Запад подорвал рыночные механизмы на рынке нефти
На модерации
Отложенный
После долгих дебатов европейцы установили потолок цен на российскую нефть. Он оказался жестче, чем заявляли изначально. Тем самым Запад впервые искусственным образом вмешался в рыночное ценообразование, за что всегда ругал другие страны. Чего Европа хочет добиться и к каким последствиям это приведет?
Евросоюз официально подтвердил решение по введению потолка цен на нефть, перевозимую морским путем. Лимит цены установлен на уровне 60 долларов за баррель, сообщил Совет ЕС и подтвердил посол Польши. Цель Запада – сократить доходы России от экспорта нефти. Но дело в том, что Запад не хочет, чтобы столь значимый игрок как Россия уходил с мирового рынка нефти. Потому что это вызовет проблемы в самих развитых странах.
Резкое сокращение российской нефти на мировом рынке приведет к ее дефициту и резкому росту цены. Европейцы и так еле справляются с дефицитом газа и роста цен на него, а также на уголь и другие энергоресурсы. В США же мировые цены на нефть напрямую отражаются на стоимости бензина и дизеля для простых американцев и на росте инфляции, с которой ФРС всеми силами пытается бороться.
Любопытно, что в ЕС разгорелись настоящие дебаты по потолку цен, мнения разделились довольно кардинально. Например, не поддерживали потолок цен Мальта, Греция и ряд других стран. Потому что это бьет по их бизнесу по перевозке нефти и по страхованию таких перевозок. Греция, например, имеет крупнейший в мире танкерный флот, а новые ограничения отбирают у нее основного клиента – Россию. А греческим компаниям очень хотелось бы возить российскую нефть в Азию. Однако большинство стран удалось уговорить, вероятно, в обмен на некие обещания. Только одна Польша оставалась недовольна. Ее позиция была крайне радикальной: поляки требовали ограничить максимальную цену 30 долларами за баррель.
Однако сдалась в итоге и Варшава. Потому что ЕС вынужден был пойти на дополнительные условия, на которых настояла Польша. Во-первых, потолок всегда должен быть минимум на 5% ниже среднерыночной цены на нефть. Во-вторых, уровень лимита будет пересматриваться каждые два месяца. То есть потолок цены будет постоянно меняться в зависимости от рыночных цен.
Причем вступает в силу этот потолок цены одновременно с эмбарго ЕС на нефть из России 5 декабря. Но те суда, которые загрузят российскую нефть до понедельника, получат 45-дневный льготный период для разгрузки своего груза.
Следующим шагом должно стать одобрение странами G7. Однако это, скорее, формальность: там ранее допускали ограничение на уровне 60 долларов, поэтому вряд ли будут проблемы с одобрением.
Ранее европейцы обсуждали диапазон цены в 65–70 долларов, но этот более высокий уровень согласовать не удалось.
«Поэтому итоговое решение можно считать более жестким по сравнению с консенсусом. Тем не менее потолок близок к актуальным ценам на Urals, а многочисленные исключения и сам формат механизма отслеживания потолка цен допускает возможность сохранения большей части российского экспорта», – считает Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
Россия вынуждена продавать нефть Urals со скидкой, и сейчас цены по разным оценкам варьируются в районе 55–65 долларов за баррель. Для бюджета точка отсечения в 60 долларов тоже приемлемый вариант, так как дефицит бюджета начнет резко расти только при 40–45 долларов за баррель.
Однако российским нефтяникам придется столкнуться с ростом логистических издержек, так как путь танкера из крупнейшего российского нефтеналивного порта на Балтике Приморска в европейские порты занимал всего три-четыре дня, а путь до Индии занимает около месяца, отмечает Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам».
Это неизбежно ведет к снижению грузооборота и росту стоимости фрахта судов.
«В преддверии эмбарго цены на аренду танкерных мощностей уже взлетели более чем в два раза. По данным Bloomberg, стоимость транспортировки российской нефти из Балтики в Индию подросла до 20 долларов за бочку. Если сюда добавить себестоимость добычи и налоги, а также вынужденные скидки, то получается, что у российских нефтяных компаний остается весьма незначительный профит», – считает Потавин.
Ранее вице-премьер Александр Новак в кулуарах 4-го Российско-Китайского энергетического бизнес-форума в Москве предупредил, что ценовой потолок неизбежно приведет к падению инвестиций, снижению и дефициту предложения нефти на рынке. Это означает признание того, что добыча нефти в РФ пострадает от санкций и введения эмбарго, и масштабы станут понятны в конце декабря, считает Потавин.
Россия неоднократно подчеркивала свою позицию: она готова работать только на рыночных условиях, а любые ограничения цены нельзя считать рыночными.
В этом плане Москва ощущает поддержку и других добытчиков нефти – альянса ОПЕК+, который в ноябре сократил квоту на добычу, что двигает стоимость нефти вверх. Саудовская Аравия и другие производители нефти недовольны таким вмешательством в рынок и справедливо опасаются, что в следующий раз подобные ограничения Запад может ввести и против члена ОПЕК.
С мая поставки российской нефти в страны Запада сократились на 2,2 млн баррелей в сутки, однако большая часть – две трети этого объема – была перенаправлена в Китай, Индию и Турцию, подсчитало МЭА. Индия вообще стала крупнейшим покупателем российской нефти именно морским транспортом. Если считать и трубопроводные поставки, то первое место у Китая.
После 5 декабря поставки российской нефти сократятся примерно на 1 млн баррелей в сутки, но если рынок потеряет больше этого объема, то стоимость Brent превысит 100 долларов за баррель, считает глава отдела глобальных исследований сырьевых товаров и деривативов в Bank of America Франсиско Бланч. По его мнению, к концу 2023 году фьючерсы на нефть марки Brent, скорее всего, подскочат до 110 долларов за баррель, потому что мировые поставки нефти будут ограничены, а Китай возобновит закупку больших объемов нефти.
Есть три сценария развития событий для России после 5 декабря, когда заработает и эмбарго ЕС на российскую нефть, и потолок цены.
При лучшем сценарии российская нефть подрастет в цене до 70 долларов за баррель, а объемы добычи не упадут относительно текущих уровней в 10,8 млн баррелей в сутки, отмечает Александр Потавин. При худшем сценарии Urals снижается до 50 долларов за бочку, а добыча падает на 1,2–1,7 млн баррелей в сутки. Однако базовый сценарий предполагает, что российская нефть останется в районе 60 долларов за баррель, а объемы производства в России снижаются лишь на 0,3–0,5 млн баррелей в сутки, отмечает эксперт ФГ «Финам».
Больше всего от этой истории выигрывают, конечно, Китай, Индия и другие развивающиеся страны, которые, скорее всего, воспользуются ограничениями для того, чтобы попросить у России еще большую скидку на нефть.
Комментарии
- кто дал право этим американским холуям устанавливать цену на товар, который они не производят?
- почему такой слабый замах? Хотели ударить по России, так и верхний предел цены на нефть назначили бы 5-10 баксов за бочку. Кишка тонка?