Россия накануне новой Перестройки?

На модерации Отложенный

Россия накануне новой Перестройки?

Политологи наперебой смакуют провальные для едирастов региональные выборы. Некторые настолько оптимистичны, что всерьез заговорили о медведевской оттепели. Мол, вот до чего дошло дело – выборы стали проводить честно. Странно, что осень 2009 г. дала пример наиболее грязных выборов в московскую гордуму, а весной этого года – какой-то ренессанс ельцинизма, когда партии власти иногда даже проигрывали (например гайдаровская ДВР в 1995 г.). На самом деле никакого второго пришествия демократии не наблюдается, просто политическая система РФ начала адаптироваться к новым условиям. Я вижу три основных пути мутации политической надстройки:

1. Германизация (фашизация)

2. Украинизация (демократизация)

3. Американизация (тотальная манипуляция)

Айн фольк, айн рейх, айн фюрер

Германизация – это, собственно, продолжение старого путенско-фашистского курса на создание вертикали власти под брендом «Единой России». Выборы в двух субъектах федерации – Воронежской области и Ямало-Ненецком автономном округе показали, что тотальный контроль над процессом волеизъявления населением еще может быть вполне эффективным. ЕР набрала в ЯНАО 64,7% голосов, в Воронежской области 62,7%. Что общего между этими субъектами? В обоих случаях по всем одномандатным округам в заксобрания прошли только представители партии власти. То есть проходные оппозиционные кандидаты либо зачищались на стадии регистрации, либо тупо давились административным ресурсом в ходе избирательной кампании, а, возможно, никакой реальной оппозиции в этих регионах уже в принципе не существует. Второе обстоятельство, бросающееся в глаза – низкая явка городских избирателей и высокая явка в сельской местности. Собственно, так было всегда. Но не всегда едирасты понимали эффективность манипуляции явкой. А в этот раз, похоже, уже начали понимать.

Например, в ЯНАО едросы вели кампанию предельно вяло: никаких шумных мероприятий и фестивалей, никаких подачек в виде повышения зарплат бюджетникам (повышение лишь пообещали с марта), никаких громких заявлений и амбициозных лозунгов из уст губернатора. На одномандатных округах вообще наблюдалось кладбищенское спокойствие. Какой у электората в таких условиях может быть интерес к выборам? Да никакого! Значит, на участки для голосования придут только те, кого туда приведут строем – чиновники, бюджетники, служивые и работники градообразующих предприятий.

Технология предельно проста. Скажем, вот какая картина наблюдалась в микрорайоне Вынгапуровский (г. Ноябрьск). В фойе здания, где располагается избирательный участок, сидят сосредоточенные тетеньки и сверяют по спискам пришедших на выборы работников «Газпрома» и его дочерних предприятий. Эти самые работники, выполнив свой священный гражданский долг, расписываются напротив своей фамилии. Как говорится, голосование – дело добровольное: хочешь иметь проблемы на работе – можешь не ходить. За кого будет голосовать абсолютно похуистически настроенный электорат? Да за любого, чья фамилия стоять в бюллетене. А в этом самом бюллетене стоит фамилия генерального директора их предприятия, что полностью исключает муки выбора.

Учитывая, что все генеральные директора состоят в ЕР, коей и выдвинуты, то выбор в пользу, сами знаете какой партии, очевиден. К этому располагает и непрерывная кампания по промывке мозгов электората с помощью телегипноза. 365 дней в году по всем местным телеканалам обыватель видит только деятелей ЕР, освещаются мероприятия только этой партии, а других на ямальском информационном поле просто не существует.

Думаете, власть сильно расстроилась, что в самом крупном городе автономного округа – Ноябрьске, явка составила всего около 32%? Наоборот, это повод для радости. Ведь в городе ЕР набрала что-то около 50%, а в Пуровском районе, окружающем Ноябрьск – аж 92%. В результате и вырисовывается рекордный для прошедшей кампании результат партии власти – 64,7%.

Українське сало: зроблено в США

Представляю, как разговоры про «медведевскую оттепель» возбуждали всякого рода политтехнологов. Они мечтательно закрывали глаза и сладострастно шептали: «Ах, вот если бы и у нас стало так же, как на Украине». Поясню, о чем идет речь: Украина – страна намного беднее РФ, но избирательные бюджеты там в среднем в два-три раза жирнее, чем у нас. А президентские выборы – это даже не золотое дно, а бездонный золотой колодец. Причина в том, что на украинских выборах существует реальная конкуренция. Говорить о том, что на «незалэжной» существует настоящая демократия, я бы поостерегся, но то, что непредсказуемость – реальный фактор украинской внутренней политики – это точно.

Однако мечты политтехнологов о верном куске хлеба с черной икрой разбились 22 января 2010 г. В этот день на заседании Госсовета, посвященного развитию политической системы России, главный смотрящий за рублевой зоной Путен выразился предельно конкретно: «Мы не допустим украинизации политической системы» (про это историческое заседание Госсовета см. «Путен назвал Медведа дрочером»). Собственно, для электората нет никакой разницы, кто победит на выборах, для него абсолютно ничего принципиально не изменится и измениться не может. Но для так называемой элиты это вопрос первостепенной важности. Сегодня все или почти все политические вопросы «разруливает» Кремль, как филиал Белого дома и Белый дом, как филиал Кремля (хрен поймешь, кто при тандемократии главнее). На Украине же роль главного политического арбитра негласно играет американское посольство. То есть заявление Путена надо воспринимать не как злобные нападки гэбиста на демократию, а всего лишь как послание для элит: мол, мы, как и раньше – реальные пацаны, конкретно решаем вопросы, несите бабло нам, не надейтесь, что выборы будут честные. И вообще не надейтесь, что выборы будут.

Шоу мас гоу

Парадигма американской политической системы – отсутствие оппозиции. Зато там есть целых две партии власти – Демократическая и Республиканская. Поэтому рулят они по очереди: президента-демократа сменяет президент-республиканец, а республиканское большинство в конгрессе уступает большинству демократическому. Часто система пребывает в равновесном состоянии: президент от одной партии власти, а в парламенте ведущую роль играет конкурирующая партия власти.

Даже очень продвинутые политологи не смогут ответить на вопрос, чем демократы и республиканцы отличаются друг от друга. По крайней мере проводимая ими политика меньше всего зависит от принадлежности к той или иной партии.

Такое положение выгодно крупному капиталу, ибо финансовая олигархия является подлинным хозяином США. Кто бы ни победил на выборах – это будет ставленник Уолл-Стрита. А быдло пусть участвует в шоу под названием «выборы» и делает ставки на то, какой жеребец придет к финишу первым. Собственно, выборы в Америке – это уже скорее явление массовой культуры и спорта, но не политический акт. Реальная политика делается реальными пацанами в закрытых клубах, куда из посторонних допускаются разве что официанты и проститутки.

Можно ли перемодернизировать недомодернизированное?

Напомню тем читателям, что не изучали в советских вузах основы марксизма-ленинизма, что такое базис и надстройка. Базис – (по-гречески basis – буквально означает «основание») одна из двух составных частей общественно-экономической формации; совокупность производственных отношений, составляющих экономический строй общества на данной ступени его развития. Надстройка, функционально с ним связана и является совокупностью идеологических отношений, взглядов и учреждений; в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

Политическая надстройка меняется только тогда, когда происходят изменения в базисе. Экономический фундамент РФ с началом кризиса хоть и не развалился, но дал существенные трещины, вызвавшие в надстройке волну неприятных вибраций. Одним из проявлений этих вибраций и стали провальные для ЕР выборы в регионах и почти позорные муниципальные выборы. Делать вид, что ничего страшного не произошло, власть не может. Ведь ЕР – это не просто партия, а партия, во главе которой стоит беспартийный Путен. Соответственно, провал ЕР – это плевок в путенскую морду, а в лице путенской морды плевок во все самое святое. Короче, модернизация (ах, это модное словечко!) политической системы назрела, хотя жареный петух еще в задницу не клюнул, а лишь прокукарекал.

Самый простой и быстрый способ модернизации расшатавшейся конструкции – гаечный ключ. Проблема в том, что бесконечно затягивать гайки невозможно – либо ключ сломается, либо резьбу сорвет. К тому же, чтоб затягивать гайки все туже и туже, нужно все больше мышечных усилий, а откуда свежим силам взяться, коли нефтяные цены не лезут вверх? Но подполковник ГБ и его ассистенты (клан силовиков) никаких иных рецептов модернизации не знают.

Преемственный мальчик-мажор (точнее, стоящие за ним олигархическо-чиновничьи кланы), возможно, и не против маленько «украинизировать» унылый политический спектакль – выпустить на сцену несколько «свежих» актеров, разрешить харизму и засатвить ЕР честно конкурировать с «оппозицией». Но все это чревато новой Перестройкой, которая начиналась вроде как кампания за придание социализму человеческого лица, а закончилась полной жопой. Всякая, даже декоративная демократизация несет для режима угрозу потери монопольного контроля за внутренней политической жизнью в стране. Кто же побежит давать взятку Путену или Медведу за назначение губернатора в 50 миллионов баксов, если за половину этой суммы на относительно честных выборах можно провести в региональный парламент большинство депутатов, которые и внесут на утверждение президенту «правильный» список претендентов? Опять же, новая оттепель может вызывать рецидив вакханалии свободы слова. Да и злобная мировая закулиса не дремлет – так и норовит коварно воткнуть в дряблую ляжку матушки-Рассеи шприц с бациллами оранжевой заразы.

К победе тандемократии под флагом святой двоицы

Вот тут мы логически и приходим к тому, что наиболее рациональным путем самосохранения режима является американизация политической системы – уничтожения всякой системной оппозиции и создание двух равновесных партий власти. И пущай они друг с другом конкурируют на «честных» выборах на радость заскучавшему электорату и мировой общественности, попрекающей Кремль в недемократичности. Создать вторую партию власти можно элементарно просто – путем слияния «Справедливой России» и КПРФ. Возможно, в эту же тусовку запихнут и ЛДПР, хотя это и не обязательно – Жирик все равно играет роль сугубо декоративную. С его уходом (он же не вечно жить будет?) ЛДПР сразу уйдет в небытие.

Кто сказал, что Зюганов не пойдет на объединение с буржуйской партией Миронова? Да ему деваться некуда! В 1997 г. в компартии состояло 559 тысяч членов, десятью годами позже их осталось лишь 150 тысяч. Если темпы убыли сохранятся, то парламентские выборы 2011 г. станут лебединой песней зюгановцев. Какой бы процент голосов они не взяли, до следующих выборов зюгановцы физически не дотянут. Но процесс разложения КПРФ можно и ускорить, профинансировав пару-тройку расколов. Если на Украине коммунисты полностью ушли с официальной политической сцены, то почему это невозможно в РФ?

Так что вопрос слияния КПРФ и СР – это вопрос не идеологический и даже не совсем политический, а прежде всего коммерческий. Если кремлевские модераторы предложат Зюганову примлемые условия для слива компартии – он ее сольет. Даже если половина оставшихся к тому времени коммунистов со скандалом выйдут из партии и пополнят ряды десятка маргинальных карликовых компартий – проблемы это не создаст. Наоборот, позволит легче сменить партийный бренд. Например, вместо СР и КПРФ может появиться Российская социалистическая партия.

Вторым этапом политической модернизации должна стать избирательная реформа, ликвидирующая выборы одномандатников. А что, это вполне в духе самых демократических стран мира. С одной стороны это лишит ЕР колоссального преимущества, поскольку нынешняя партия власти имела контроль за одномандатными округами в диапазоне от тотального до подавляющего. С другой стороны, если голоса между двумя партиями власти будут распределены примерно поровну, для самой власти это никаких проблем не создаст.

Возможно, произойдут такие нововведения не одномоментно, а сначала путем изменения региональных избирательных законов, а потом уже будут соответствующим образом переписаны уставы муниципалитетов. Суть этих изменений в том, что вход на политическую сцену отныне будет возможен только через партийную дверь, а контроль за недопущением выдвижения неугодных кандидатов переложен с избиркомов на внутрипартийные инстанции. Ни один маргинал уже не сможет прорваться даже в поселковую думу. При этом не останется ни малейшей нужды в фальсификации результатов выборов. Выборы окончательно превратятся в спектакль, и задача власти будет состоять в том, чтобы поддерживать минимальный интерес телеаудитории к этой мыльной опере.

«Единая Россия» в этой ситуации претерпит значительные изменения. Во-первых, она будет вынуждена заниматься тем, чем она никогда не занималась – политической борьбой. Не удушением политических противников с помощью административного ресурса, а именно борьбой. Во-вторых, ЕР (правая партия власти) сильно полевеет, возьмет на вооружение популярную социальную риторику. Левая партия власти (условно назовем ее Социалистическая партия или «Социальная Россия») наоборот полностью откажется от раздражающей коммунистической символики и, изрядно поправев, займется той же социальной популистской демагогией. В идеале ЕР и СР должны стать такими же партиями-близнецами, как Республиканская и Демократическая партии в Америке.

Куда же при такой устойчивой тандемократической системе денутся остальные партии (сегодня их в РФ семь)? Формально те из них, что не примкнут к одной из двух партий власти, никуда не денутся, просто ни малейшей роли они играть уже не будут. Ведь и в США официально существует многопартийность, действует даже коммунистическая партия.

Я вовсе не пытаюсь утверждать, что именно по такому сценарию будет происходить мутация политической системы в РФ. Я всего лишь описал все основные возможные варианты. Конечно, умозрительно углубление тандемократи кажется наиболее рациональным путем самосохранения правящего режима (а самосохранение – это то, на что власть тратит 80% своих усилий), но в реальной жизни идеальные математические модели обычно не действуют. Следует принимать в расчет факторы инерции, страха, тупости и алчности. Человек – животное в крайней степени иррациональное, поэтому даже прыгая за борт с тонущего корабля, иной индивид вместо спасательного круга норовит схватить сундучок с золотом. Вот и мне любопытно, что пересилит у наших правителей – инстинкт самосохранения или лень с алчностью?

Если первое, то в мае следует ждать знаковых событий, дающих старт большому политическому переформатированию. Если победит желание «еще чуток погодить», то осенние выборы 2010 г. рискуют дать более жесткую встряску едирастам, а в их лице и всему правящему режиму.