Какой антитеррор нам не нужен

С каждым часом, прошедшим после взрывов в московском метро, информационное пространство наполняется массой самых диких предложений и мер, будто бы спасающих страну от очередных терактов. Тогда как мало кто говорит о главном.

К полудню ужасного понедельника инфоленты выдали удивительную «антитеррористическую» новость: оказывается, станции «Парк культуры» и «Лубянка» взяты под контроль… внутренних войск.

Зачем?

ВВ предназначены для усмирения массовых протестов, для ведения карательных операций, для боёв с бандитскими и повстанческими формированиями. Во всех остальных случаях, включая теракты в метро, поддерживать общественный порядок должна обычная, «городская» милиция.

В Москве 110 тысяч милиционеров. Целая армия! Она в 10 раз больше, чем все вооружённые силы Эстонии вместе взятые.

Но оцепление на выходах из метро обеспечивали солдаты ВВ в бронежилетах и касках. Для вящей убедительности, так сказать… Для никому не нужной демонстрации силы…

Слава богу, что генералам, отдавшим приказ о развёртывании внутренних войск в центре столицы, не пришла в голову идея привлечь армию и военно-морской флот. Иначе уже к обеду на станциях метро появились бы танки Т-80 и системы залпового огня. А у Крымского моста вполне мог бы причалить линкор «Неустрашимый». То-то террористы испугались бы! Пушки и ракеты левого борта направлены на «Парк культуры», правого борта — на вход «Октябрьской»…

После терактов, в Московском метрополитене 29 марта численность нарядов милиции в метро увеличили в три раза. Сегодня, по словам главы ГУВД Москвы Владимира Колокольцева, в метро работают 148 оперуполномоченных уголовного розыска, 180 кинологов с собаками и «другие сотрудники милиции» (в том числе омоновцы, которым там, как и внутренним войскам, делать совершенно нечего). Эти силы дополнены к тысяче милиционеров УВД по охране метрополитена, которые ежедневно служат только в подземке и нигде больше.

В 2004 году, в рамках программы по борьбе с терроризмом, на станциях Московского метрополитена установлены информационные терминалы. Сегодня эти красно-синие ящики есть на всех станциях подземки. С 2005 года (как пишет сайт mosmetro.ru) все вагоны на Кольцевой и Сокольнической линиях (это именно та линия, где произошли взрывы!) оснащены камерами видеонаблюдения. Информация с камер и терминалов стекается в Ситуационный центр, открытый пять лет назад. «Столичное метро по-прежнему считается самым безопасным видом транспорта», — гордо рапортует официальный сайт метрополитена.

Кстати! Кто не верит автору, может посмотреть сам: на официальном сайте метро нет ни слова о терактах 29 марта. Ни самого события, ни списка жертв, ни каких-либо извинений и соболезнований. В разделе «Актуальные новости» мы узнаём о режиме работы метро в Пасху, о том, что вышел четвёртый номер газеты «Моё метро», о начале установки новых кабин контролёров и дежурных у эскалаторов…

Кто-нибудь объяснит, почему все эти многотысячные охранные службы и многомиллиардные (по стоимости) системы безопасности метро не сработали?

Кто и почему проворонил шахидок с взрывчаткой на поясах?

Увы, ни одна телекамера террористов в автоматическом режиме вычислять не научена.

Штатные менты, как правило, заняты проверкой документов у лиц без регистрации и прописки.

Сотни курсантов милицейских училищ — растерянные полудети в мешковатых бушлатах — предназначены для подпирания мраморных колонн на станциях.

Теперь им спущены особые, «антитеррористические» ориентировки — смотреть за лицами «кавказской национальности», за людьми особо угрюмыми, сосредоточенными, то бишь с явными признаками неадекватного поведения и состояния.

Увы, это мартышкин труд.

В Москве постоянно проживают по одним данным — сотни тысяч, по другим — уже миллионы «кавказцев». В представлении полуграмотных ментов азербайджанцы и чеченцы, ингуши и аварцы, армяне с грузинами и карачаевцы с адыгами, абхазы и корсиканцы, евреи и греки — все на одно лицо. Система входа в метро, архитектура станций не предназначены для контроля и обыска половины из 10—12 миллионов пассажиров, пользующихся подземкой ежедневно. Попытки тотального контроля оборачиваются, как правило, конфузом. Не случайно во время очередной «антитеррористической операции» её жертвой стал Герой России, лётчик-испытатель, первый командир космического «Бурана», секретарь Совбеза Дагестана, бывший депутат Госдумы Магомед Толбоев, избитый ментами на выходе из метро.

Теперь говорят, что в дополнение к камерам и ситуационным центрам, ментам с собаками, омоновцам и курсантам, бойцам ВВ и просто бдительным гражданам следует установить датчики-газоанализаторы, чувствующие взрывчатку лучше собак и черепах вместе взятых.

Свежо предание… Почему бы ещё не обыскивать с металлодетекторами, не снимать туфли и ремни, проходя через рентгеновские кабины?

Потому что метро — не аэропорт. И этим, увы, всё сказано.

Нужны спецагенты, «люди Х», суперопера, способные одним взглядом отличить нормального пассажира от преступника. Но таких специалистов в охране метро нет. Их во всех силовых ведомствах — по пальцам сосчитать.

Потому что российские силовики и правоохранители берут не умением, а числом, не качеством, а количеством, не результатом, а процессом… Отчитаться — и забыть. Нагнали войска, поставили камеры, потратили деньги (обычно с большой пользой для тратящих) и… что? Да ничего! В понедельник раздались взрывы в Москве, а в среду в Ростове-на-Дону бодрячком заявили: вот, дескать, и у нас антитеррор полным ходом, на ряд мер по борьбе уже выделили 38 миллионов рублей. А в Кизиле в этот же день снова гремели взрывы.

А федеральное правительство большие надежды возлагает на систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения), которая по поручению Путина разрабатывается в последние три года. Её финансирование — уже 1,83 миллиарда рублей. Результата, правда, пока нет.

Но отныне на частные, «дикие» междугородние автобусы в Москву будут продавать билеты по паспорту пассажиров. Как будто в паспорте шахидки написана её принадлежность к террористическому подполью. Да и от чего спасёт эта «радикальная» мера, если сумка со взрывчаткой поедет отдельно от террориста? Если добраться с Кавказа до Москвы можно всего за день на любом другом транспортном средстве, включая личные авто?..

Боюсь, что в очередной раз миллиарды казённых денег будут потрачены на железки. О подготовке спецов, которых в больших количествах нам показывают в криминальных сериалах, речи почему-то пока нет.

Если в силовых ведомствах растеряны, если не знают, что именно и как делать, откуда берётся агентура, приходят «сливы» информации о готовящихся терактах и многое другое, остаётся один путь: поучиться, скажем, у американских коллег. Или израильских, английских. Словом, у тех, кто вполне успешно защищает свои страны от терроризма.