Сказка об исключительности рабства, или Зачем русским воля

На модерации Отложенный

Что ни день, то обязательно со всех сторон да из разных бурливых источников слышишь:

"Русские - рабы все", "Русские - быдло", "Русские - не народ"...И в качестве примеров приводят многочисленные ссылки на классиков русской литературы. На их гнев. На их смех сквозь слезы. На их сарказм.  На их попытки осмыслить суть и путь РОДНОГО народа...

Перво-наперво, что бросается в глаза, так это знак равенства между веком Х1Х и днем сегодняшним. Как минимум это -  некорректно. Смакуются забитость и темнота народа, но лишь для того, чтобы унизить его, а не для анализа причин и следствий. Вопрос о массовости явления темноты и забитости, также, что под этим подразумевалось, не ставится.

Степень необразованности именно русского народа ( речь у критиков, плакальщиков и злопыхателей  не о национальных окраинах обычно) сильно преувеличена. Степень необразованности дворян, "чинов", "разночинцев" - преувеличена в квадрате. С середины Х1Х века и к началу Первой Мировой войны просвещение народа, создание церковно-приходских школ, гимназий, училищ, университетов, консерваторий шло полным ходом. Причем, вовсе не отставая от "просвещенной" Европы. Традиция самообразования - помимо попов, в деревенской общине, сохранялась с ХУ11 века, несмотря на церковные репрессии. Часть реформ Победоносцева, об"явившего борьбу с "сектами", насильно насаждавшему официальную церковь, принесло вред просвещению народа, искони следовавшему, вопреки запретам Никона, образованию всех детей на селе, а не только каких-то избранных,  умению читать, рассуждать о содержании Ветхого Завета  и Нового - что способствовало развитию  философского склада ума.. Бережно сохранялась сквозь века и языческая традиция . Не только как совокупность мифов об устройстве мироздания, но и прикладная составляющая - календари, приметы, связанные с природой и ее циклами, традиции лечения, исторические предания, устное творчество воспитательного назначения - песни, танцы, пословицы, поговорки, утварь, вышивки - с обязательным толкованием значений знаковых элементов, их символики. Сочетание языческого с отфильтрованным христианским - отбрасывалось все, к жизни не пристраиваемое, - сохраняло русский характер.

Любители поговорить о рабстве и раболепстве русских приписывают эти качества всем без исключения русским. Всех сословий. Не видя противоречий. Если страна вся снизу доверху рабская по структуре психики и складу ума, то она не может просуществовать дольше одного-двух поколений. И единицы свободных и вольнодумцев с их горечью, презрением и призывами ее не спасут. Насилие со стороны власти с целью принудить  ее защитить - тоже.

Очень древний и уверенный в себе народ не дергается по пустякам. Поэтому, когда в качестве примера рабства приводят нежелание народа взяться за колья, вилы и/ или автоматы за чью-то плохо сформулированную идею, да еще и против своих же, а не внешних врагов, то - очень кривят душой, либо - не выбираются из собственной самовлюбленной обидчивости: "Я так за них радею, а они не хотят меня (нас) поддержать! Фу, какие!"- и дальше от избытка любви к народу начинают его поносить. Обычно долго, годами. Ну, кто ж за такими пойдет ? Мудрость народ проявляет и гордость, самоуважение, а вовсе не рабство натуры.

Если быть честными, то сказки об отсутствии своего мнения у людей, об отсутствии их оценок событиям их жизни, включая политику, - негожий самообман разных политиков. Неактивный народ  не значит , что глупый, тупой, безнравственный. Особенно плох тот политик, который не понимает, что народ у нас уже давно просвещенный и образованный, многие семьи имеют высшее образование в третьем-четвертом коленах, телевидение и книги, интернет - поток информации, который люди осмысливают и обсуждают ежечасно. Говорить с образом быдла и холопов  вместо  образа адекватного  умного человека есть неуважение к народу. 

До Бога высоко, до царя далеко. На Бога надейся, а сам не плошай. Смысл этих  поговорок  не в холопской беспомощности народа, не имеющего возможность защититься от мракобесов и самодуров, а в описании самостоятельного, самодостаточного бытия. 

Об исключительности рабского духа, коль скоро можно его предположить в порядке рассуждений. Индия. Китай. Австралия. Африка. Америки обе. Европа. Не бунтуют что-то...То ли тоже - рабы все, то ли тоже - мудры...