Не наш день

На модерации Отложенный

Вчера большинство россиян не заметили своего «профессионального» праздника. Страна в 15-й раз отмечала Всемирный день потребителя. Впрочем, день этот явно не наш. По оценкам специалистов, почти 80% граждан РФ свыше трех раз в год приобретают некачественные или даже опасные для жизни товары и услуги. А праздничный понедельник «подарил» нам новые тревоги, заставив задуматься, например, о том, какое мы пьем молоко.

По оценкам председателя Союза потребителей РФ Петра Шелища, жизнь потребителей в России только ухудшается. «Никто не знает, сколько миллионов жизней мы теряем из-за некачественной воды или еды», – констатировал он, сообщив, что за 2009 год с претензиями обратились более 360 тыс. человек. «Государство мало того что не защищает потребителя, оно само залезает к нему в карман», – подчеркнул эксперт. По его словам, рост тарифов на ЖКХ, общественный транспорт, связь, услуги госорганов неправомерен.

Свою статистику опубликовал и Роспотребнадзор. По его данным, 60% жалоб, поступивших в ведомство за год, были связаны с неправомерными действиями в сфере торговли, 22% – в сфере услуг, и 18% касаются иных вопросов, «которые затрагивают потребительские интересы населения». Чаще всего россияне жалуются на качество продовольствия – 17%. Далее по нисходящей – мебель, автомобили, лекарственные средства, алкогольная продукция. В сфере услуг по числу жалоб лидирует ЖКХ – почти 70% обращений. За ним следуют финансовые услуги, связь, общественное питание, туризм и медицина.

Правда, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко дал при этом понять, что россияне страдают в основном из-за собственной неосведомленности и инертности – не привыкли изучать законы и информацию на этикетках, не глядя «подмахивают» финансовые документы, легко становясь жертвами непорядочного бизнеса. Однако, как выясняется, не во всем виноват наш несчастный потребитель. «Фактически никакого государственного контроля на пищевом рынке сегодня не существует», – заявила «НИ» пресс-секретарь Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Юлия Шарапова. В доказательство она рассказала весьма поучительную историю, касающуюся одного из продуктов самого массового спроса.

Недавно в рамках собственного расследования ОЗПП протестировало в НИИ молочной промышленности пять образцов пастеризованного молока жирностью 3,2% на соответствие требованиям ГОСТа и техническому регламенту на молоко и молочную продукцию.

Регламент, кстати, был принят совсем недавно. Экзамен на право называться натуральным молоком выдержали только два образца – «Большая перемена» (ОАО «МосМедыньагропром») и «Ясный луг» (ООО «Мечта»). Производители остальных – «Простоквашино» (ОАО «Компания «ЮНИМИЛК»), «Большая кружка» («Галактика»), «Останкинское» (ОАО «Останкинский молочный комбинат») вводят потребителей в заблуждение, выдавая за молоко напиток, восстановленный из «порошка».

Тревогу у правозащитников вызывает даже не то, что информация на этикетке не соответствует содержимому, а то, что во всех трех образцах порошкового «молока» обнаружен аммиак – крайне вредное для организма вещество. Накапливаясь в организме, он раздражает слизистую оболочку глаз и верхние дыхательные пути, вызывает сухость, першение в горле и кашель, отек гортани и легких, при высоких концентрациях – рефлекторную остановку дыхания.

«Обнаруженная в данных образцах сода, скорее всего, содержалась в сухом молоке, производители которого добавляют ее для продления срока хранения продукта», – разъясняет руководитель лаборатории «Молоко» НИИ молочной промышленности Россельхозакадемии Елена Юрова. Специалисты отмечают: в России для приготовления молочного напитка производители использует «порошок» из запасов, а не свежий, только что приготовленный, как это принято в Европе. При сложной обработке восстановленного молока, например, неоднократном его нагревании, сода вступает в реакцию с белками молока, в результате чего образуется аммиак.

«Если крупнейшие производители молока так бессовестно игнорируют закон, что говорить о мелких предприятиях которых в России великое множество. Изготовители скрывают информацию о продукте и считают это нормальным. Ведь механизма защиты потребителя от фальсифицированного и некачественного молока в рамках молочного техрегламента до сих пор не существует», – комментирует положение вещей Юлия Шарапова.