Из России без любви, но с дивидендами
На модерации
Отложенный
Рабочий визит Хилари Клинтон в Москву прошел 18-19 марта, и начался он с конфуза. Пока Хилари готовилась к встрече с Медведевым в подмосковном замке Майендорф, Путин, находящийся в рабочей поездке в Волгодонске, неожиданно заявил, что Россия собирается запустить иранскую АЭС в Бушере в июле этого года. Американская Wall Street Journal поспешила расценить это как «пощечину» для госсекретаря: по данным издания, Москва якобы пообещала американцам не запускать АЭС, пока иранцы не возобновят полное сотрудничество с МАГАТЭ.
Очевидно, демарш Путина стал ответом на неуклюжие попытки американского руководства вбить клин между участниками властного тандема в России. Как мы помним, в ходе личных встреч президент Обама расхваливал Дмитрия Медведева за его «прогрессивность» и «конструктивный подход» к российско-американским отношениям, а также намерение бороться с коррупцией в России, но при этом заклеймил Путина как человека, стоящего «одной ногой в прошлом». Премьер, как известно, парировал это тем, что «мы в раскорячку стоять не умеем». А теперь, как видим, нанес ответный удар вашингтонским стратегам, подбросив неприятный сюрприз к визиту американского госсекретаря и дав понять, что столь важные вопросы решаются при его непосредственном участии.
Чтобы уладить возникшие недоразумения, Клинтон попросила в ходе своего визита о личной встрече с премьером, на что тот великодушно согласился, сократив до одного дня свою поездку в Ростовскую область. Впрочем, встреча не была теплой – Путин начал ее с застарелых претензий в адрес США по поводу поправки Джексона-Вэника и отсутствия прогресса по вступлению России в ВТО. «Пять наших компаний находятся под санкциями, которые были инициированы как раз вашим ведомством»,- посетовал премьер.
В ответ на это Клинтон, поблагодарив Путина за возможность встретиться с ним лично, выдала серию протокольных заверений, что США «преданы делу расширения, углубления наших экономических отношений на уровне наших бизнесменов и деловых лидеров».
«Дозаправка в воздухе»
И все же основные вопросы решались в ходе личных бесед Хилари Клинтон с президентом Медведевым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Завеса секретности была столь велика, что главам обеих дипломатий было почти нечего сказать на итоговой пресс-конференции. «У меня впечатление такое, что «перезагрузка» действительно удалась, - с оптимизмом заверил Лавров. - Самое главное, чтобы сейчас мы не останавливались в нашем движении вперёд… и в этом контексте я считаю, что нынешний визит госсекретаря Хиллари Клинтон в Россию можно назвать «дозаправкой в воздухе».
В свою очередь, Клинтон тоже порадовалась успехам «перезагрузки» и заявила о готовности «наращивать те взаимоотношения, которые были начаты между нашими двумя президентами». По ее словам, американцам будет «приятно приветствовать» Дмитрия Медведева в Соединённых Штатах, когда он приедет на предстоящий в апреле этого года саммит по ядерной безопасности.
Главной темой переговоров Клинтон с российским руководством было завершение подготовки многострадального договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Напомним, что в июле прошлого года в ходе визита Барака Обамы в Москву президенты договорились подготовить документ к декабрю 2009 года. Срок прежнего договора уже истек, но переговоры по новому соглашению до сих пор тянутся и никак не могут увенчаться успехом. О дате их завершения дипломаты предпочитают говорить крайне осторожно, поскольку все ранее оговоренные сроки уже были сорваны.
Наиболее спорными моментами являются: система контроля за ядерным арсеналом другой стороны; количественные параметры сокращения боеголовок (американцы настаивали на 1100, тогда как Россия готова была сокращаться до 500); проблема так называемого «возвратного потенциала» (т.е. боеголовок, помещаемых американцами на склад и тем самым якобы подвергшихся сокращению); а также проблема соотношения наступательных и оборонительных (т.е. ПРО) ядерных вооружений.
Подготовка документа на последнем этапе шла в обстановке повышенной секретности – ни малейших сведений не просочилось в печать с осени прошлого года. Тем не менее, Клинтон заявила, что надеется на подписание договора между президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой «в ближайшем будущем» - т.е. в начале апреля. По ее словам, осталось преодолеть ряд «технических» деталей.
Источник газеты «Коммерсант» в российском МИДе подтвердил, что на переговорах по СНВ осталось только согласовать несколько формулировок на обоих языках – русском и английском.
Обама-миротворец
Американцы особенно стремятся к тому, чтобы новый договор СНВ был подписан до 12 апреля, когда в США откроется саммит по ядерному разоружению. В ходе этого задуманного Обамой мероприятия, Белый дом рассчитывает использовать договор о сокращении наступательных вооружений с Россией как козырь на переговорах по иранской и северокорейской ядерной проблеме, подчеркивая тем самым «миролюбие» Америки. Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама нуждается в каком-нибудь весомом подтверждении тех авансов, которые ему были выданы как самими американцами, так и «прогрессивной» европейской общественностью.
Но вот какое решение придумали переговорщики России и США для выхода из тупика, остается только гадать. Опыт подсказывает, что в подобных случаях российской дипломатии ранее не удавалось добиться серьезных уступок от своих американских партнеров. Не исключено, что мы увидим в договоре какие-то достаточно обтекаемые и не слишком обязательные формулировки, которые, с одной стороны, учитывают озабоченность России, а, с другой стороны, не накладывают каких-то серьезных ограничений на действия американской стороны.
Между тем, Клинтон в ходе московского визита выслушивала неприятные вещи не зря. Российское руководство фактически подтвердило, что готово пойти на новые санкции против несговорчивого Ирана, отказывающегося остановить свою ядерную программу. «Как говорил не один раз президент Медведев, санкции редко когда работают, но бывают ситуации, когда они становятся неизбежными. И не исключаю, что такая ситуация может наступить в отношении Ирана», - отметил Сергей Лавров.
В последние месяцы Россия явно поддается аргументам западных партнеров о том, что Иран исчерпал все лимиты терпения мирового сообщения, ведет себя «неконструктивно» и должен быть наказан новыми санкциями Совбеза ООН. Теперь главным препятствием на пути американских санкций остается Китай, который получает из Ирана 10% своей нефти. Добиться согласия Пекина будет непросто, особенно в свете обострившихся в последнее время противоречий между США и Китаем по экономическим вопросам.
Кто кого перезагрузил?
А в российско-американских отношениях главной интригой теперь является вопрос о том, кто кого переиграл в ходе той самой пресловутой «перезагрузки». Кто сумел обменять риторику на реальные дивиденды и станет стратегически выигравшей стороной? В этом смысле многое должен показать итоговый текст договора по СНВ, который мы увидим, согласно обещаниям властей, в апреле этого года.
Пока что из практических результатов «перезагрузки» мы имеем налицо: некоторое смягчение американской риторики по отношению к Кремлю, реконфигурацию американских планов ПРО в Европе, испорченные отношения России с Ираном и разрешение на транзит американских военных грузов через российскую территорию в Афганистан.
Заметим при этом, что отказ от бушевской ПРО в Европе, декларированный президентом Обамой после прихода в Белый дом, как и следовало ожидать, был неокончательным и означал лишь корректировку американских планов - с учетом, так сказать, изменившихся экономических и политических реалий. Теперь американцы делают ставку на системы ПРО морского базирования, при этом на будущее, вдобавок к Польше и Чехии (избранных Бушем под свою ПРО) присматривая под свои ракеты территории новых стран Восточной Европы – Румынии, Болгарии.
Итогом согласия России на новые санкции против Ирана, как нетрудно предположить, станет кардинальное ухудшение российско-иранских отношений, которые и без того катятся под гору. Зато повороту во внешней политике России уже рукоплескало «цивилизованное» сообщество в лице Израиля и президента Франции Николя Саркози. Теперь остается наблюдать, каковы будут реальные последствия принятых решений, и получит ли Россия что-либо помимо ободряющих похлопываний по плечу со стороны своих «заклятых» западных партнеров.
Кстати, к разочарованию украинцев, подписание нового договора СНВ пройдет не в Киеве, как это предлагал новоизбранный президент Виктор Янукович. Наиболее вероятным местом, по данным российских дипломатических источников, может стать Прага, куда Дмитрий Медведев отправится накануне своего визита в США.
Комментарии