Уховёртка

На модерации Отложенный

-Ой! Что это?! – вскричал мой супруг и, вскочив, взмахнул руками.

Две половинки абрикоса описали симметричные, не лишённые изящества дуги, и шмякнулись на пол…

Предшествовало этому событию вот что. По дороге с работы он зашёл на рынок за помидорами к знакомым таджикам, где и получил в подарок кулёк спелых абрикосов. Абрикосы были немедленно вымыты, положены в вазочку, и, пока я готовила ужин, услаждали взор мужа. Проигнорировав предупреждение «не портить аппетит», он взял один золотой плод, треснувший от спелости, любовно потянул носом, вдыхая медовый аромат, и разломил, дабы насладиться нежной мякотью. В ту же секунду из развалившейся косточки выскользнуло нечто маленькое, продолговатое, змеистое, с металлическим отливом. Нечто засуетилось и не нашло для себя ничего лучшего, чем отступление по руке мужа. Вот тут-то он и подскочил с криком, а две перезревшие абрикосовые дольки (читайте выше) с чмоканьем расквасились на полу. Где-то в стороне сухо щёлкнула упавшая косточка. Что же касается виновника таких волнений, то по причине малого размера, он падал дольше всех этих предметов, и, прежде чем утвердился на полу окончательно, совершил несколько подскоков, свернувшись в горошину. А затем горошина развернулась и превратилась в насекомое.

Не скажу что я отличаюсь отменной реакцией, однако, на этот раз, почему-то среагировала быстро. Уже падая на колени сгребла со стола салфетку, по дороге успела сложить её в конвертик, который и оказался на пути удирающего незнакомца. В этот конвертик он юркнул, после чего был вытряхнут в стеклянную банку.

- Что за пакость! – повторился потрясённый муж.

- Этоооо… это уховёртка, - сообщила я, наблюдая как моя пленница в панике мечется по стеклянной тюрьме.

- Так надо же её убить, - заволновался муж.

- Зачем убить? Почему так сразу и убить?!

-Она же вредная. Одно название чего стоит – уховёртка! Значит она того… ухи вертит.

- Враки! – оскорбилась я. – Ложь, клевета и гнусный поклёп! Она вовсе не такая.

- А какая? – исходящие паром пюре с котлетами почти восстановили душевный покой моего мужа, и он, взявшись за вилку, устремил на меня вопрошающий взгляд. – Какая?

- А вот какая….

Если есть на свете насекомое более обиженное человеческой молвой чем уховёртка, то я такого не знаю. У немцев она носит зловещее имя «ушной червяк», у французов – «проткни уши», у англичан – «ухокрылая». Считалось, что её вожделенная мечта, спящий человек, а уж там… заползти в ухо, пробраться в мозг (какими путями, история умалчивает), и есть, есть, есть… пока не вырастет до размеров куриного яйца. Разумеется, страдалец, жертва злодейской уховёртки, должен был скончаться в страшных мучениях.

Надо признаться, разыскивая хоть один положительный отзыв, я немного изменила своим правилам, отложила справочники и полезла в Интернет. Здесь ждало меня совершеннейшее потрясение – НИ ОДНОЙ статьи без эпитета «вредитель». Обвинили её и в порче цветов, и в поедании плодов. Один из пчеловодов красочно и страшно живописал, как уховёртки съедают у него почти весь мёд, да ещё и вместе с пчёлами. Правда, коллеги по пчеловодству его утверждение опровергали, но эти опровержения остались незамеченными общественностью.

После всех прочитанных ужасов, я принялась вспоминать, что происходило на огороде бабушки. Жалоб на уховёрток не припомнила. Перебрала свои собственные воспоминания о садовой деятельности… единственное, что вспомнилось, так это нашествие слизней, которые погрызли торчащую из земли редиску. Уховёртки в воспоминаниях не фигурировали. Не покушались они ни на горох, ни на смородину, ни на огурцы, как это описывалась в интернетных статьях. В дом не заползали. Жарким летом, когда дверь открыта настежь, приходилось мне вылавливать из комнат и бабочек, и кузнечиков, и клопов. Про мух, естественно, можно не упоминать, а вот одна находчивая оса частенько совершала налёты на кошачью мисочку. Даже ящерица однажды шлёпнулась с дверного косяка прямо на меня.  И только уховёртки проявили к дому полное равнодушие, стараясь вообще не попадаться на глаза.

Так чем же это насекомое провинилось перед человечеством? Да, в общем, ничем.

Садоводы порой обнаруживают уховёртку в ягодах, где она беспечно наслаждается вкусной мякотью.

Надкусывают плоды, как правило, осы.  Сама уховёртка не может прокусить жёсткую кожицу (здесь невольно вспоминается душераздирающий рассказ пчеловода и напрашивается вполне закономерный вопрос – если челюсти уховёртки слабы для фруктовой кожицы, как же она может съедать пчёл, чей хитин в разы крепче?), но и пройти мимо такого соблазна тоже не может. Здесь её и настигает кара разгневанного владельца земляники. Разумеется, грех за порчу полностью падает на того, кого застукали на месте пиршества.

Ещё одно преступление перед человечеством маленького кожистокрылого – наличие больших «клещей» на конце брюшка. Правильное название – форцепсы.  Многие считают, что этим жутким инструментом уховёртка кромсает в лохмотья лепестки цветов (помните знаменитый мультик про пчелу Майю?). В реальности полакомиться цветочным лепестком уховёртка может, но не в таких масштабах. Страшные с виду клещи, это руки насекомого. Дело в том, что ночью – большинство видов ведут ночную жизнь - иногда надо слетать куда-то по своим насекомым делам. Надкрылья у уховёртки маленькие, а крылья большие, вот и приходится складывать их весьма сложно, поэтапно – сначала веером по жилкам, потом дважды поперёк. Без помощи форцепсов это было бы проблематично, а с их помощью получается ловко, аккуратно, за считанные  секунды.

Уховёртка - замечательная мать. Отложив яйца, она уже их не покинет. Несколько недель она будет их охранять, увлажнять при излишней сухости, или очищать от плесени. Затем ухаживать за уже вылупившимися малышами, как курица за цыплятами, вступая в бой с любым врагом, с каким только может справиться. Подросшие уховёрточки разойдутся только когда мама умрёт. Как многие насекомые, наша героиня платит за материнство жизнью.

Это скромное насекомое ведёт такую же скромную жизнь, неся на себе бремя незаслуженных обвинений. Днём прячется в тёмных и влажных укрытиях, ближе к ночи выходит добывать пропитание. Она всеядна – мхи, водоросли, погибшие насекомые, пыльца и нектар цветов, фрукты, вот её рацион. Небольшой урон в урожае (информация для пугливых садоводов), компенсирует активной охотой за паутинными клещами, тлёй, трипсами, мелкими личинками, гусеницами молей. Правда об этом мало кто подозревает, ведь мы ночью спим и не видим, что происходит на наших грядках. Какая сторона здесь весомее, положительная или отрицательная, я не знаю. Возможно, всё зависит от личных симпатий.

Мне самой, как я уже говорила, уховёртки встречались крайне редко. Сфотографировать я смогла их только этим летом, да и то лишь дважды. Пришлось немало поползать по заброшенным уголкам сада, переворачивая камни, поднимая вёдра и лейки, заглядывая под цветочные горшки. И опять уховёртки опровергли интернетную информацию – ни одна не пыталась принять угрожающую позу и пощёлкать в мою сторону своими клещами. Кажется, они мечтали только об одном - скорее унести ноги, а о длительной фотосессии не мечтали вовсе.

1.

2.

 

Единственная уховёртка, которую я застала на пестике гладиолуса (она лакомилась пыльцой), решила проблему просто – выскочила на край лепестка, героически бросилась с высоты и моментально исчезла в траве.

3.

4.

 

Скажу честно, мне эти существа показались вполне милыми.

А чем же закончилась наша история с абрикосами? Они были съедены. Мой супруг вполне успокоился, узнав, что его ушам ничего не грозит, и согласился приютить малышку до весны – за окном уже мела первая позёмка. Даже иногда приносил ей небольшой кулёчек мягкого чернослива и инжира от своих рыночных приятелей. В конце мая мы отпустили нашу квартирантку на свободу, пожелав ей удачи.