Не всё ещё распродано
На модерации
Отложенный
В России начался новый этап передела собственности.
Откорректированный план приватизации федерального имущества на 2010 год и основные его направления на 2011 и 2012 гг. наводит на мысль, что распределение госдостояния еще далеко от завершения.
Передел без предела
Приватизаторы новой волны будут делить собственность по-новому, вежливо, на голландский манер, чтобы ни одна копейка из казны не пропала.
Для комфорта торги начнут «доставлять» в каждый дом в режиме видеоконференцсвязи. Так что поиграть в рулетку на бирже можно будет, сидя дома за чашечкой кофе в Москве, на Дальнем Востоке или где-нибудь в уютном номере отеля на Сейшельских островах. Приближают товар к покупателю для того, чтобы быстрее определить справедливую цену фабрик, заводов, портов и пароходов, которые государству нынче в обузу
Организовать распродажу имущества, оказавшегося не у дел, хотят на многоуровневой торговой площадке с пропускной способностью более тысячи торгов в год. С таким размахом государственное имущество со времён первых приватизаторов никто не продавал.
Организаторы будущих грандиозных распродаж абсолютно уверены, что торговые площадки в России пустовать не будут. Всегда найдётся что на них выставлять. Одних только федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в прошлом году насчитали 3765.
Правда, несколько сотен из них находятся в стадии банкротства или реорганизуются. В отношении 900 предприятий особого значения приватизация ограничена законодательством. Но при необходимости ограничения можно снять. Лишь бы покупатель отыскался достойный.
И сегодня у государства есть немало нераспроданного добра. В планах правительства РФ сократить госсектор в 2-3 раза – до 10 процентов. А значит, страну ждёт ещё один передел собственности.
Первоначально по плану приватизации на 2007-2010 годы на торги помимо 88 солидных акционерных обществ, 11 ФГУПов и трех крупных ООО хотели выставить Мурманский рыбный порт, аэропорты, 7 автотранспортных и 35 сельскохозяйственных предприятий, в том числе племенных хозяйств, НИИ, конструкторские бюро, комбинаты бытового обслуживания, строительные организации, и даже аптеки и поликлиники.
Под горячую руку приватизаторов новой волны чуть было не попало всё, что не даёт прибыль.
Отправляя на продажу всё подряд, никто не подумал о том, что без мастерской по ремонту обуви или прачечной, задавленных местными налогами, люди будут испытывать массу неудобств, а без поликлиник многим просто не выжить.
После выборов нового президента приватизационный пыл решили унять. Список имущества, отправляемого на продажу, долго корректировался с учётом кризиса и особых обстоятельств, в которые попала российская экономика. И вот, наконец, стало известно, что в 2010 году в первую очередь на торги выставят госпакеты 449 акционерных обществ. Первоначально от их продажи в бюджет должны поступить 18 миллиардов рублей. К концу года список продаваемых объектов будет расширен с тем, чтобы получить доходов от приватизации на 70 миллиардов рублей. Сумма, что ни говорите, - внушительная. Но это вовсе не значит, что всё, выставленное на торги, будет раскупаться, как горячие пирожки.
Ну, как же без лакомых кусков…
Несмотря на то, что приватизация идет в России уже много лет, чиновники так и не научились продавать малоликвидные и убыточные госпредприятия. С каждым годом количество привлекательных «лотов» сокращается, а от их продажи государство получает всё меньше денег.
Правительство регулярно принимает ежегодные планы приватизации с 2003 года и столь же регулярно их проваливает. Но пожалуй, самым провальным оказался 2009 год, когда от приватизации госсобственности выручили всего-то 1 млрд 930 млн рублей, т.е. в шесть раз меньше того, что хотели получить.
Торги-2010 ещё только начинаются. Но эксперты уже скептически оценивают их ход. Существенно пополнить бюджет от продажи госсобственности удастся только при одном условии: если власть созреет для продажи долей в «Роснефти» или «Связьинвесте».
Но пока не иссяк Резервный фонд и есть возможность заимствовать за рубежом, надо полагать, до продажи лакомых кусков на закуску дело не дойдет.
Оснований для таких суждений более чем достаточно.
В последнее время приватизаторам удавалось сбывать с рук лишь ничтожную часть всех занесённых в правительственный план предприятий. На остальные, как правило, убыточные и часто наполовину разворованные - просто не было спроса.
Да и чего греха таить, план по приватизации в предыдущие годы обычно удавалось выполнить за счет немногих лакомых кусков госсобственности.
В 2004 году, например, госпакет «ЛУКОЙЛа», проданный за 58 млрд. рублей, позволил перекрыть весь недобор налогов. В 2005 году ситуация складывалась похожим образом. При плане приватизации в 1,7 тысячи предприятий на торги была выставлена только десятая часть из них. Но реализация одного только пакета из 17,8 процента акций Магнитогорского металлургического комбината за 21,9 млрд. рублей покрыла половину годового плана по сборам.
Товар лицом
Остается только гадать, почему продавцов государственного имущества раньше не насторожило, что абсолютное большинство покупателей собственности интересуют не сами выставляемые на торги объекты, а земельные участки под ними, высвобождаемые военные городки, находящиеся недалеко от крупных мегаполисов.
Чиновники Росимущества пытались спасти ситуацию всеми доступными средствами. Отменили повторные аукционы непроданного имущества. Отказались от продажи объектов с понижающейся ценой. «Приватизация не может быть ни бесплатной, ни льготной. Если федеральное имущество и должно продаваться, то только по реальным рыночным ценам, без всяких скидок, - напутствовал премьер Владимир Путин.
Только вот беда - без скидок во время кризиса его никто не берёт. Выступая на правительственном часе в Госдуме, глава Росимущества Юрий Петров сказал, что в провале грандиозных приватизационных планов на 2009 год виноваты глобальный экономический кризис и ухудшение финансового положения инвесторов.
Кризис действительно не мог не оказать влияние на торги. Но в провале приватизационных планов он виноват лишь отчасти.
При оценке первых итогов новой волны приватизации важно учесть и другое, не менее важное обстоятельство.
Как правило, к продаже предлагаются не самые эффективные госкомпании с устаревшим оборудованием и не самыми квалифицированными кадрами. Оставляет желать лучшего и предпродажная подготовка.
Улучшить ситуацию везде и сразу не удастся. Ведь для этого потребуется обеспечить максимальную прозрачность приватизируемого имущества, выделить и перегруппировать непрофильные активы, наладить отчетность по международным стандартам, обеспечить внедрение лучших практик в корпоративном управлении.
Такая работа, согласитесь, требует немало времени. Но важно не просто научиться заворачивать невзрачный товар в красивую упаковку, а сделать правильные выводы из уроков по разграблению страны, преподанных бизнесом в лихие девяностые.
Продать – не возродить
Сегодня приватизация уже не может быть лишь самоцелью. Она должна стать средством в решении более глобальной задачи - реконструкции и повышения эффективности российских предприятий. А без инвестиций в производство никакую модернизацию нам не осилить.
Весь вопрос в том, как их привлекать через собственность?
В Законе о приватизации речь идет только о том, как поскорее сбыть с рук, продать, но отнюдь не возродить ту или иную фабрику или завод.
Эту проблему должны решить поправки в закон о приватизации, предусматривающие возвращение инвестиционных аукционов. Кстати, теперь в условия торгов государством может быть включено и требование по сохранению профиля деятельности.
Но важно не упустить и другое, не менее важное обстоятельство - как продавать куски собственности, когда не установлены критерии стратегически значимых предприятий, связанных с обеспечением национальной безопасности? Ни в тексте федерального закона о приватизации, ни в иных правовых актах не содержится прямых указаний на порядок обсуждения и формирования такого списка.
На волне «прихватизации»
Несколько лет назад на такие нестыковки обратили внимание финансовые контролёры. Их выводы, сделанные в докладе Счётной палаты «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 гг.», могут служить настольной книгой тех, кто сегодня правит бал на рынке государственной собственности.
При составлении новых планов надо учесть, что приватизация хотя и выполнила «свою историческую миссию» - переход к рыночной экономике состоялся без больших социальных потрясений - но не достигла главной цели. В стране так и не появился широкий слой частных собственников, не обеспечена социальная защита граждан. Стоит ли удивляться тому, что в народе приватизацию первой волны назвали прихватизацией?
Однако почему-то никто не хочет признать, что вина за большинство нарушений во время первой приватизационной волны лежит не только на олигархах, но и на представителях властных структур.
Уводить объекты за бесценок помогали «нестыковки законодательства». Чиновники занижали активы на стадии предпродажной подготовки, а то и просто не учитывали их при создании уставных капиталов на начальном этапе. А на неисполнение инвесторами их обязательств закрывали глаза.
Согласно выводам Счётной палаты, в 89 процентах всех выявленных нарушений, вина ложится на чиновников и лишь в 11 процентах нарушений повинны новые покупатели.
Потому Счетная палата и предлагает правительству на новом этапе приватизации ввести в законодательство норму, позволяющую собственникам имущества компенсировать в договорном порядке, не дожидаясь судебных решений, ущерб, нанесенный государству в связи с невыполнением ими инвестиционных программ. Тогда у новых собственников и не будет возникать соблазна потрошить как кур доставшиеся им предприятия.
Но на такую меру чиновники почему-то никак не могут решиться.
Комментарии
А Вы знаете, что такое поле . Магнитное например... только без заумных книжных формулировок...