Россия устала от гуманизма

На модерации Отложенный

Случай в Иркутской области, где школьники избили пожилую учительницу физкультуры и выложили фотографии избиения в Интернет, представляет, на мой взгляд, в новом свете дискуссию о телесериале "Школа", который многие учителя и чиновники назвали "чернухой", "негативом" и даже "спланированной диверсией против наших детей и молодежи".

Неприятие любых попыток показать изнанку российской действительности стало в последние годы чуть ли не образцом того, как патриот должен реагировать в подобных случаях. Между тем на Западе фильмы, демонстрирующие самые жесткие аспекты школьной действительности, традиционно считаются важнейшим средством для воспитания в обществе человечности и умения понимать окружающих.

Так фильмы о массовом убийстве в американской школе "Колумбайн" в 1999 году получили в общей сложности "Оскар" ("Боулинг для Колумбины" Майкла Мура), Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля ("Слон" Гаса вен Сента), "Сезар" ("Боулинг…") и две премии на 42-м международном кинофестивале в Карловых Варах ("Класс" эстонского режиссера Ильмара Раага).

В 2008 году "Золотую ветвь" получил в Каннах "Класс" французского режиссера Лорана Канте (став первым французским фильмом - лауреатом этого приза за 21 год), а в феврале этого года Изабель Аджани получила во Франции "Сезара" за роль учительницы в фильме Жан-Поля Лилиенфельда "Последний урок". Оба фильма по концентрации того, что в современном российском дискурсе принято называть "чернухой", далеко превосходят "Школу" Гай-Германики и другие отечественные фильмы и сериалы.

Нельзя не отметить, что традиция воспитания гуманизма через визуальную демонстрацию отвратительности зла прекрасно знакома русскому и советскому искусству ("Апофеоз войны" и "Скобелев под Шипкой" Василия Верещагина, "Обыкновенный фашизм" Михаила Рома и т.д.), однако в советские годы зло разрешалось видеть только во внешнем, заграничном мире. Этот запрет был нарушен снятым в 1983 году фильмом "Чучело", который резко противопоставил идеалы любви и дружбы волчьим нравам тогдашней школы.

Сейчас в идеологии российского общества происходит частичный откат к тем временам, когда за недостатки, ошибки и промахи наказывали не тех, кто в них виноват, а тех, кто о них сообщил. Эта тенденция представляется особенно опасной на фоне обвального падения нравственности в современном российском обществе. Более того, она усугубляет нравственную деградацию России, возвращая ее стадиально к возрасту агрессивного подростка, возрасту, давно пройденному цивилизованным человечеством и, как казалось совсем недавно, самой Россией. К сожалению, никто не хочет замечать стремительно расходящейся трещины между уровнями общественного развития передовых стран и России.



Этот текст mutatis mutandum я писал для работы, но он, к сожалению, был напечатан совсем в другом виде и с совсем другими акцентами (я не Максим Соколов, поэтому не могу приписать здесь, что завтра понесу заявление об уходе). К еще большему сожалению, проведенный по итоговому тексту опрос представителей политической элиты подтвердил мою правоту (гиперссылку не даю). Что же касается самого сериала Гай-Германики (который респонденты, скорее всего, вообще не смотрели), то он, как это ни смешно, не очерняет действительность, а лакирует. Прекрасная столовая, учителя бесплатно помогают школьникам после уроков и даже заходят посмотреть, в каких условиях живет новый ученик (я застал такое в первом классе в 74 году), ученики приходят к больному учителю в поздравлением к 23 февраля, единственный раз (за 33 серии) учительнице предложили взятку и она, подумав, - отказалась! Если это очернение, то я негр нашей светлой действительности. Обама нашего российского барака. Ну а теперь к цитатам:

"Телесериал "Школа" - это как раз та самая попытка сформировать негативный образ школы, учителей и учеников" (Член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов).

Заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, член фракции "Единая Россия" Зоя Степанова дала также сугубо отрицательную оценку телесериалу "Школа". "В любом обществе должна существовать определенная мораль, а подобный сериал расходится с любыми понятиями о морали и нравственности", - полагает Зоя Степанова.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов считает, что телесериал "Школа" имеет откровенно негативный эффект для зрительской аудитории. "Реальную альтернативу подобному "явлению" могут составить лишь наши старые добрые фильмы, такие как "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника" и т.д.",- заявил депутат.

"Школа" - это "наглядное пособие для детей, где показано, как себя можно и нужно вести". "Вот дети и воспитываются на таких сериалах" (Президент Славянского фонда России Галина Боголюбова).

"Я не смотрел сериал "Школа", но слышал о нем отзывы, и уверен, что он ничему хорошему не учит. На мой взгляд, такие дикие случаи, как насилие над преподавателями, как раз и происходят от того, что дети насмотрелись подобных телесериалов. По-хорошему, тех, кто снимает и внедряет подобные сериалы на телевидении, следовало бы прилюдно вешать" (Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края).