830-х годов, и особенно после Отечественной войны 1812 года A.В. Суворов и М.И. Кутузов продолжают считаться национальными героями. Но они были просто людьми. Их биографии основательно подчищены, исходя из идеологических соображений. Были у царских полководцев военные компании, вспоминать о которых не принято.
Комментарии