Товарищ Си в гостях у мистера Обамы

На модерации Отложенный

Визит руководителя КНР в Соединенные Штаты на краткий момент отвлек внимание транснациональных (а также сугубо национальных) медиа от основной геополитической повестки последних дней. Удивляться этому никто не станет: Китай и США де-факто находятся в числе основных поставщиков новостей – только вот репертуар у каждого ньюсмейкера при этом свой, особый. Между тем, существует некий общий круг вопросов, которые обеим державам давно уже пора обсудить. Потому нынешний приезд Си Цзиньпиня и интересен вдвойне: официальные итоги встречи на высшем уровне явно будут отличаться от результатов беседы за закрытой дверью

При чтении новостей привычного формата хочется заснуть уже на второй строчке (цитата): «Китайский лидер планирует провести переговоры по вопросам сотрудничества Пекина и Вашингтона в сфере ядерной энергетики. Стороны также обсудят ряд экономических вопросов. В четверг Си Цзиньпин отправится в американскую столицу, где встретится с Бараком Обамой. Главы государств уделят особое внимание проблеме кибершпионажа».

Официоз, сопровождающий подобные мероприятия, своими скучными шаблонными формулировками не способен возбудить чересчур пристальное внимание общественности – говорят, как раз в этом и состоит его функция. В реальной дипломатической практике существует немало примеров, доказывающих: чем более усыпляющим языком прописаны термины в пресс-релизах, тем острее грозит пройти закулисная схватка. Встреча государственных лидеров КНР и США, проходящая на столь богатом событийном фоне глобальной повестки, исключением из данного правила не является. Хотя бы по одной простой причине: визит товарища Си в Вашингтон многими воспринимается сегодня как заход крупнейшего авианосца, разместившего на палубе товары народного потребления…

Что ж, тем забавнее будет наблюдать за попытками известных аналитиков, комментирующих первые итоги межгосударственных переговоров. Позиция «и вашим, и нашим» будет конкурировать с позицией «ни вашим, ни нашим» – в зависимости от того, с чьей стороны ожидается ответ.

Никаких сомнений пока не возникает лишь в том, что республиканцы в предвыборном раже оттопчутся на любой официальной версии правящих пока демократов по полной программе. Свежий пример отлично иллюстрирует эту тактику «ястребов»: новость об инциденте у островов Сенкаку, когда истребитель Поднебесной в очередной раз приблизился к американскому борту, появилась накануне – но сам факт, как выяснилось, был зафиксирован еще в середине сентября. «Утечку» немедленно прокомментировал сенатор Маккейн, обвинив Китай в «агрессивных намерениях». Следует ли объяснять, кто был автором «утечки» и как будут взбешены в администрации Обамы?

Нетрудно предвидеть и стиль, и риторику республиканцев после завершения визита товарища Си. Впрочем, предсказать замаскированное разочарование демократов тоже особого труда не составит. На самом деле, если вынести за скобки события и без того сильно растянутый до прозрачности дипломатический этикет, суть визита китайского лидера сводится к демонстрации уверенности в набирающем силу превосходстве.

Еще несколько лет назад считалось, что приглашение в Вашингтон на языке дипломатии означает визит к патрону-гегемону, а статус приглашаемой стороны – не важно, какое государство представлено – априори был ниже статуса пригласившей. Кто-нибудь сегодня может себе представить Председателя КПК, заискивающе жмущего руку американскому президенту, торопливо и согласно кивающего на каждую реплику хозяина Овального кабинета? Скорее, с учетом нынешнего положения дел на планете, в сознании обывателя сформируется обратная картина – еще и мастерски дополненная удачными ракурсами китайского национального ТВ…

Но пусть внешняя атрибутика и символика остается на десерт для всяческих авгуров, мелкими стайками снующих на халявной кормежке в придворных бассейнах. Гораздо интереснее то, о чем обе стороны предпочтут промолчать после выхода из закрытой от посторонних глаз и ушей комнаты.

Ближайшей событийной ретроспективы будет достаточно, чтобы задаться несколькими простыми вопросами. Для чего Си Цзиньпин в действительности едет к Бараку Обаме? Почему визит готовился так тщательно и загодя, когда все прекрасно понимали, что крепко стоящий на ногах руководитель Поднебесной приглашен к «хромой утке»? Какие именно острые проблемы китайская сторона намерена обсудить под прикрытием официозной повестки? На какие результаты Пекин рассчитывает от данной встречи?

Вашингтон последние несколько месяцев усиленно трубил на каждом перекрестке про то, как сильно распоясались «китайские хакеры». Ну и что – нам покажут картинку, как товарищ Си виновато молчит, пока его отчитывают и грозят ему пальчиком? Разумеется, не покажут – потому что малейшая попытка предъявить Пекину любую претензию по любому поводу немедленно будет подавлена контраргументами непреодолимой силы.

Арсенал информационной вооруженности Председателя КПК давно уже является весьма достаточным, чтобы как минимум на равных разговаривать с представителем любого государства планеты. Целая армия китайских специалистов, имеющих репутацию опаснейшего противника даже на уровне сведений, просачивающихся в открытые источники, работает на то, чтобы товарищ Си отправлялся в чужой лагерь явно не с пустым досье.

И пусть никого не вводит в заблуждение нейтральный тон заявлений руководителя КНР на итоговом брифинге – при необходимости Бараку Обаме хоть на пальцах, хоть на дисплее непременно покажут список пакостей, составленный подробно и со знанием дела: кто, когда и в какие китайские серверы пытался проникнуть, сидя между берегами Атлантики. Это вам не про украинский «Боинг» сказочки рассказывать, больше года подсовывая вместо обещанных спутниковых снимков непонятные картинки через своих содержанок в СМИ… кстати – большой привет участникам последних прифронтовых обменов кибер-ударами, в результате которых Китаю придется восстанавливать химпроизводство и перестраивать жилые кварталы в эпицентре пожаров. Это же как надо было разозлить Пентагон…

Сотрудничество в ядерной энергетике КНР и США – еще один повод прикрыть глаза в немом «Не торопитесь с выводами!». В Поднебесной не собираются отказываться от стратегии диверсификации торгово-экономических связей. Но когда речь заходит о взаимоотношениях с государствами, обладающими ядерным потенциалом и соответствующим набором развитых высокотехнологичных отраслей, выбор у Пекина остается не таким уж и богатым. Взять ту же сферу строительства АЭС: требования логистики, предназначенной для выполнения рутинных (и весьма затратных, кстати) операций по транспортировке топлива и материалов для работы атомных реакторов, никто не отменял – а посему российские и американские проекты для Пекина будут экономически предпочтительнее, чем те же британские или французские.

Так или иначе, в вопросах сотрудничества с Москвой и Вашингтоном китайским партнерам приходится со временем лавировать все искусней, а следить за соблюдением баланса интересов приходится все тщательней.

Что могут в плоскости ядерного сотрудничества предложить в Соединенных Штатах такого, что заинтересовало бы Китай, стратегически думающий на период от полувека и дальше? Долгосрочный контракт на поставку дефицитнейшего Урана-235? Но в Вашингтоне недавно со слезами встречали последний пароход с российским оружейным плутонием, купленным для собственных АЭС – и больше таких астрономически шикарных подарков никто американцам делать не собирается. Облом номер один.

Что еще – строительство атомных станций по американским проектам? После Фукусимы – спасибо, до свидания. Облом номер два. В плане соотношения стоимости и безопасности АЭС российского производства во всем мире считаются вне конкуренции, но здесь и сейчас обсуждается визит товарища Си в Вашингтон, а не в Москву.

Остаются только технологии – точнее, очень-очень высокие, самые современные технологии атомной отрасли, охоту за которыми Пекин уже давно не скрывает. Если янки готовы предложить такой продукт по сходной для Китая цене – товарищ Си непременно возьмет паузу для того, чтобы посоветоваться с коллегами на родных берегах… чтобы чуть позже попробовать сбить цену.

Но подобные технологии, как известно, на базаре не купишь, да и для самих американских политиков научно-технологический арсенал еще не потерял своего стратегического смысла. Напрасно они, что ли, десятилетиями расставляли соблазняющие сети в рамках операций по ловле «утекающих мозгов»? Пообещать Пекину доступ к одному из столпов американской «исключительности» – все равно, что подарить жену и ключ к собственному сейфу. Пафосные республиканские буйволы (точнее – «слоны») воспитанные на патриархальных традициях отцов-основателей, никогда не пойдут на раздачу награбленного, накопленного под аккомпанементы кантри и банджо. И уж тем более не позволят этого сделать гендерно неразборчивым (пардон – толерантным) чикагским представителям демократического клана «ослов».

За перспективы товарооборота с американцами Пекину переживать смысла нет: пара освеженных контрактов и ритуальный обмен папочками с пожиманием рук отлично дополнят официальное реноме обеих сторон. Но какими посулами Обаме удастся отговорить товарища Си от неотвратимого строительства морского и сухопутного экономических поясов «Нового шелкового пути» – вопрос из области фантастики.

Вашингтон, не в силах противостоять экспансии китайского капитала на вожделенный рынок Евросоюза, в реальности сегодня может лишь предложить ставку ультимативного характера. Опираться в своих расчетах на риск возникновения масштабной конфронтации янки вынуждены по одной простой причине: правящая верхушка в США уже давно не имеет ресурсов для того, чтобы переиграть Китай экономически, а весь потенциал гегемона весьма «удачно» зиждется на развитии аппетитов национального ВПК. Вот почему англосаксы дразнят Поднебесную, применяя свой излюбленный «ход конем»: разыгрывают карту японского милитаризма и одновременно бьют по глиняным ногам Шанхайской биржи – не опасаясь резкого публичного ответа, способного отбросить КНР в ее стратегическом росте на позиции двадцатилетней давности.

В Китае тоже отлично понимают, что их дракон еще недостаточно силен для открытого военного столкновения и слишком зависим от манипуляций на глобальном фондовом рынке. Однако не исключено, что после тактического успеха американского шахматного «коня» Пекин заготовил своего стратегического «троянского» – и в этом деле «хромая утка» Обама пригодится как нельзя кстати.

Пекину в буквальном смысле ничего не стоит объявить по итогам визита курс на масштабные реформы, направленные на широкую либерализацию национального финансового и промышленного рынка, а также озвучить намерения к дальнейшему более тесному политико-экономическому сотрудничеству с США. Но это будет дорого стоить, разумеется, самим США. Потому что обещать, как говорят – еще не значит жениться.

Приостановка темпов интенсивной продажи американских долговых бумаг, на первый взгляд, должна усыпить бдительность ответственных начальников в Белом доме. Но кто сказал, что весь секрет китайской стратегии содержится в очевидном? Имиджевых потерь при этом лично для Си Цзиньпина – никаких: план-то был заранее составлен в коллективе ближайших соратников, да и населению не требуется дополнительных уроков политинформации: самые активные из почти двух миллиардов китайцев, послушав руководителя Си, согласно кивнут головой, но не перестанут работать на укрепление собственной экономики, инвестируя в Европу и откладывая сбережения у себя дома, одновременно усилив охоту за прорывными технологиями.

И пока Обама под занавес своей президентской карьеры будет носиться по брифингам со своим триумфальным венком, Пекин использует драгоценное время передышки, чтобы еще прочнее закрепить свои позиции перед тем, как принимать уже на своей территории американских политиков, упустивших очередной шанс и вынужденных играть по китайским правилам.

Единственным белым пятном в предстоящей игре результатов остается пока проблема освоения и сотрудничества в Арктике. Возможно, со стороны КНР и здесь намерены приоткрыть соблазнительную корзинку с пряниками, пообещав, например, помочь Вашингтону в строительстве полярного ледокольного флота. Свои собственные растущие возможности Пекин недавно уже продемонстрировал в северных широтах, показав береговой охране Аляски пару высоких и прочных корабельных бортов.

Что же до юго-восточных рубежей своего тихоокеанского огорода – китайцы и здесь уже неоднократно дали понять, что свои национальные интересы ни при каких обстоятельствах не сдадут в угоду любой политической конъюнктуре. И Вашингтон не сможет этому ничего противопоставить, не нарвавшись на болезненную оплеуху. Во всяком случае, уже сейчас гораздо чаще паника в эфире несется от американских пилотов, чем от китайских сторожевиков – и если так пойдет и дальше, то рано или поздно история с прощупыванием сил закончится применением силы.

Вот с таким багажом и приехал Товарищ Си, одним своим личным присутствием вдохновив диаспору Сиэтла на удвоенной силы исполнение политики отечественной китайской компартии. Но, может быть, лидер Поднебесной захотел сам лично повнимательнее разглядеть будущее приобретение КНР в виде местной береговой инфраструктуры... Понимает ли все выше перечисленные расклады сам Барак Обама – или же кто-нибудь из его нынешней команды?

Увидим по присутствию в ближайших теле- и фотокадрах жвачки: если американский президент ее выплюнул – значит, планы китайских товарищей сбудутся с весьма высокой степенью вероятности...