Выйти из мракобесия

На модерации Отложенный

Депутаты и «гениальный ученый» Петрик продолжают бороться с теми, кто мутит «Чистую воду» с помощью УБЭП

В предыдущем номере «Новая» рассказала о том, какими путями партия «Единая Россия» во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым в условиях становящегося все более громким скандала вокруг партийного проекта «Чистая вода» пытается сохранить лицо, открестившись от фильтров Петрика, но продолжая настаивать на своей причастности к государственной программе. Теперь — несколько слов о том, как создатели партпроекта борются с теми, кто помешал ему стать федеральным.

Самой громкой жертвой борьбы с «инакомыслием» стала Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Грызлов усмотрел в ее деятельности признаки мракобесия, о чем не преминул заявить на всю страну еще в январе, после того как глава комиссии академик Эдуард Кругляков заговорил о том, что фильтры Петрика, пропагандируемые создателями партпроекта, могут быть не просто неэффективными, но и опасными для здоровья.

Формальная причина для столь категоричного заявления — подозрение в том, что РАН умышленно блокирует новые инициативы. Депутату от ЛДПР Валерию Селезневу удалось конкретизировать мысль спикера: комиссия, мол, блокирует все инициативы, исходящие не от членов РАН, гнобит молодых ученых и тормозит объявленную президентом Медведевым модернизацию. В итоге в думский Комитет по науке и комиссию по противодействию коррупции ушли протокольные поручения проверить комиссию. Госдума поручение отклонила — по заявлению самого Селезнева — по чисто техническим причинам. В ближайшее время депутат вновь внесет документ в нижнюю палату парламента.

Два других случая связаны с журналом «Водоснабжение и канализация» и его главным редактором Сергеем Финаевым. В июньском номере этого издания впервые были опубликованы отчеты о пилотных испытаниях фильтров Петрика, которые проводил санкт-петербургский «Водоканал», они свидетельствовали о возможной небезопасности продукции и отсутствии у нее некоторых заявленных производителем свойств. Питерский «Водоканал», который, несмотря на исследования, поддерживает установку этих фильтров, подал на издание в суд, сославшись на то, что отчеты — выполненные, между прочим, за государственный счет («Водоканал» является ГУПом) и содержащие общественно важную информацию — являются их интеллектуальной собственностью. Сейчас дело находится в Московском арбитражном суде.

А на прошлой неделе к Сергею Финаеву пришли представители питерского УБЭПа. Виктор Петрик обвинил оппонента в вымогательстве… 10 млн рублей.

«Мы действительно общались с Петриком, — рассказывает Финаев. — При подготовке июньского номера мы обращались за материалами в «Золотую формулу» (компанию, которая производит фильтры Петрика.

— З. Б.). Перед публикацией отослали статьи этой компании — для того чтобы они могли ознакомиться и, если бы захотели, дали свой ответ на них. «Золотая формула» ответила: «Публикуйте, что хотите». Когда номер уже был отпечатан, но еще не поступил в продажу, мне позвонил Петрик и предложил избавиться от тиража». Финаев предложил ему выкупить тираж за почти астрономическую сумму — 1000 руб. за номер. Больше Петрик не звонил. Номер поступил в продажу: с отчетами по пилотным испытаниям фильтров и статьей о несостоятельности порошковых нанопористых фильтров.

Однако репутации партпроекта или ее создателей они вряд ли помогут — скандал, получивший такой резонанс, невозможно замять претензиями к отечественным ученым и возбуждением уголовных дел против журналистов.

Комментарии

Эдуард Кругляков, глава Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований:

— Комиссия по борьбе с лженаукой — общественная организация. Выявлять фальшивые проекты и информировать об этом общественность через СМИ — вот, что мы можем делать. Запрещать что-то не в нашей компетенции.

Кроме того, мы никак не связаны с молодыми учеными — все конкурсы, которые для них организовываются, проводятся через Министерство науки. В случае наших «клиентов» речь, как правило, идет не о скромных грантах, а об огромных государственных деньгах, как в случае с Виктором Петриком.

Что же касается коррупционной составляющей… Пусть копают, если хотят. Оправдываться не собираемся — у нас просто нет на это времени. Сейчас все силы брошены на подготовку заключений по поводу изобретений Петрика, которые мы планируем обнародовать через 2—3 недели.

На международном форуме «Чистая вода» на одном из заседаний полтора часа председательствовал японский исследователь Масару Эмото, который утверждает, что вода способна запоминать звуки — при замерзании под Моцарта она становится голубой, а под хард-рок превращается в коричневые бесформенные глыбы. Это ли не есть мракобесие? И где его в таком случае надо искать: в академии или вне ее?

Представитель пресс-службы Бориса Грызлова, представившийся как Тимур:

— Действительно ли Борис Вячеславович собирается отзывать свой совместно с Петриком зарегистрированный патент на способ очистки воды от радиоактивных загрязнений?

— Это даже комментировать не стоит. Никто не будет на такое реагировать — у Грызлова слишком много работы, чтобы отвлекаться на патенты. Госпрограмма внесена на рассмотрение в правительство, все нормально. Однако СМИ продолжают озвучивать сумасшедшие цифры. Понятно, что на это есть соответствующий заказ и люди пишущие его отрабатывают.