Женское упрямство Аргентины
На модерации
Отложенный
Аргентина, в лице её действующего президента, вызывает всё больше моих симпатий. И дело тут не в женском обаянии, безусловно имеющемся у госпожи Кристины Киршнер, скорее в её упрямстве, с которым она добивается исполнения своих решений. Несмотря на то, что аргентинский суд запретил президенту страны Кристине Фернандес де Киршнер использовать для погашения госдолга золотовалютные резервы, находящиеся под контролем Центробанка, Аргентина отдаёт долги за счёт этих резервов. Президент в понедельник велела перевести $6,6 миллиардов из резервов Центрбанка в счёт погашения государственных облигаций. И это распоряжение было выполнено новым руководителем Центробанка Аргентины Марко дель Понте, которым госпожа Киршнер заменила бывшего главу Центробанка - Мартина Редрадо, отказавшегося выполнять подобное же распоряжение более месяца назад.
История с золотовалютными резервами Аргентины чрезвычайно интересна, ибо создаёт прецедент. Прецедент, который ломает всю современную практику использования резервов центральными банками. Этот момент понимают очевидно только люди, знакомые с финансами и потому требует небольшого пояснения. Практика современного "банкинга" требует наличия баланса у банка - соответствия пассивов и активов. Национальная валюта, которую выпускают центральные банки, являются по банкирским нормам обязательствами этого банка и попадают в пассив банка. Активами же центральных банков являются его резервы - либо в виде золота (очень старая практика), либо государственные обязательства (как у ФРС), либо иностранная валюта (как в рамках колониального режима "currency board"). Центральный банк Аргентины (как и основной массы стран "третьего мира") работает в режиме валютного комитета - "currency board", когда эмиссия национальной валюты обеспечена накопленными запасами иностранной валюты страны метрополии - долларами. Эти запасы и несут такую основную функцию - обеспечение национальной валюты. Эти резервы хранятся в центральном банке (а точнее на счетах Всемирного банка) и не могут быть потрачены. В противном случае баланс пассивов и активов банка будет нарушен, часть выпущенной национальной валюты потеряет своё обеспечение.
Отказ предыдущего главы Центрального банка Аргентины выполнять распоряжение президента очевидно было мотивировано именно этим обстоятельством. Приказ нарушал все банковские нормы. Однако эти нормы не являются законом! В законах о центральных банках нигде не говорится об обязательном соблюдении баланса, а тем более о том, чтобы он обеспечивался именно иностранной валютой. Тем не менее в решении Киршнер есть возможность и соблюдения баланса - это когда центральный банк выкупает гособлигации Аргентины за свои валютные резервы. В этом случае место активов в центральном банке займут уже гособлигации.
Это не нарушение банковских норм, но это нарушение "валютного комитета". То, что позволено ФРС, не может быть позволено "независимым" центральным банкам других стран!
Смысл "валютного комитета" в том, что центральный банк поддерживает размер денежной массы страны в соответствии с внешнеторговым балансом, то есть в размерах экспортных возможностей. Решение Киршнер на деле выводит страну из разряда колониальных. Современная колониальная система базируется именно на финансовых ограничениях стран колоний и именно поэтому международная финансовая олигархия сильно озабочена подобным "инцидентом". Сейчас в Аргентине задействованы все силы оппозиции, которые протестуют против такого "незаконного" решения президента. На борьбу с президентом рекрутированы многие сенаторы. Однако здравый смысл на стороне президента и оппозиции будет очень сложно обосновать свои претензии. У Киршнер есть все шансы отстоять свою позицию и в Конгрессе. Но чем ей это грозит? Она вряд ли до конца понимает ситуацию.
Истории с такой неожиданной самостоятельностью президентов уже случались и это чаще всего приводило к гибели первых лиц государств. Так Кеннеди выпустил в оборот вместо банкнот ФРС казначейские билеты, обеспеченные серебром казначейства. Через три месяца он был убит, а казначейские билеты были заменены банкнотами ФРС. Монополия ФРС на выпуск денег была восстановлена. Инициатива Киршнер вроде бы не идёт так далеко. На первый взгляд. Однако из публикаций в СМИ точно не понятно, выкупает ли ЦБ Аргентины облигации или гасит их. В последнем случае эти облигации не попадают на баланс ЦБ Аргентины и, тем самым, баланс банка нарушается. Нарушение этого баланса эквивалентно государственной эмиссии без образования госдолга. Государственный же долг в свете развивающегося кризиса международной финансовой системы является основной проблемой.
Госдолг Греции нарушает финансовую стабильность всей Европы, госдолг США грозит им либо дефолтом, либо гиперинфляцией в ближайшие годы. Ни одна индустриально развитая страна не может похвастаться своим положительным балансом. Однако вряд ли в планах финансовой олигархии решать проблему госдолга через возвращение государству права денежной эмиссии. Я полагаю, что госпожа Киршнер неожиданно для себя самой демонстрирует вариант решения проблемы государственных долгов вообще. И это решение весьма не понравится финансовой элите. И потому судьба аргентинского президента вызывает у меня очень серьёзное беспокойство. Эта история играет сейчас ключевую роль в дальнейшем развитии международной финансовой системы, по сути определит исход кризиса. Впрочем, широкой дискуссии о государственной денежной эмиссии для решения проблемы госдолгов ещё только предстоит возникнуть.
Комментарии